Организации осторожничают с участием в закупках по 223-ФЗ. Хотя при заключении договоров с заказчиками по 223-ФЗ поставщикам открывается доступ к более широкому рынку с адекватной конкуренцией, многие поставщики опасаются участвовать в таких торгах. Почему это происходит, рассмотрим в данной статье.
- В чем отличие 223-ФЗ от 44-ФЗ?
- № 44-ФЗ
- № 223-ФЗ
- Ключевые положения по 223-ФЗ
- 6 мифов о том, почему поставщики не спешат работать с заказчиками по 223-ФЗ
- Организаторы контролируют все закупки и заранее назначают победителя
- Свой пакет документов для каждой заявки
- Слишком большие объемы поставок
- Чересчур высокие требования к исполнителям
- Только для крупных предприятий есть лоты
- Невозможность выполнить требуемые обязательства
- Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
В чем отличие 223-ФЗ от 44-ФЗ?
№ 44-ФЗ
В закупках по 44-ФЗ заказчики обязаны соблюдать строгие требования и сроки, а поставщики могут быть уверены, что контракт будет подписан с победителем, а также оплачен в срок. Закон детально регламентирует порядок проведения торгов: от планирования до заключения контракта, а также определяет требования к участникам и действия государственных заказчиков на каждом этапе.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
№ 223-ФЗ
223-ФЗ описывает лишь основные принципы закупок и предоставляет заказчикам больше свободы для составления своего положения о закупках. В этом положении заказчик определяет, какие способы закупок он будет использовать, устанавливает требования к участникам и порядок подачи заявок. Закон обязывает заказчиков разрабатывать и размещать положение о закупке.
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Ключевые положения по 223-ФЗ
Федеральный закон 223-ФЗ определяет, что заказчиками торгов могут быть госкорпорации, естественные монополии, ГУПы, МУПы, компании, в которых государство или муниципальные образования владеют более 50 % акций, их дочерние предприятия, а также бюджетные и автономные учреждения. Главные условия – не привлекать к оплате по договорам средства из госбюджета и самостоятельно разработать положение о закупке.
При этом заказчики могут:
- внести дополнительные требования к поставщику;
- иногда отменить закупку на любом этапе;
- изменить объем поставок в процессе исполнения договора.
Из-за такой свободы действий многие поставщики остерегаются работать по 223-ФЗ.
Постараемся развеять эти опасения.
6 мифов о том, почему поставщики не спешат работать с заказчиками по 223-ФЗ
Организаторы контролируют все закупки и заранее назначают победителя
Можно подумать, что в крупных заказах можно столкнуться со злоупотреблениями со стороны заказчика. Ведь организатор может обосновать закупку у единственного поставщика и не размещать извещение и документацию по закупке в ