Картельный сговор в госзакупках: признаки, штрафы и как подать жалобу в ФАС

Юридическая практика

Соглашение между различными компаниями об ограничении конкуренции называется картелем. Такие соглашения являются незаконными и могут повлечь за собой большие штрафы.

Картельный сговор, что это такое?

Свободная конкуренция — важное условие развития рыночной системы и экономики страны. Только в условиях честной конкуренции у компаний появляется мотивация к оптимизации производства, повышению эффективности, снижению затрат на продукцию и повышению качества.

Принцип свободной конкуренции в целом соблюдается и способствует интересам экономических операторов и потребителей. Поскольку члены Европейского парламента и соответствующие правительственные чиновники работают над защитой конкуренции.

Члены картеля — это компании, которые не конкурируют на одном рынке с одними и теми же убеждениями, но имеют контракты, которые позволяют им вести бизнес на этом рынке и получать прибыль от продажи ТРУ, не желая оставаться на этом рынке. Целью данного соглашения является:

  • Исключить отдельных участников рынка;
  • Поддерживать постоянный уровень цен на рынке;
  • Распределение влияния на рынок.

На рынке ТРУ сотрудничество между картелями возможно и всегда незаконно, но государственные закупки требуют особого внимания к картелям.

  • Картельное сотрудничество между клиентами и поставщиками. Клиент должен заключить договор с компанией, независимо от того, утвержден он или нет. Тогда возможна справедливая процедура отбора;
  • Контракты между несколькими участниками торгов.

Что касается конкурентного сотрудничества и рисков, требуемых в 44-ФЗ, следует отметить, что законодательство о контрактной системе предусматривает использование бюджетных ресурсов, а также ресурсов закупающих органов. Закупки — это не только способ предоставить потребителям лучшие продукты, рабочие места и услуги, но и способ сэкономить общественные ресурсы. Организации, приобретаемые государством, не только снижают качество предлагаемых товаров и услуг, но также не получают выгоды от эффективности бюджетных ресурсов, что отрицательно сказывается на экономической и политической системе страны.

В сфере госзакупок заключено много картелей:

  • Претендент часто соглашается с тем, что цена существенно не упадет. Это противоречит одной из целей системы торгов — экономии бюджета;
  • Распространенная форма картельного сотрудничества, известная как массовое движение, предполагает участие двух участников торгов вместе. В отличие от НКМК, первый участник торгов существенно снижает стоимость фьючерсных контрактов, что делает его невыгодным для участников торгов, снимающихся с аукциона. В конце аукциона второй претендент предложит немного меньше, чем НКМК. Таким образом, есть два подходящих кандидата, чьи предложения передаются на рассмотрение спонсору. Первоначальное предложение будет сочтено неадекватным, а предложение о создании совместного предприятия, которое не было признано успешным, будет немного ниже, чем предложение НКМК. В результате клиент вынужден заключить договор с другой стороной, которая не является лучшим участником торгов и не предлагает лучшую цену;
  • Некоторые контракты заключаются до начала торгов. Компании, работающие на одном рынке, соглашаются не участвовать в одной и той же заявке. Они просто делят рынок между своими регионами;
  • В большинстве случаев сам клиент будет участником процесса.

Сам заказчик часто становится участником:

  • Манипуляция тендерной документацией, чтобы «случайно» выбранные компании не нарушили условия намеренно;
  • На этапе торгов требуется ограничение, чтобы обойти ненужные компании по необоснованным причинам.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Признаки картельного соглашения

Нелегко увидеть в заявке бренд картеля. Причина в том, что планы взаимодействия с заговорами пользуются успехом, а их передвижения часто не понятны иностранцам. Если появится какой-либо из этих признаков, покупателя можно заподозрить в сговоре с участником торгов:

  • Поскольку это особая характеристика, которую предпочитают клиенты, очень важно обращать внимание на требования или комбинации требований, которые могут объективно соответствовать только одной компании;
  • Документы для торгов написаны глянцевым шрифтом и содержат множество предложений, но веских доказательств нет, а торги — непростая задача;
  • Слишком мало НМЦК-расчетов, вызывающих серьезный недостаток интереса со стороны соискателей и не участвующих в процессе;
  • Заказчики высказали предположение о сложности условий производительности, например о слишком коротких сроках выполнения. Это часто происходит потому, что клиент уже отправил товар и пытается решить проблему, используя формальные процедуры.

Если вы подозреваете поведение картеля в государственном контракте, вы можете отслеживать поведение поставщика:

  • Поведение игрока — странное и отрицательное решение;
  • В начале процесса значительное снижение НМЦК — признак «тарана»;
  • Игроки в одной группе переходят из одной группы в другую;
  • Честные кандидаты абсолютно исключены.

Антимонопольное законодательство — одна из основных политик правительства, и российские регулирующие органы осознают это. В частности, ищутся инициативы по усилению борьбы, такие как создание цифровых реестров картелей. Компании из этого списка не смогут участвовать в государственных торгах. Картели не являются особой проблемой в России, но для борьбы с картелями на иностранных торгах были созданы специальные правительственные агентства, такие как Федеральное агентство по картелям, например, в Германии.

Антимонопольное соглашение в госзакупках

Для наиболее рационального использования бюджетных средств внедрена система государственных закупок. Конкуренция — важное условие для торговли по 44-ФЗ.

Согласно главе 10 части 1 Закона 135-ФЗ соглашение между конкурентами, продающими товары на одном рынке или покупающими товары на одном товарном рынке, является картелем, если:

  • Установка или сохранение цен, надбавок или скидок;
  • Повышение, понижение или поддерживание рыночные цены;
  • Снижение или очистка производства по регионам, по проданным или купленным продуктам или разделение товарного рынка по составу проданного рынка;
  • Не стоит работать со специальными поставщиками или клиентами.

Со временем возникли различные формы картелей:

  • Первый участник существенно снижает цену, жертвуя серьезными ставками, не входящими в аукцион. В конце предложения второй участник аукциона решает и предлогает немного более низкую цену. Затем клиент создает вторую половину из двух объединенных предложений и решает, что ставка с наивысшим уровнем скидки неприемлема. В результате контракт подписывает участник, предложивший самую низкую цену. Эти двое были обменены в следующем раунде турнира;
  • Партнер согласился не снижать цену контракта слишком сильно, чтобы нанести ущерб покупателю;
  • В результате контракта один из участников либо отклоняет заявку, либо намеренно делает ложное предложение участнику, который не может выиграть контракт.

Следующие формы картельного сотрудничества между участниками торгов и ассоциированными участниками:

  • Закупающие органы обычно поддерживают несколько компаний в процессе торгов и участвуют в торгах не связанных между собой участников торгов по общим или непропорциональным причинам;
  • Закупающие органы должны подготовить требования и документацию к участникам торгов, чтобы не дать необученным участникам торгов надлежащим образом подать документы для торгов. Готовимся к сотрудничеству со специалистом;
  • Заказчик оформляет документ на специального участника. В некоторых случаях лицо, занимающееся поиском, он создает документ, просто отправляя его клиенту по почте до начала процесса поиска, конечно, в соответствующем формате.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Штрафы за картельный сговор

Вид санкцииСодержание
Административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФСотрудникам, нарушившим такие нарушения, грозит штраф или дисквалификация в размере от 20 000 до 50 000 рублей на срок до 3 лет.
-Корпоративный-От 1/10 до 1/2 НТМК. Однако вы будете оштрафованы не менее чем на 100 000 рублей.
Уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника повлекли крупный или особо крупный ущерб.Наказания за соглашение об ограничении конкуренции — до 6 лет лишения свободы, до 5 лет условно, до 3 лет запрета на работу, 1-3 года запрета на гос. должность и до 1 миллиона рублей штрафа.
Если ущерб серьезный, но срок давности картеля составляет 2 года с даты совершения преступления, также до 6 лет, если ущерб серьезный.

Что делать, если столкнулись с антимонопольным сговором?

Федеральная антимонопольная служба была первым государственным органом, рассмотревшим дело о картеле, и имело прямые полномочия принимать антимонопольные законы. Жалобы в суд подаются только после истечения срока подачи жалобы в ФАС. Но юридическая практика картелей в соответствии с разделом 44-ФЗ обширна и разнообразна, особенно в отношении: 

  • Поставщик обращается к государственному поставщику от имени организации;
  • Анализируйте поведение поставщиков до и после процесса закупки, чтобы определить отношения. Обратите особое внимание на так называемые «повторно привлеченные» организации. Регулярные участники торгов — это организации, которые работают вместе в течение длительного времени и регулярно принимают заказы от одного и того же поставщика или одного сегмента рынка.

Например, 4 июля 2019 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал конкурс по А10-3052 / 2018 недействительным, поскольку в нем используется система блокировки.

Претендент подал иск в суд, утверждая, что другие претенденты согласились во время аукциона. Суд постановил, что оба участника снизили цены более чем на 90%, что выглядело как конкуренция. Предложение было намеренно составлено с ошибкой, и поставщик его отклонил. Как и было запланировано, наивысшую награду получил третий участник торгов.

Для доказательства вины суд рассмотрит как прямые, так и косвенные доказательства. Например, в случае антимонопольного законодательства виновными являются:

  • Записи компаний-участниц хранятся в офисах других компаний-участниц;
  • Подтверждение перевода между компаниями;
  • Использование того же IP-адреса.

Ограничительные соглашения приостановили развитие рынка. У организаций нет стимула инвестировать в инновации, если ожидается, что рыночные цены останутся высокими.

Об обнаруженном картеле будет сообщено в ФАС:

  • Официальные жалобы необходимо подавать в письменной форме, по почте или непосредственно в Секретариат ФАС. Особых требований к жалобам нет, но вы должны иметь возможность идентифицировать получателя (заявителя), выявить факты и утверждения и приложить дополнительный документ;
  • Это корректирующее действие считается формальным.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Образец жалобы на сговор в ФАС

Скачать образец жалобы в ФАС на антимоноольный сговор:

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий