Минфин опубликовал ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Полезные статьи

Минфин России опубликовал ежеквартальный отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за первый квартал 2023 г.

Рост государственных закупок и перспективы электронных аукционов

Очередной отчет о результатах мониторинга закупок товаров, работ и услуг, проводимых в соответствии с законом «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ), был опубликован Министерством финансов России.

Согласно отчету, объем государственных и муниципальных закупок в первом квартале текущего года составил 2,4 трлн рублей, что на 9% превышает аналогичный период 2022 года.

В Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок было размещено общее количество 546,3 тыс. извещений о проведении торгов на общую сумму 2,408 трлн. рублей в первом квартале. В сравнении с предыдущим годом, в ЕИС было опубликовано 436 тыс. извещений на 2,209 трлн рублей.

электронная закупка

За последние три года наблюдается постоянное снижение количества участников, заключивших контракты с государственными заказчиками. Если в первом квартале 2021 года контракты по закону 44-ФЗ были заключены 380 тыс. поставщиками, то в 2023 году этот показатель сократился до 239 тыс.

Как и ранее, большая часть этих закупок осуществлялась через электронные аукционы — 466,7 тыс. извещений на общую сумму 1,5 трлн рублей. По сравнению с первым кварталом 2021 года, это увеличение составляет 20% в количественном выражении и 5% в денежном.

Отчет Минфина также отмечает значительный рост числа закупок, проводимых в форме запроса котировок в электронной форме. В первом квартале этот тип закупок увеличился почти в два раза – как в количественном выражении (64 тыс., рост на 87%), так и в денежном (36 млрд рублей, 93%). По сравнению с предыдущим годом, количество таких закупок увеличилось в 1,6 раза.

Ожидается, что доля закупок, проводимых в форме запроса котировок, будет продолжать расти. В апреле текущего года были внесены поправки к закону 44-ФЗ, увеличивающие ценовой порог для таких закупок с 3 млн до 10 млн рублей. Это изменение позволит расширить использование электронного запроса котировок, который является самой быстрой конкурентной процедурой, срок проведения которой составляет всего шесть календарных дней.

Рост электронных конкурсов и увеличение успешных закупок

В отчете Министерства финансов России отмечается, что в первом квартале текущего года наблюдается значительный рост электронных конкурсов. Количество таких закупок увеличилось на 22% в количественном выражении, достигнув 15,2 тыс. извещений, и на 15% в денежном выражении, составив 865 млрд рублей.

Больше половины этих закупок проводилось с установленными ограничениями или запретами, их число составило 311 тыс. извещений на сумму 618 млрд рублей.

Однако в отчетном периоде было заметное сокращение объема госзакупок в «электронных магазинах» электронных торговых площадок, известных как «закупки с полки». Всего было совершено 280 таких закупок, что является ростом на 58%, но с общей суммой в 200 млн рублей, что означает снижение на 33%.

электронная торговля

Отчет также отмечает значительный рост числа успешно завершенных закупок, а снижение количества несостоявшихся закупок. В прошлом году количество несостоявшихся закупок составляло 60% от всех конкурентных процедур определения поставщика, а в отчетном периоде этот показатель снизился до 48%. Из 546 тыс. закупок, объявленных в первом квартале, 245 тыс. были признаны успешными с общей суммой в 704 млрд рублей, что является ростом на 18% по сравнению с предыдущим годом. Остальные 227 тыс. закупок на сумму 1,1 трлн рублей не состоялись из-за неподписания контракта. Годом ранее таких закупок было меньше — 94 тыс. на сумму 436 млрд рублей.

Общий объем заключенных контрактов в первом квартале составил 2,2 трлн рублей по 903 тыс. контрактов. Это увеличение по сравнению с предыдущим годом, когда было заключено 845 тыс. контрактов на 1,9 трлн рублей. Количество контрактов с единственным поставщиком составило 387 тыс. (по сравнению с 404 тыс. в предыдущем году) на сумму 492,2 млрд рублей (по сравнению с 492,6 млрд рублей в предыдущем году).

Кроме того, было заключено 128 тыс. контрактов в результате несостоявшихся закупок (в сравнении с 147 тыс. в предыдущем году). Общий объем таких контрактов составил 660 млрд рублей (в сравнении с 851 млрд рублей в предыдущем году).

Отмечается, что причины признания определений поставщика несостоявшимися снизились за счет уменьшения случаев, когда не подано ни одной заявки на участие в закупке. В настоящее время таких случаев стало меньше, а наиболее распространенной причиной признания определения поставщика остается подача единственной заявки (70%), а наименее распространенной — признание всех поданных заявок не соответствующими требованиям (2%).

В отчете также отмечается увеличение числа расторгнутых контрактов на 31%, преимущественно по соглашению сторон, достигнув 5,8 тыс. контрактов. Однако общий объем этих контрактов сократился на 12% до 12,5 млрд рублей.

С учетом контрактов, заключенных ранее, но расторгнутых в январе-марте, общее число расторгнутых контрактов составило 263 тыс. на сумму 638 млрд рублей.

