Основные нарушения заказчиков при подготовке закупок: причины, типы и способы устранения

Полезные статьи

Закупочная деятельность государственных и муниципальных заказчиков регулируется строгими нормативными требованиями. Тем не менее, практика показывает, что многие заказчики сталкиваются с нарушениями при подготовке закупок. Разберем основные виды нарушений, их причины и возможные последствия, чтобы помочь заказчикам избежать распространенных ошибок и оптимизировать процесс закупок.

Ошибки в описании объекта закупки

Нарушения в описании объекта закупки
Правильное и полное описание объекта закупки — основа успешного проведения конкурентных процедур. Однако на практике часто встречаются следующие ошибки:

  • Неполное или формальное описание объекта закупки.
    Заказчики иногда дают уклончивые или формальные характеристики, что затрудняет потенциальным поставщикам понимание требований. Например, технические задания могут быть подготовлены с избыточными параметрами, которые фактически не требуются для выполнения задачи.
  • Использование некорректных кодов классификатора (КТРУ).
    В случае, если заказчик не применяет или неверно применяет коды КТРУ, это может повлиять на корректность закупочной процедуры и ограничить количество участников.
  • Технические задания с «ловушками».
    Порой заказчики намеренно включают такие характеристики, которые ограничивают возможности поставщиков, создавая препятствия для участия в закупке.

Эти нарушения часто становятся поводом для жалоб со стороны участников закупок и привлекают внимание контрольных органов.

Нарушения в обосновании начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК)

Обоснование НМЦК — ключевой этап подготовки закупки. Ошибки на этом этапе могут включать:

  • Завышение или занижение НМЦК. Часто завышение цены происходит из-за отсутствия достаточной информации о рыночной стоимости или неэффективного выбора метода расчета.
  • Использование неподтвержденных данных. Например, заказчики могут основываться на коммерческих предложениях, не содержащих необходимой информации, или на информации, полученной из ненадежных источников.
  • Неправильный выбор метода обоснования НМЦК. Закон 44-ФЗ определяет несколько методов: анализ рынка, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Неправильный выбор метода или отсутствие пояснительной документации может вызвать вопросы у контролирующих органов.

Контрольные и аудиторские органы, такие как Счетная палата, уделяют особое внимание данному аспекту закупки. Несоответствия в обосновании НМЦК могут квалифицироваться как неэффективное использование бюджетных средств и привести к административной и даже уголовной ответственности.

Ошибки в установлении требований к заявкам и отбору участников

Закупка начинается с корректной подготовки документации, и здесь заказчики часто совершают ошибки:

  1. Чрезмерные требования к участникам. Заказчики иногда устанавливают требования, которые ограничивают количество участников закупки. Например, они могут требовать предоставления документов, которые фактически не предусмотрены нормативными актами.
  2. Нарушение порядка выбора способа определения поставщика. Например, заказчик может неправильно выбрать процедуру закупки, что приведет к невозможности соблюдения условий проведения торгов.
  3. Отсутствие или несоответствие инструкции по заполнению заявки. Понятная и структурированная инструкция помогает участникам предоставить корректные сведения и избегает двусмысленных трактовок, но часто этот аспект игнорируется заказчиками, что приводит к ошибкам.

Нарушения, зафиксированные контрольными органами

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и прокуратура часто фиксируют нарушения, связанные с:

  • Не размещением сведений о контракте в Единой информационной системе.
    Например, информация о контракте может быть не опубликована вовремя, что нарушает требования законодательства.
  • Искусственное разделение закупок.
    Заказчики иногда делят закупки на части, чтобы уклониться от обязательных процедур.
  • Нарушение порядка оплаты по контракту.
    Заказчики могут задерживать оплату по государственным и муниципальным контрактам, что негативно влияет на исполнителей и их финансовую устойчивость.

Эти нарушения не только замедляют процессы закупок, но и могут привести к правовым последствиям для заказчиков, вплоть до уголовной ответственности.

Рекомендации для заказчиков

Для минимизации нарушений и повышения эффективности закупочной деятельности заказчикам рекомендуется:

  • Внимательно следить за изменениями в законодательстве. Часто ошибки связаны с незнанием или неправильным толкованием новых правил.
  • Использовать качественные и проверенные источники для обоснования цены. Основной метод — анализ рынка — должен быть подкреплен достоверными данными, а все документы должны соответствовать требованиям закона.
  • Тщательно готовить технические задания и требования к участникам. Полное и структурированное описание объекта закупки, а также понятные инструкции помогут избежать жалоб со стороны участников и упростят процедуру закупки.

Правильное планирование закупки и соблюдение всех нормативных требований не только защищает заказчиков от штрафов, но и способствует созданию прозрачной и эффективной системы государственных закупок.

Как вам статья?
 

Стартендер
Добавить комментарий