Закупочная деятельность государственных и муниципальных заказчиков регулируется строгими нормативными требованиями. Тем не менее, практика показывает, что многие заказчики сталкиваются с нарушениями при подготовке закупок. Разберем основные виды нарушений, их причины и возможные последствия, чтобы помочь заказчикам избежать распространенных ошибок и оптимизировать процесс закупок.
Ошибки в описании объекта закупки
Нарушения в описании объекта закупки
Правильное и полное описание объекта закупки — основа успешного проведения конкурентных процедур. Однако на практике часто встречаются следующие ошибки:
- Неполное или формальное описание объекта закупки.
Заказчики иногда дают уклончивые или формальные характеристики, что затрудняет потенциальным поставщикам понимание требований. Например, технические задания могут быть подготовлены с избыточными параметрами, которые фактически не требуются для выполнения задачи. - Использование некорректных кодов классификатора (КТРУ).
В случае, если заказчик не применяет или неверно применяет коды КТРУ, это может повлиять на корректность закупочной процедуры и ограничить количество участников. - Технические задания с «ловушками».
Порой заказчики намеренно включают такие характеристики, которые ограничивают возможности поставщиков, создавая препятствия для участия в закупке.
Эти нарушения часто становятся поводом для жалоб со стороны участников закупок и привлекают внимание контрольных органов.
Нарушения в обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)
Обоснование НМЦК — ключевой этап подготовки закупки. Ошибки на этом этапе могут включать:
- Завышение или занижение НМЦК. Часто завышение цены происходит из-за отсутствия достаточной информации о рыночной стоимости или неэффективного выбора метода расчета.
- Использование неподтвержденных данных. Например, заказчики могут основываться на коммерческих предложениях, не содержащих необходимой информации, или на информации, полученной из ненадежных источников.
- Неправильный выбор метода обоснования НМЦК. Закон 44-ФЗ определяет несколько методов: анализ рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Неправильный выбор метода или отсутствие пояснительной документации может вызвать вопросы у контролирующих органов.
Контрольные и аудиторские органы, такие как Счетная палата, уделяют особое внимание данному аспекту закупки. Несоответствия в обосновании НМЦК могут квалифицироваться как неэффективное использование бюджетных средств и привести к административной и даже уголовной ответственности.
Ошибки в установлении требований к заявкам и отбору участников
Закупка начинается с корректной подготовки документации, и здесь заказчики часто совершают ошибки:
- Чрезмерные требования к участникам. Заказчики иногда устанавливают требования, которые ограничивают количество участников закупки. Например, они могут требовать предоставления документов, которые фактически не предусмотрены нормативными актами.
- Нарушение порядка выбора способа определения поставщика. Например, заказчик может неправильно выбрать процедуру закупки, что приведет к невозможности соблюдения условий проведения торгов.
- Отсутствие или несоответствие инструкции по заполнению заявки. Понятная и структурированная инструкция помогает участникам предоставить корректные сведения и избегает двусмысленных трактовок, но часто этот аспект игнорируется заказчиками, что приводит к ошибкам.
Нарушения, зафиксированные контрольными органами
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и прокуратура часто фиксируют нарушения, связанные с:
- Не размещением сведений о контракте в Единой информационной системе.
Например, информация о контракте может быть не опубликована вовремя, что нарушает требования законодательства. - Искусственное разделение закупок.
Заказчики иногда делят закупки на части, чтобы уклониться от обязательных процедур. - Нарушение порядка оплаты по контракту.
Заказчики могут задерживать оплату по государственным и муниципальным контрактам, что негативно влияет на исполнителей и их финансовую устойчивость.
Эти нарушения не только замедляют процессы закупок, но и могут привести к правовым последствиям для заказчиков, вплоть до уголовной ответственности.
Рекомендации для заказчиков
Для минимизации нарушений и повышения эффективности закупочной деятельности заказчикам рекомендуется:
- Внимательно следить за изменениями в законодательстве. Часто ошибки связаны с незнанием или неправильным толкованием новых правил.
- Использовать качественные и проверенные источники для обоснования цены. Основной метод — анализ рынка — должен быть подкреплен достоверными данными, а все документы должны соответствовать требованиям закона.
- Тщательно готовить технические задания и требования к участникам. Полное и структурированное описание объекта закупки, а также понятные инструкции помогут избежать жалоб со стороны участников и упростят процедуру закупки.
Правильное планирование закупки и соблюдение всех нормативных требований не только защищает заказчиков от штрафов, но и способствует созданию прозрачной и эффективной системы государственных закупок.
Как вам статья?