Картельный сговор в госзакупках: признаки, штрафы и как подать жалобу в ФАС

Полезные статьи

Соглашение нескольких субъектов, цель которого — ограничение конкуренции называется картельным сговором. Такая договоренность является незаконной и наказывается крупными штрафами.

Картельный сговор, что это такое?

Важным условием развития рыночной системы и экономики страны является свободная конкуренция. Только в условиях честной конкуренции у хозяйствующих субъектов есть мотивация оптимизировать производства, повышать эффективность, работать над снижением стоимости ТРУ и повышением их качества.

В том, чтобы принципы свободной конкуренции повсеместно соблюдались, заинтересованы как сами участники рынков, так и потребители ТРУ, поэтому на защиту конкуренции направлены усилия и законодателя, и уполномоченных государственных органов.

Участники картельного — это игроки одного и того же рынка, которые, вместо того чтобы честно конкурировать на нем, формируют договоренности, которые позволяют им работать на этом рынке, реализовывать ТРУ и получать прибыль, не прилагая усилий, чтобы на нем удержаться. Договоренность направлена на:

  • устранения отдельных участников с рынка;
  • поддержание определенного уровня цен на рынке;
  • передел сфер влияния на рынке.

Картельный сговор возможен на рынке любых ТРУ и всегда незаконен, но особого внимания заслуживают картели, работающие в сфере госзакупок; к таковым относятся:

  • картельный сговор между заказчиком и подрядчиком, когда заказчик стремится отдать контракт на исполнение не выбранному на честном тендере победителю, а компании, с которой заранее достигнута договоренность;
  • договоренность между несколькими участниками тендера.

Говоря о том, что такое картельный сговор по 44-ФЗ и чем он опасен, важно помнить, что по закону о контрактной системе расходуются не собственные средства заказчика, а бюджетные деньги. Конкуренция на тендерах — это не только способ для заказчика получить наилучший товар, работу или услугу, но и сэкономить государственные деньги. Картельный сговор на госзакупках способствует не только снижению качества поставляемых ТРУ, но и неэффективному расходованию бюджетных средств, что наносит ущерб как экономической, так и политической системам страны.

В сфере госзакупок изобретено множество схем картельного сговора:

  • нередко участники тендера договариваются между собой не снижать значительно цену тендера, из-за чего не достигается одна из задач закупочной системы — экономия бюджетных средств;
  • широко известна форма картельного сговора «таран», предполагающая договоренность двух участников тендера против остальных. Первый участник сильно снижает сумму будущего контракта относительно НМЦК, заставляя добросовестных участников покинуть торги, поскольку для них это становится невыгодно. В конце торга свою цену предлагает второй участник договоренности, который относительно НМЦК снижает незначительно. В итоге в тендере остается два участника, заявки которых поступают на рассмотрение заказчику. В результате рассмотрения выясняется, что заявка первого, «тарана», не соответствует требованиям, и победителем признается второй заговорщик, чье предложение незначительно ниже НМЦК. В результате заказчик вынужден заключить контракт с не самым лучшим из претендентов, да еще и не по самой оптимальной цене;
  • некоторые договоренности реализуются еще до начала непосредственно тендера: компании, работающие на одном рынке, договариваются, что не станут подавать заявки на одни и те же тендеры — это фактический передел рынка на сферы влияния.

Нередко участником становится сам заказчик:

  • манипулирует с закупочной документацией, формулируя ее таким образом, что «случайная» компания заведомо не выполнит предъявленные условия;
  • на этапе проведения тендера отсеивает неугодные компании по надуманным поводам.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Признаки картельного соглашения

Распознать признаки картеля на торгах не всегда просто: схемы взаимодействия заговорщиков модернизируются, и часто совершаемые ходы не очевидны для стороннего наблюдателя. Заказчик подозревается в сговоре с одним из участников при наличии таких маркеров, как:

  • наличие требований, которые в области применения закупаемых ТРУ не являются обычными и обязательными, особенно важно обращать внимание на требования или сочетания требований, которые объективно способна выполнить только одна компания — верный признак того, что ее интересы заказчик лоббирует;
  • документация о закупке сформулирована витиевато, в ней много мелких, не вполне обоснованных и нетривиальных требований к заявкам;
  • слишком маленькая НМЦК — расчет на то, что добросовестные участники не заинтересуются процедурой и не придут на нее;
  • сложные условия исполнения контракта, например, заказчик заявляет слишком маленькие сроки исполнения — нередко это говорит о том, что по факту ТРУ заказчику уже поставлены, и теперь он стремится только легализовать это с помощью формальной процедуры.

Уличить участников в договоренности можно, если имеются такие признаки картельного сговора в госзакупках, как:

  • странные действия игроков, невыгодные решения с их стороны;
  • значительное снижение НМЦК в начале процедуры — признак «тарана»;
  • одна и та же команда участников кочует из одного тендера в другой;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные участники.

Борьба с картелями — важный аспект государственной политики, и российский законодатель это осознает. В настоящий момент рассматривается инициатива по ужесточению этой борьбы, в частности, созданию цифрового реестра картелей. Компании, внесенные в него, не смогут участвовать в государственных тендерах. Картели — это не специфическая российская проблема, для противодействия картельным сговорам на торгах за рубежом создаются специальные госорганы, такие как Федеральное ведомство по картелям в Германии.

