Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: как направить сведения?

Полезные статьи

В этой статье разбираем все основания внесения сведений в РНП по новым правилам с 1 июля. Для каждого основания есть алгоритм и наглядный чек-лист, который поможет подготовить обращение и документы для ФАС с учетом новых требований.

Измения в порядке внесения сведений в РНП с 1 июля

С 1 июля 2021 года изменился порядок внесения информации в реестр недобросовестных поставщиков, далее – РНП, согласно Федеральному закону от 30.12.2020 № 539-ФЗ. Законодатели скорректировали перечень сведений, уточнили порядок включения в РНП информации, а также установили основания исключения информации из реестра. Подробно о том, как изменили правила, смотрите в справочнике.

Справочник изменений в порядке внесения сведений в РНП

Применяйте новые правила ведения РНП с 1 июля. 

Форму и порядок направления сведений информации в РНП Правительство утвердило в постановлении от 30.06.2021 № 1078.

В новом порядке по постановлению Правительства от 30.06.2021 № 1078 перечислены сведения, которые заказчику необходимо направить в контрольный орган, а также образцы документов в зависимости от причин направления информации о поставщике в РНП.

В каких случаях направить сведения в РНП?

Информацию и документы контрольному органу для включения сведений в РНП направьте по одному из трех оснований:

Основание 1. Победитель или единственный участник уклонился от заключения контракта.

Основание 2. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт по решению суда.

Основание 3. Контрагент нарушил условия контракта, в связи с чем заказчик расторг контракт в одностороннем порядке.

Смотрите образцы, которые пригодятся по каждому основанию, чтобы направить сведения в ФАС:

1.  Протокол о признании участника уклонившимся

2. Исковое заявление о расторжении контракта

3. Решение об одностороннем отказе

За ненаправление сведений в РНП заказчика оштрафуют.

Заказчик обязан направить сведения о недобросовестном поставщике в РНП. Если не исполните такую обязанность или исполните не вовремя, контролер выпишет штраф 20 000 руб. Такой же штраф грозит заказчику, который направит недостоверную информацию (ч. 2 ст. 7.31 КоАП).

Сведения направьте в бумажной или электронной форме. Форма обращения зависит от процедуры. Если проводите электронную закупку, то документооборот между заказчиком, ФАС и его территориальными органами будет проходить в электронной форме через ЕИС. Часть информации, которую нужно включать в обращение при направлении сведений о поставщике в РНП, будет формироваться автоматически из данных различных государственных информационных систем. Согласно постановлению Правительства от 30.06.2021 № 1078 данная норма вступит в силу с 1 апреля 2022 года. 

На бумажном носителе обращения нужно будет подавать, когда проводите открытый конкурс, запрос предложений или определяете поставщика закрытыми способами.

Чтобы направить информацию в контрольный орган, заполните обращение. Данные, которые вы укажете в обращении, зависят от оснований направления сведений в реестр. 

Направлять ли сведения в ФАС из-за недостоверной информации в заявке

Нет, сведения об участнике из-за недостоверной информации в заявке в ФАС направлять не нужно. В данном случае просто отклоните заявку участника на любом этапе проведения закупки. Вывод следует из части 9 статьи 31, части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.

Отклонять ли заявку индивидуального предпринимателя, который внесен в РНП как учредитель юрфирмы

Да, заявку отклоните. Неважно, в каком статусе участника внесли в реестр недобросовестных поставщиков – как учредителя юрфирмы или ИП. Важен факт, что сведения об участнике есть в РНП. Об этом Верховный суд сообщил в определении от 18.04.2017 № 307-КГ17-3978. Схожую позицию изложил Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 20.04.2017 № Ф09-1846/2017.

Нужно ли направлять в РНП сведения о компании – естественной монополии, которая отказалась заключать контракт


Нет, не нужно. В реестр недобросовестных поставщиков не включают информацию о поставщиках, которые отказались от заключения контракта без проведения конкурентной процедуры, по части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Исключение – случаи, когда заказчик заключает контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся конкурентных процедур (ч. 2 и 5 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).

Нужно ли направлять сведения в РНП о поставщике, который не исполнил контракт по пункту 4 части 1 статьи 93

Да, нужно. Если контракт с единственным поставщиком расторгли, например, по решению суда, то сведения о контрагенте направьте в РНП. Закон № 44-ФЗ не содержит исключений для едпоставщиков, контракт с которыми был расторгнут в одностороннем порядке или по решению суда. Вывод следует из частей 9 и 16 статьи 95, части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.
Минэкономразвития высказало другую позицию. Ведомство считает, что сведения о едпоставщике в РНП подавать не нужно, так как информацию о контрактах по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не включают в реестр контрактов, а также потому, что в РНП обязательно указывают дату конкурентной процедуры (письмо от 17.12.2015 № Д28и-3717).