Также в отчете Минфина отмечается, что около 60% от общего объема товаров, поставляемых по контрактам, заключенным в первом квартале, составляют российские товары, включая товары, поставляемые в ходе выполнения работ и оказания услуг, их стоимость составила 345 млрд рублей (в сравнении с 365,3 млрд рублей в предыдущем году).

Рост электронных конкурсов и доля российских товаров

В первом квартале текущего года относительная экономия по госконтрактам, заключенным с учетом контрактов с единственными поставщиками, составила 6,35%. Этот показатель значительно превышает прошлогоднюю цифру в 4,71%. Госзаказчикам удалось сэкономить 114 млрд рублей, по сравнению с 89 млрд рублей, сэкономленными в предыдущем году. Экономия на госконтрактах, заключенных в отчетном периоде, составила 74 млрд рублей, по сравнению с 68 млрд рублей в предыдущем году.

экономия

Согласно отчету Минфина РФ о результатах мониторинга закупок товаров, работ и услуг в соответствии с законом «О контрактной системе» (44-ФЗ), субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации заключили 488 тыс. госконтрактов на общую сумму 940 млрд рублей.

В первом квартале текущего года госзаказчики разместили 322 тыс. извещений о закупках, в которых могут участвовать только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Общая стоимость этих закупок составила 421 млрд рублей. Из них признаны состоявшимися 167 тыс. закупок на сумму 195 млрд рублей. В прошлом году в этом же периоде были признаны состоявшимися 110 тыс. закупок на 133 млрд рублей.

Также в отчетном периоде было объявлено 7 тыс. закупок, в которых обязательно привлекались малые бизнесы. Общий объем этих закупок составил 1 трлн рублей, так же как и в предыдущем году. Из них 3,2 тыс. закупок на сумму 314 млрд рублей признаны состоявшимися. В прошлом году в первом квартале были признаны состоявшимися 2,1 тыс. закупок на сумму 255 млр.

Несмотря на это, в первом квартале текущего года госзаказчики заключили 488 тыс. контрактов с малым бизнесом на сумму 949 млрд рублей, включая контракты, заключенные по результатам закупок, проведенных в четвертом квартале прошлого года. Эти цифры превышают 447 тыс. контрактов на 893 млрд рублей, заключенные годом ранее.

В отчетном периоде также было расторгнуто 122 тыс. контрактов с малыми предприятиями и социально ориентированными некоммерческими организациями на сумму 238 млрд рублей. Это на 3,2% больше по количеству и на 11% больше по денежному выражению, чем в 2022 году.

В отчете Минфина РФ также отмечается, что в первом квартале текущего года банки, региональные гарантийные организации и ВЭБ.РФ предоставили участникам госзакупок 204 тыс. независимых гарантий на общую сумму 350 млрд рублей. Эти цифры превышают 156,9 тыс. гарантий на 267 млрд рублей, выданных годом ранее.

Большая часть этих гарантий, а именно 129 тыс., была предоставлена для обеспечения исполнения контрактов на сумму 288 млрд рублей. В прошлом году на эти цели было выдано 111,9 тыс. гарантий на 221 млрд рублей.

Было выдано 65,9 тыс. гарантий на 52 млрд рублей для обеспечения заявок на участие в закупках. Эти цифры превышают 37,5 тыс. гарантий на 40 млрд рублей, выданных в первом квартале прошлого года.

В отчетном периоде наблюдается рост активности в госзакупках, связанный с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также с увеличением объема выданных гарантий для поддержки участников госзакупок. Требование к банкам, предоставляющим независимые гарантии, о наличии определенного кредитного рейтинга также остается в силе. Согласно действующей редакции закона 44-ФЗ, банки должны иметь кредитный рейтинг не ниже уровня «B-(RU)» по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства «Аналитическое кредитное рейтинговое агентство» или не ниже уровня «ruВ-» по национальной рейтинговой шкале кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА».

В общем, отчет Минфина РФ о результатах мониторинга закупок показывает положительные тенденции в экономии средств по госконтрактам и увеличении участия малых предприятий в госзакупках. Такие меры способствуют стимулированию развития малого бизнеса и повышению эффективности государственных закупок в Российской Федерации.

Сокращение государственных закупок и рост независимых гарантий

бизнесвумен

С начала прошлого года ВЭБ.РФ и региональные гарантийные организации получили право выдавать независимые гарантии в рамках госзакупок. В течение 9 месяцев 2022 года банки выдали 582,7 тысячи гарантий на сумму 1,2 трлн рублей, что на 5% и 19% больше соответственно, чем в 2021 году.

Однако, отчет Минфина РФ о мониторинге применения закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) указывает на снижение объема закупок государственных компаний. В первом квартале текущего года было заключено 397 тысяч договоров на сумму 2,25 трлн рублей, что составляет 32% меньше, чем в 2022 году. Всего было размещено 239,5 тысячи извещений о проведении закупок на сумму 1,8 трлн рублей, что на 10% и 21% меньше соответственно, чем годом ранее.

Минфин не объясняет точных причин снижения объема закупок государственных компаний, но участники рынка считают, что это может быть связано с закрытием информации о закупках, подпавших под антироссийские санкции. С марта прошлого года такие компании должны проводить закупки либо в закрытой конкурентной форме, включая электронные аукционы на специализированной электронной торговой площадке АСТ ГОЗ, либо без конкуренции.

Структура заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с 223-ФЗ, также изменилась. Число госкорпораций сократилось с 6 до 3, государственных компаний — с 19 до 14, субъектов естественных монополий — с 700 до 580, компаний с госучастием и их дочерних структур — с 2,7 тысячи до 1,97 тысячи. Однако, число автономных и бюджетных учреждений, купавшихся в отчетный период, увеличилось.

В первом квартале 2023 года государственные компании разместили 136 тысяч извещений о проведении конкурентных закупок на сумму 1,3 трлн рублей, что составляет 57% от всех закупок. Около 86,7 тысячи закупок на сумму 483 млрд рублей проводились неконкурентными способами. Среди неконкурентных закупок, около 77 тысяч заключились с единственным поставщиком на сумму 250 млрд рублей.

Из всех проведенных закупок 53% (126,6 тысячи закупок на 758 млрд рублей) признаны состоявшимися, что превышает показатель за предыдущий год. Около 61,6 тысяч закупок на сумму 503 млрд рублей не были признаны состоявшимися. Большая часть несостоявшихся закупок (36,2 тысячи на 261 млрд рублей) привела к подписанию договора.

Отмечается, что из всех заключенных в первом квартале 2023 года 397 тысяч договоров на 2,2 трлн рублей, 12% в количественном и 38% в денежном выражении были результатом закупок, проведенных в четвертом квартале 2022 года. При этом 154 тысячи договоров на 677 млрд рублей были заключены в результате конкурентных закупок, а 86 тысяч договоров на 296 млрд рублей — в результате неконкурентных закупок. Еще 193 тысячи договоров на 721 млрд рублей были заключены без размещения извещений о проведении закупок в единой информационной системе.

Расторжение договоров и сокращение экономии

В первом квартале текущего года государственные компании расторгли 37 тысяч договоров на сумму 183 млрд рублей. Большинство этих расторжений (96,2%) произошло по соглашению сторон.

Объем экономии, полученной государственными компаниями в результате закупок, составил 5,3 млрд рублей. Этот показатель почти на 40% меньше, чем в предыдущем году, когда экономия составила 8,8 млрд рублей.

В первом квартале текущего года объем закупок государственных компаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) составил 960 млрд рублей, что на 19% меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Эти данные содержатся в отчете Минфина РФ о мониторинге применения закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

Всего в первом квартале государственные компании разместили 128 тысяч извещений о закупках на сумму 541 млрд рублей. В этих закупках могли участвовать только субъекты МСП (спецторги). При этом около половины из них (66 тысяч закупок на сумму 219 млрд рублей) были признаны состоявшимися. В аналогичном периоде прошлого года состоявшимися были признаны 48 тысяч закупок на сумму 198 млрд рублей.

Также в первом квартале было объявлено 525 закупок (в сравнении с 577 годом ранее), в которых требовалось обязательное привлечение малого бизнеса. Общий объем этих закупок составил 136 млрд рублей (в сравнении с 18 млрд рублей в первом квартале 2022 года).

корпорация

В результате этих закупок, а также части закупок, объявленных в четвертом квартале прошлого года, государственные компании заключили 221 тысячу договоров на сумму 960 млрд рублей с малыми бизнесами. В сравнении с предыдущим годом, где было заключено 215 тысяч контрактов на сумму 1,2 трлн рублей.

Большую часть этих договоров заключили крупнейшие государственные компании на федеральном уровне (2,9 тысячи компаний) и региональном уровне (8,8 тысячи компаний). Для контроля за закупками у субъектов МСП у «Корпорации МСП» и региональных органов власти проводится мониторинг этих заказчиков. В первом квартале эти крупнейшие государственные компании заключили 162 тысячи договоров на сумму 861 млрд рублей с 74 тысячами субъектов МСП.

Всего в первом квартале текущего года государственные компании заключили 397 тысяч договоров на сумму 2,25 трлн рублей. Таким образом, доля субъектов МСП в общем объеме закупок государственных компаний составила 42%.

В соответствии с действующим законодательством о закупках, государственные компании должны закупать товары и услуги у субъектов МСП не менее чем на 25% от общего объема закупок за год. При этом из этого объема 20% должны приходиться на спецторги, в которых могут участвовать только субъекты МСП. В 2022 году эти требования были распространены на все государственные компании в России, охватывая около 20 тысяч юридических лиц, а не только крупнейшие федеральные и региональные государственные компании, как это было ранее.

Жукова Маргарита
Жукова Маргарита
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Как вам статья?
 

Стартендер
Добавить комментарий