Самые значимые тенденции в закупочной деятельности, которые окажут существенное влияние на госзакупки в новом году 2022 году:
Изменения, вносимые в 44-ФЗ в 2022 году
Изменения, вносимые на протяжении всего 2020 года в Закон 44-ФЗ, продолжат вступать в силу в особом порядке. Все новшества, которые касаются планирования, осуществления закупочных процедур, способов определения поставщика, мониторинга контроля аудита в сфере закупок будут осуществляться следующим образом: изменения, принятые до 1 октября 2020 года, вступают в силу не ранее 1 января очередного календарного года. Изменения, принятые после 1 октября 2020 года, вступают в силу не ранее 1 января следующего года за очередным календарным годом.
Новая обязанность комиссии по закупкам
Для заказчиков становится обязательной проверка соответствия участника закупки п. 7.1 ч. 1 ст. 31. В настоящее время все положения ч. 1, начиная с п. 3 и вплоть до п. 11, просто декларируются на площадке, соответственно, участник декларируют свое соответствие. Нигде, в принципе, не написано, что заказчик должен проверять эту информацию, но он всегда может обратиться с запросом в соответствующие структуры госорганов в зависимости от вида декларируемого соответствия, в случае если у него возникнут сомнения. По новым правилам, с 1 января 2021 года комиссия заказчика обязана проверять соответствие поставщика п. 7.1 ч. 1 ст. 31.
Алгоритм запроса котировок
С 1 апреля 2021 года поменялись алгоритмы осуществления запроса котировок и закупки у единственного поставщика. Последние, также нередко называемые малыми закупками, или закупками с «полки», осуществляются по п. 4.5 ч. 1 ст. 93. Их название обусловлено тем, что заказчику достаточно зайти в каталог, размещенный на соответствующем сайте-операторе электронной площадки, выбрать интересующую его продукцию, составить извещение с описательными характеристиками на нее, и объявить закупочную сессию.
Отличительные нюансы запроса котировок в электронной форме:
- достаточно короткий срок для подачи заявки для участника
- отсутствие возможности заказчика менять положение извещения
- возможность отменить закупку не позднее, чем за один час до даты окончания срока подачи заявок
- стандартное время рассмотрения заявок
- один рабочий день
Обращаем внимание на особые алгоритмы заключения контракта: не ранее, чем через два рабочих дня с даты опубликования итогового протокола. При этом протокол разногласий не допускается! То есть проект контракта направляется участнику в один рабочий день с даты подведения итогов, участник подписывает его в один рабочий день, и уже далее заказчик подписывает документ со своей стороны. Таким образом, контракт может быть заключен не ранее, чем через два рабочих дня.
Ключевое изменение в закупках у единственного поставщика — увеличение НМЦК до 3 млн руб. При этом, если проводится бумажная закупка по п. 4.5 ч. 1 ст. 93, то предельное значение начальной максимальной цены сохраняется в 600 тыс. руб. Но в случае, когда закупка по тем же основаниям выходит на функционал электронных магазинов, НМЦК возрастает до 3 млн руб. Требования к совокупным годовым объемам закупок по п. 4.5 при этом сохраняются. Это важное изменение для заказчика!
Таблица основных изменений в закупках по 44‑ФЗ и 223-ФЗ в 2022 году
До вступления в силу | После вступления в силу | Срок вступления в силу |
В 2020 году заказчики вносили только закупки у единственного поставщика, лекарства, закупки с лотами, закупки с общественным обсуждением, строительство, реконструкцию, капремонт, энергосервисный контракт (отдельной строкой) | Заказчики обязаны вносить закрытые закупки, закупки по кредитам. Отдельной строкой в ПГ А также малые электронные закупки | С 1 июня 2021 года Постановление от 30.09.2019 № 1279 (постановление от 06.08.2020 № 1193) С 1 апреля 2021 года |
В 2020 году указывали номер соглашения о субсидиях | В итоговой строке нет необходимости прописывать номер соглашения о субсидиях | С 1 января 2021 года Постановление от 30.09.2019 № 1279 (постановление от 06.08.2020 № 1193) |
Заказчик не обязан детально прописывать финобеспечение (код объекта строительства или имущества) | Детализация необходима | С 1 июля 2021 года Постановление от 30.09.2019 № 1279 (постановление от 07.11.2020 № 1799) |
В изменяющемся документе прописывали порядок его вступления. | Изменения в документе по ПГ, определению поставщика, контроль, мониторинг, аудит вступили в силу с 1 января года, следующего за тем, в котором приняли изменяющий документ | С 1 января 2021 года Изменилась часть 5 статьи 2 Закона № 44-ФЗ (Закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ) |
Комиссия проверяет участника на предмет незаконных вознаграждений на свое усмотрение | Комиссия обязана проверить, был ли факт незаконных вознаграждений за два года до закупки для участника | С 1 января 2021 года Изменили часть 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ (Закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ) |
Избирательные комиссии могут закупать у единственного поставщика ТРУ для общероссийского голосования с апреля до 31 декабря 2020 года | Избирательные комиссии больше не могут закупать ТРУ у единственного поставщика, в связи с тем, что срок действия пунктов закончился | С 1 января 2021 года Убрали пункты 6, 7 и 9 части 2 статьи 1 и пункт 30.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (Закон от 27.02.2020 № 27-ФЗ) |
Заказчики закупают только бумажными малыми закупками у единственного поставщика до 600 тыс. руб. | Заказчики будут закупать электронными малыми закупками у единственного поставщика с НМЦК до 3 млн руб. | С 1 апреля 2021 года Начнет действовать новая часть 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (часть 3.1 статьи 2 Закона № 449-ФЗ) |
Информационного обеспечения у электронных малых закупок с НМЦК до 3 млн руб. между ЭТП и ЕИС нет | Предварительные предложения, которые участники электронных малых закупок разместили на ЭТП, будет возможно просмотреть в ЕИС | С 1 октября 2021 года Начнет действовать новая часть 13 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (пункт 2 статьи 2 Закона № 249-ФЗ) |
Максимальная НМЦК для запроса котировок — 500 тыс. руб., но не более 10 % от СГОЗ и не более 100 млн руб. | НМЦК для запроса котировок увеличен до 3 млн руб., нет верхней границы в 100 млн руб., ограничение 10 % от СГОЗ останется | С 1 апреля 2021 года Действует статья 82.1 Закона № 44-ФЗ, статьи 82.2–82.6 утратят силу (пункт 1 статьи 2 Закона № 249-ФЗ) |
Запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок | Запрос котировок можно будет отменить не позднее чем за час до окончания срока подачи заявок | С 1 апреля 2021 года Изменилась часть 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ (Закон № 449-ФЗ) |
До 31 декабря 2020 года при проведении закупок среди СМП и СОНКО можно не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта (гарантийных обязательств), если не предусмотрена выплата аванса | С 2021 года действует обычный режим обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств для СМП. ОГО можно не устанавливать, ОИК устанавливаете от цены контракта | С 1 января 2021 года вступила в силу часть 64 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (статья 11 Закона № 98-ФЗ) |
При приемке товаров все документы готовили в бумажной форме | Заказчик обязан принимать товары и оформлять приемку в электронной форме | С 1 апреля 2021 года |
Можно закупать как у иностранного, так и у отечественного производителя товары в любом объеме | Закупаете с учетом минимальной доли в процентах по перечню товаров у отечественного производителя в 2021 году и сдаете ежегодный отчет | С 1 января 2021 года Действует часть 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ (Закон № 249-ФЗ) |
Закупки на ЕАТ «Березка»
В 2021 году изменения коснулись и закупок на ЕАТ «Березка». В частности:
- Контроль цены закупки: участник закупки, разместивший свое предложение, во время закупочной процедуры не сможет подать цену выше той, по которой данный товар содержится в его каталоге.
- Березка для самозанятых: самозанятые, в том числе, могут участвовать закупках, объявленных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Для заказчиков, в отношении этих участников закупки, предусмотрена специальная отметка.
- Основания отмены закупки: если заказчик отменяет закупку, то у поставщика появилась возможность посмотреть обоснование причины отмены и узнать, почему его предложение было отклонено.
- Автооплата контрактов: это новшество планируется внедрить с 2021 года. ЕАТ «Березка» будет интегрирована с системой «Электронный бюджет», что позволит заказчикам автоматически оплачивать те контракты, которые заключены на «Березке».
- Контроль закупок: в 2021 году казначейство планирует расширить функции по контролю за действиями заказчиков и осуществлять контрольные полномочия, в том числе, в части согласования возможности заключения контрактов, если закупка на ЕАТ не состоится.