Направлять ли в РНП сведения о победителе, с которым не заключен контракт из-за несоответствия единым требованиям

Нет, в РНП включают информацию о победителе, который уклонился от заключения контракта. Отстранение победителя от закупки или отказ от заключения контракта под данное определение не подпадает. Вывод следует из части 9 статьи 31, части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.

Признается ли участник закупки уклонившимся, если он не направил контракт по приостановленной закупке


Нет, не признается. ФАС вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику требование о таком приостановлении. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы (ч. 7 ст. 106 Закона № 44-ФЗ).
С учетом приостановления срока определения победителя на период обжалования действий заказчика в ФАС участник не нарушает 10-дневного срока подписания контракта и не может признаваться уклонившимся от заключения контракта.

Как подготовить и направить в ФАС обращение и документы для внесения в РНП?

Чтобы получить бесплатную консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

С 1 апреля 2022 года заказчик сможет формировать и направить обращение с помощью функционала ЕИС, если проводит электронную процедуру. До этого момента обращение заполняйте и направляйте на бумажном носителе. Выбор контрольного органа будет происходить автоматически с учетом особенностей заказчика. Смотрите в справочнике, какие заказчики отправляют данные в территориальные органы, а какие в центральный аппарат ФАС.

В какой орган заказчики направляют сведения о включении в РНП

ЗаказчикОрганПример
1.Все заказчики, за исключением заказчиков из пунктов 2, 3 и 4Территориальный органТверское УФАС
2.Федеральный суд, за исключением федеральных судов из пунктов 3 и 4Территориальный орган, который координирует деятельность остальных органов в федеральном округеУФАС по Ростовской области
(координирует УФАС на территории Южного федерального округа)
3.Заказчики при проведении закупок по ГОЗ с НМЦК или максимальным значением цены контракта менее 300 млн руб.Территориальный орган, который координирует деятельность остальных органов в федеральном округе (кроме центрального федерального округа)УФАС по Ростовской области
(координирует УФАС на территории Южного федерального округа)
4.— Заказчики центрального федерального округа при проведении закупок по ГОЗ 
— Заказчики при проведении закупок по ГОЗ с НМЦК или максимальным значением цены контракта менее 300 млн руб.
— Заказчики с НМЦК или максимальным значением цены контракта 1 млрд руб. и более
— Администрация Президента;
Аппарат Государственной думы;
Аппарат Совета Федерации ;
Счетная палата;
Конституционный суд;
Верховный суд;
Судебный департамент при Верховном суде;
Федеральный суд апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
Федеральный суд, расположенный в центре федерального округа;
Генеральная прокуратура;
Центральный аппарат федерального органа исполнительной власти;
Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства
Центральный аппаратФАС России

Форму обращения законодатели подготовили в постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078. Смотрите в Системе Госзаказ заполненный образец с подсказками.

Обращение о включении информации в РНП

Содержание обращения и документы, которые необходимо к нему приложить, зависят от причины направления сведений в реестр. Смотрите в специальных чек-листах, какие данные указать в обращении и какие документы необходимо к нему приложить.

Чек-лист: если включаете участника, который уклонился от заключения контракта

Протокол будет прилагаться к обращению автоматически после его подписания с использованием ЕИС.

Чек-лист: если расторгли контракт по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта

Чек-лист: если расторгли контракт в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением условий контракта

Решение об одностороннем отказе будет прилагаться к обращению автоматически в случае его размещения в ЕИС.

Сроки внесения сведений в РНП

Заказчик обязан направить обращение о включении информации в РНП не позднее трех рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты, когда расторгли контракт. Срок указан в части 4 статьи 104 Закона № 44-ФЗ.

Если в обращении не хватает документов, то контрольный орган сформирует уведомление о выявленном несоответствии обращения и о необходимости направить документы в течение одного рабочего дня.  Уведомление направят заказчику с помощью ЕИС не позднее одного часа с момента его подписания.

Форму уведомления законодатели подготовили в постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Уведомление о несоответствии обращения о включении информации в РНП

Заказчик должен направить недостающие документы не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления.

Если заказчик представил полный комплект информации и документов, сотрудник ФАС проверит их в течение пяти рабочих дней после поступления обращения. Контрольный орган проверит информацию и документы на факт недобросовестности поставщика и решит, включить информацию в РНП или нет. Если недобросовестность будет подтверждена, ФАС занесет информацию в реестр и направит решение заказчику и участнику закупки в течение трех рабочих дней после принятия такого решения.