Антимонопольное соглашение в госзакупках

Систему госзакупок внедрили, чтобы обеспечить наиболее рациональное расходование денежных средств из бюджетов. Для сделок по 44-ФЗ конкуренция — это важное условие.

Ч. 1 ст. 10 закона 135-ФЗ определяет, что картельное соглашение — это сговор между организациями-конкурентами, продающими блага на одном рынке, либо между экономическими субъектами, приобретающими блага на одном товарном рынке, когда такое соглашение приводит:

  • установлению либо поддержанию цены, надбавок (доплат), наценок или скидок;
  • к повышению, понижению либо поддержанию цены на госторгах;
  • сокращению либо прекращению выпуска продукции; разделению рынка товаров по территориальному принципу, объемам продаж или покупок товаров, ассортименту реализуемой продукции или составу продавцов (покупателей);
  • отказу от сделок с определенными поставщиками или заказчиками.

За все время изобретена не одна форма картельного сговора, а именно:

  • способ «таран», который является широко известным. Происходит сговор двух игроков: первый на торгах сильно снижает цену сделки, делая ее невыгодной для других добросовестных подрядчиков, из-за чего они снимают кандидатуры с торгов. В завершении торгов заявку подает второй участник сговора, предложив незначительно пониженную цену. В результате вторые части заявок двух участников, находящихся в сговоре, и рассматривает заказчик. В процессе рассмотрения выясняется, что заявка поставщика, сильно снижающего стоимость, не проходит по требованиям. В итоге победа достается тому участнику, который снижал цену незначительно. На следующих торгах они меняются местами;
  • подрядчики договариваются между собой сильно не снижать цену госконтракта, а это невыгодно для закупщика;
  • в результате сговора один из конкурентов отказывается от подачи заявки или специально подает ее с ошибками, что приводит к победе другого участника.

Среди картельных сговоров между заказчиком и подрядчиком выделяют такие форматы:

  • в процессе тендера госзаказчик по надуманным основаниям или без оснований отсеивает ненужных ему участников, лоббируя интересы определенной компании;
  • заказчик готовит требования к участникам и документацию так, чтобы неподготовленный подрядчик не смог правильно сам подать документы на участие. Так подготавливается почва для конкретного поставщика;
  • заказчик пишет документацию под определенного участника. Бывают случаи, когда еще до старта торгов участники готовят документацию «под себя», отправляют заказчикам, а те просто выкладывают ее в нужной форме.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Штрафы за картельный сговор

Вид санкцииСодержание
Административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ— За совершение такого правонарушения на должностных лиц налагается штраф от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация до 3 лет;
— На юридических лиц — штраф от 1/10 до ½ НМЦК, но не меньше 100 000 руб.
Уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника повлекли крупный или особо крупный ущерб.Штрафные санкции за антимонопольное соглашение — это принудительные работы сроком до 5 лет, к ним добавляют лишение права занимать определенные должности до 3 лет; либо лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности от 1 до 3 лет либо без него и штрафом до 1 млн руб. или без него.
Если ущерб причинен в крупном размере, то срок давности картельного сговора — 2 года с момента совершения преступления; для особо крупных размеров срок давности составляет 6 лет.

Что делать, если столкнулись с антимонопольным сговором?

Первым органом государственной власти, который рассмотрит дело о картельном сговоре, является Федеральная антимонопольная служба; борьба с картелями — это сфера ее непосредственной компетенции. Либо жалобу изначально подают в суд, когда срок обжалования в ФАС пропущен. Судебная практика картельных сговоров по 44-ФЗ обширная и разнообразная, в частности:

  • подрядчики оспаривают действия госзаказчиков, лоббирующих интересы конкретной организации;
  • разбирается поведение участников до и во время торгов для установления связей между ними. Особое внимание уделяют «повторяющимся участникам» — организациям, которые продолжительное время действуют вместе и регулярно побеждают у одних и тех же закупщиков либо в одних и тех же сегментах рынка.

Например, АС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении по делу № А10-3052/2018 от 04.07.2019 признал торги недействительными, потому что применялась схема «таран».

Участник торгов подал жалобу в суд, посчитав, что другие участники аукциона сговорились. АС выяснил, что два участника создавали видимость конкурентной борьбы, снизив цены более чем на 90%. Заявки составлялись заведомо с нарушениями, и компания-заказчик их отклонила. Сделку заключили по максимально возможной цене с третьим участником такой схемы.

Суды определяют вину лиц, принимая во внимание как прямые доказательства, так и косвенные. Например, фактами, подтверждающими вину в деле о картельном сговоре, будут:

  • обнаружение документов одной организации-участника в офисе другого;
  • факты денежных перемещений между компаниями;
  • использование одних и тех же IP-адресов.

Антимонопольные сговоры ограничивают развитие рынка. Организации не видят смысла инвестировать в инновации, если и без этого уверенно удерживают высокие цены на рынке.

Сообщать в ФАС об обнаруженном картеле можно:

  • с помощью официального письменного обращения, отправленного по почте или принесенного лично в приемную госоргана. Особых требований к такому обращению не предъявляется, оно составляется в свободной форме, важно указать в нем адресата, заявителя, подробно изложить факты и подозрения и подкрепить документами, если таковые имеются;
  • воспользоваться формой обратной связи на сайте ведомства, такие обращения рассматриваются как официальные.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Образец жалобы на сговор в ФАС

Скачать образец жалобы в ФАС на антимоноольный сговор:

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий