Правительство РФ предусмотрело ряд изменений в законодательстве, касающихся авансирования. Авансирование контракта может служить хорошей финансовой поддержкой для поставщиков, выигравших торги, однако оно связано с определенными рисками для заказчика, что требует осторожного подхода к его применению. В связи с пандемией, которая нарушила работу малого и среднего бизнеса, авансирование стало актуальным инструментом поддержки.
Заказчики могут прописывать данное условие в контракте, но с соблюдением определенного порядка для некоторых видов закупок. Главное, что нужно понять: предварительная оплата работ — это не обязанность заказчика, а его добровольное решение. Предоплата рассчитывается в виде процентного соотношения от начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) или цены контракта.
Что такое предоплата
Предоплата — это частичная или полная оплата за услуги и товары до их фактического получения. Форма расчётов предоплаты заключается в том, что продавец предоставляет товары или оказывает услуги только после получения на свой счёт заранее оговоренной фиксированной суммы денег или процента от сделки.
Предоплата бывает трех видов:
- полная составляет полную стоимость сделки;
- частичная это заранее оговеренная фиксированная сумма или процент;
- револьверная осуществляется при более или менее длительных операциях под регулярно (переодически) предоставляемые товары или услуги.
Использование предоплаты позволяет стабилизировать отношения контрагентов, гарантировать интересы товаровладельца при неустойчивой экономической конъюнктуре, инфляции, замедлении скорости оборота и кризисе платёжеспособности.
Действующее законодательство об авансе
Устанавливать или нет условие о предоплате контракта по 44-ФЗ — заказчик решает сам. Законодательство не обязывает его это делать, а только даёт возможность выбора. На практике заказчики неохотно прописывают это условие в договоре, опасаясь возможных рисков, связанных с неисполнением обязательств.
Если авансирование было предусмотрено контрактом, то заказчик обязан перечислить его поставщику.
Согласно Гражданскому кодексу РФ предоплата по договору может быть выплачена исполнителю как в 100% размере, так и частями (ст. 487, 711, 781 ГК РФ). В зависимости от конкретной закупки размер аванса может составлять от 50 до 100%.
При частичном погашении предоплаты последний платёж заказчик совершает после того как поставщик успешно сдаст работу.
Аванс по 44-ФЗ
Ввиду того, что авансирование применяется на усмотрение заказчика, он должен принимать решение, исходя из его целесообразности и ограничений, которые накладывает на него бюджет.
Минимальный размер предварительной оплаты по общему правилу составлял 30% от НМЦК, однако в определённых случаях этот порог может быть увеличен. Так, в некоторых закупках минимальный размер предоплаты теперь не может быть менее 50%.
Это стало плюсом для поставщиков, так как многие из них при поиске закупок ориентируются на этот критерий. В связи с пандемией, продажи малого и среднего бизнеса значительно сократились, а выиграть контракт и ещё до начала его исполнения получить деньги — хорошая поддержка со стороны государства.
Летом 2019 г. у заказчиков отпала обязанность заполнять извещение при закупках с единственным поставщиком, поэтому теперь в ЕИС (Единая информационная система) не всегда можно найти такие закупки с авансированием. Однако информация о них может быть доступна, если такие данные были опубликованы в других формах.
От суммы аванса напрямую зависит размер обеспечения исполнения контракта (ОИК). ОИК не может быть ниже предоплаты, поэтому обеспечительная мера повышается до суммы аванса, если до этого была ниже его.
Если заказчик решил применить в закупке условие о предоплате, то своё решение он должен прописать в контракте, а также указать сумму предоплаты и сроки её выплаты в соответствии с ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. Если в договоре заказчик не указал сроки выплаты, то это будет считаться нарушением.
Рекомендации заказчикам
Советы заказчикам, как прописывать предварительную оплату в договоре по 44-ФЗ:
- Точно указывайте сумму предоплаты. Не используйте минимальные и максимальные интервалы при определении аванса.
- Не соотносите требования с целями применения аванса, если это не предусмотрено законодательством. Данные условия говорят о несоблюдении закона 44-ФЗ и являются основанием для возможного возбуждения материалов по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Об этом сообщается в Письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015 г..
- Если согласно контракту исполнитель должен выполнять работу этапами, то указывайте в документе авансирование в виде процента от каждого такого этапа. Так делать обязывает п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ.
Образцы формулировок в помощь заказчикам
Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.
Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:
- сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
- сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.
Плюсы и минусы предоплаты
Заказчики тяжело принимают решение проводить торги с предварительной оплатой, так как этот момент имеет не только положительную, но и отрицательную сторону.
Плюсы предоплаты:
Для исполнителя контракт с авансированием будет чрезвычайно выгодным, так как появляется возможность заранее продумать план работ, договориться с субподрядчиком о поставке нужных материалов или продукции.
Исполнитель, получивший предоплату, не тратит на закупку расходников собственные денежные средства, что позволяет ему направить их на другие задачи.
Минусы предоплаты:
Повышенный риск неисполнения договора. Недобросовестный поставщик может получить 100%-ную предоплату по договору, но не исполнить свои обязательства. Заказчик при этом рискует потерять выделенные средства.
Законодательством предусмотрены меры в виде начисления пени, штрафов и включения информации о нарушителях в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Для таких виновных лиц в законодательстве предусмотрены меры в виде начисления пени, штрафов и включение информации о них в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Ограничения при определении размера аванса 44-ФЗ
Ограничения по реализации государственных денежных средств были изложены Правительством РФ в Постановлении № 1496 от 09.12.2017 г. В нём говорилось о допустимом начислении авансирования контракта для отдельных групп товаров.
С 23 января 2021 г. начали действовать внесённые в Постановление № 1496 пункты 18, 26.4 и 26.8. Для некоторых позиций было увеличено авансирование и прописаны условия его предоставления и обеспечения федеральных бюджетных средств.
В частности, для работ, связанных со строительством, реконструкцией, капремонтом некоторых объектов государственного значения размер аванса был увеличен до 90%, при условии, что такая предварительная выплата сопровождается Казначейством.
Новые размеры авансирования по 44-ФЗ в 2023 г. для разных категорий заказчиков читайте в таблице:
Федеральные заказчики
Связь, подписка, обучение и лечение, экспертиза проектной документации, грузовые перевозки, авиа- железнодорожные билеты, гостиничные услуги и т.д. | До 100% |
В любой закупке с казначейским сопровождением аванса. | До 90% |
НИОКР для импортозамещения технологической продукции. Требуется казначейское сопровождение и подтверждение Минпромторга о том, что контракт соответствует целям импортозамещения. | До 80% |
До конца 2021 года — станки, ручной инструмент и др. | Обязательный аванс не меньше 80% |
До конца 2021 года — на любые товары и работы, в том числе строительство, реконструкция и капремонт. | До 50% |
Региональные и муниципальные
Строительство, реконструкция и капремонт государственной и муниципальной собственности, если получена субсидия на софинансирование из федерального или регионального бюджета. | Обязательный аванс не меньше 50% |
Новое авансирование по указанным в таблице товарам действует в рамках Постановления Правительства РФ № 1289 от 26.08.2020 г.
Новые правила и разъяснения авансирования по 44-ФЗ
С 01.07.2020 г. начали работать поправки в 44-ФЗ, внесённые 124-ФЗ от 24.04.2020 г. Нововведение связано с тем, что теперь обеспечение исполнения контракта следует рассчитывать, исходя из НМЦК, если авансирование предусмотрено с казначейским сопровождением. При этом НМЦК уменьшается на сумму предоплаты.
А если говорить о торгах для представителей СМП, то на сумму предоплаты уменьшается цена контракта (п.1 ч.1 ст. 30 44-ФЗ).
Условие об авансировании работ считается существенным, и согласно новым правилам допускается его изменять. Это разрешено в некоторых случаях, перечень которых изложен в Письме Минфина № 09-04-05/41434 от 19.05.2020 г. Изменить существенное условие об авансировании можно только при одновременном соблюдении следующих условий:
- новая сумма предоплаты не больше предельного размера, который разрешен законодательством для данных работ. Например, авансирование по контракту на строительство объектов регионального и муниципального уровня (если денежные средства поступают из федерального бюджета) не превышает 50% его суммы;
- условие об авансировании внесено в текст договора;
- инициатором предложения является исполнитель, а корректировки вносятся по согласованию с заказчиком;
- контракт не удалось реализовать по причинам, связанным с коронавирусом.
Поставки компьютеров с авансированием:
В марте 2020 г. на официальном сайте правовой информации было размещено Распоряжение Правительства № 761-р от 27.03.2020 г. Согласно нему теперь разрешается авансирование торгов по 44-ФЗ на приобретение отечественных ПК весом не более 10 кг (планшеты, ноутбуки), телефонов, телевизоров, оборудования радиотелефонной и радиотелеграфной коммуникации, видеосвязи, на которые до этого момента действовал запрет.
Отечественное оборудование — это техника, содержащаяся в едином реестре радиоэлектронных товаров.
Когда предоплата невозможна
Есть категории товаров, в отношении которых запрещено использовать авансирование. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ № 21-р от 16.01.2018 г. и предназначены для массового потребления.
В этот список вошли товары по 22 позициям ОКПД2. Среди них такие товары, как:
- некоторые виды белья, одежды, занавесей, ковровых изделий;
- некоторые виды канцелярских принадлежностей;
- некоторые виды транспортных средств;
- некоторые виды компьютеров, теле- и радиоприемников;
- и др.
Также в Распоряжении № 21-р приведен и список услуг, в отношении которых авансирование невозможно. В основном, это услуги по ремонту отдельных групп техники и оборудования, мебели и предметов домашнего обихода:
Заключение
Таким образом, правила по авансированию, которые действовали еще до конца 2020 г., устарели. На смену им вначале 2021 г. пришли новые поправки, которые начали действовать с января.
Было увеличено минимальное значение аванса для некоторых групп товаров с 30 до 50%. Теперь ниже этой процентной ставки предоплата быть не может. Согласно Гражданскому законодательству максимальный размер предоплаты может составлять 100%. Но заказчикам нелегко принимать такое решение, так как высок риск нарваться на недобросовестного исполнителя.
Законодательство контролирует меры авансирования, на которое, в частности, повлияла пандемия в нашей стране. Некоторые изменения были связаны именно с негативным влиянием на закупки коронавируса. Поэтому и заказчикам, и поставщикам необходимо следить за актуальной информацией по этому вопросу.