Обратитесь в прокуратуру, если ФАС вовремя не внесла в реестр информацию о недобросовестном поставщике

Именно прокуратура контролирует исполнение законов и правовых норм (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).

Если в реестре будет обнаружена техническая ошибка, контрольный орган в течение трех рабочих дней должен внести изменения в реестровую запись.

Заказчики и участники закупки также вправе направить в контрольный орган обращение об исправлении технической ошибки в бумажной форме. Контролеры регистрируют поступившее обращение и в течение пяти рабочих дней рассматривают сведения. Если ошибка из обращения подтвердится, контрольный орган в течение трех рабочих дней вносит исправления в реестр и направляет лицу, который подал обращение, уведомление об исправлении ошибки.

Форму обращения и уведомления об исправлении технической ошибки законодатели подготовили в постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Обращение об исправлении технической ошибки в РНП

Уведомление об исправлении технической ошибки в РНП

Информация из РНП будет исключена автоматически по истечении двух лет с даты, когда орган контроля должен разместить такую информацию в реестре.

Сведения исключат из РНП досрочно, если:

  • поступил судебный акт о признании недействительным решения органа контроля о включении участника в РНП;
  • признали неправомерным отказ заказчика от исполнения контракта;
  • не подтвердился факт влияния участника на деятельность корпоративного юрлица.

Чтобы досрочно исключить информацию из РНП, заказчик или контрагент вправе направить в контрольный орган обращение об исключении информации из реестра в бумажной форме.

К обращению необходимо приложить:

  • решение суда или его копию о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • информацию, которая подтверждает невозможность влияния лиц на деятельность участника закупки (например, информацию о том, что участник не владеет паями и акциями более 25%).

В случае если обращение направлено из-за недействительности одностороннего отказа, контрольный орган самостоятельно рассмотрит обращение и исключит информацию об участнике из РНП в течение пяти рабочих дней.

Если обращение направлено из-за информации, которая доказывает невозможность влияния на участника закупки, контрольный орган зарегистрирует обращение и известит заказчика ‎и участника о месте, дате и времени рассмотрения обращения в течение одного рабочего дня. В данном случае исключение из РНП будет рассматриваться на заседании комиссии контрольного органа. Решение об исключении из реестра такого участника будет принято на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.

Форму обращения об исключении информации из РНП законодатели подготовили в постановлении Правительства от 30.06.2021 № 1078.

Обращение об исключении информации из РНП

Контрольный орган направит решение о результатах рассмотрения обращения заказчику, участнику или поставщику в течение трех рабочих дней с момента принятия такого решения.

Действует ли требование об отсутствии информации в РНП на физическое лицо

Да, действует. Заказчик вправе в извещении и документации о закупке установить требование об отсутствии участника закупки в РНП. Принять участие в такой закупке могут любые юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные как ИП. Исключение – офшорные компании. Следовательно, требование об отсутствии сведений в РНП действует и в отношении физических лиц. Вывод следует из пункта 4 статьи 3, части 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Позицию подтвердил Минфин в письме от 26.09.2017 № 24-05-09/62505.

Когда контрольные органы включат или откажут во включении в РНП?

Чтобы получить бесплатную консультацию юриста, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Контрольные органы проверяют информацию и документы, которые представляют заказчики и участники закупки. Если контрагент докажет, что нарушил условия контракта непреднамеренно, то контролеры могут не включить его в реестр. Смотрите в таблице частые случаи, когда контрагента включат в реестр недобросовестных поставщиков, а когда откажут во включении. Ответы составлены с учетом актуальной судебной практики.

Практика, когда контрагента включат в реестр недобросовестных поставщиков, а когда откажут во включении

Включат в РНП

Решение суда/ФАС Аргументы суда/ФАС Комментарий эксперта
Участника закупки, который предоставил ненадлежащую банковскую гарантию по вине третьих лиц, включат в РНППобедитель закупки в качестве обеспечения заявки предоставил банковскую гарантию. При проверке было установлено, что гарантия отсутствует в реестре банковских гарантий. Организация пояснила, что оформляла гарантию через посредника. Однако антимонопольный орган такие доводы признал несостоятельными ввиду того, что организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью, свободны в выборе контрагента по сделке. Приняв решение участвовать в закупке, участник должен осознавать все связанные с таким участием риски, в том числе ответственность за подлинность представляемых заказчику документов, их соответствие действующему законодательствуЧтобы избежать включения в РНП, участнику необходимо доказать, что он принял  достаточные меры для проверки надлежащего оформления и подлинности полученной от посредника банковской гарантии
Победителя закупки, который не подписал вовремя контракт из-за поломки ЭЦП, внесут в РНП Позиция суда основана на недобросовестном поведении победителя закупки, а именно:победитель не проявил должную осмотрительность. Об обязанности подписать и обеспечить контракт победитель знал в день итогов закупки, но откладывал заключение контракта до последнего момента;не доказал, что по независящим от него причинам не мог выполнить обязанность;не обеспечил исполнение контракта;представил накладную о закупке товара только в суд, но не в контрольный орган.Такое поведение суд расценил как недобросовестное и внес сведения о победителе закупки в РНПЧтобы избежать включения в РНП, победитель должен доказать, что проявил должную осмотрительность. Должная осмотрительность – это, например, оставлять запас по времени, чтобы успеть обеспечить и подписать контракт, а не откладывать все на последний день

Откажут во включении в РНП

Решение суда/ФАС Аргументы суда/ФАС Комментарий эксперта
Нельзя включать исполнителя в РНП без вызова на заседание комиссии  Суд признал решение УФАС о включении исполнителя в РНП незаконным: о времени и месте заседания комиссии исполнителя не известили, что не позволило антимонопольному органу принять объективное решение с учетом всех обстоятельств Нельзя рассматривать дело в отсутствие исполнителя, если невозможно сделать однозначный вывод о наличии в его действиях недобросовестности и уклонения от исполнения контракта
Участника, который не заключил вовремя контракт из-за поломки электронной подписи, могут не включить в РНП Суд, изучив все документы, сделал вывод, что намерений уклониться от заключения контракта у победителя не было, поэтому включать в РНП его в данном случае нельзя Участника могут включить в РНП из-за неисправности ЭП, если он не докажет, что принял надлежащие меры для своевременного получения новой электронной подписи и у него не было намерения уклониться от заключения контракта 
Участника не включат в РНП, если заказчик нарушит процедуру расторжения контракта ФАС не включила сведения в РНП, потому что заказчик нарушил процедуру расторжения контракта Даже если заказчик вовремя разместил решение об одностороннем расторжении в ЕИС, но уведомил контрагента с опозданием, ФАС не включит сведения о таком исполнителе в РНП
Сведения о победителе не включат в РНП, если заказчик не учел все замечания по протоколу разногласий Если заказчик дорабатывает контракт, но без объективных причин учитывает не все ошибки, победитель закупки может не подписывать такой контракт. ФАС и суды поддержат сторону добросовестного победителя, а заказчика признают нарушившим часть 5 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ Заказчик должен доработать проект контракта с учетом всех разногласий победителя либо мотивированно отказать в их принятии. Игнорировать одно из замечаний нельзя (ч. 5 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ)

Последствия включения в РНП или отказа от включения

Контрольные органы могут принять сторону заказчика и включить контрагента в РНП или же отказать во включении. От того, какое решение примут контролеры, зависят последствия для заказчика.

Какие последствия для заказчика, если контрагента включили в РНП.

Если участника внесли в РНП из-за уклонения или отказа заключать контракт, вы вправе получить обеспечение заявки. Вам его перечислит банк в течение одного рабочего дня со дня включения участника в РНП. Так произойдет, если вы проводили электронные аукцион, конкурс или запрос предложений (ч. 11, 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Включение в РНП не является основанием для расторжения контракта.

Если поставщика включили в РНП, а у вас есть с ним действующие контракты, их нельзя расторгать в одностороннем порядке. Включение поставщика в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным контрактам. Об этом сказано в определении Верховного суда от 03.06.2021 № 310-ЭС21-7923, письме ФАС от 06.08.2015 № АЦ/40483/15.

Какие последствия для заказчика, если контрагента отказались включать в РНП.

Контрольный орган может отказаться внести участника или поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП, если будет установлено, что:

  • сам заказчик нарушил требования Закона № 44-ФЗ. В этом случае возможен штраф;
  • нет вины участника или поставщика, подрядчика, исполнителя.

Если контрольный орган откажется включать сведения в РНП в связи с тем, что у вас отсутствовали основания для одностороннего расторжения контракта, то для вас возможны такие последствия (письмо ФАС от 12.03.2019 № ИА/18794/19):

  • возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32 КоАП;
  • направление материалов дела в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Вправе ли заказчик отстранить от закупки участника, которого незаконно включили в РНП

Нет, не вправе. Незаконное включение участника закупки в РНП не может повлечь его отстранения от участия в торгах. Вывод подтвердил Верховный суд в определении от 04.08.2021 № 301-ЭС21-12177.
Аукционная комиссия заказчика признала вторую часть заявки участника не соответствующей требованиям документации, так как на момент проведения аукциона участник находился в РНП. Однако участник предоставил судам данные, согласно которым включение их организации в РНП было признано незаконным. Суды поддержали участника и признали аукцион недействительным. 

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий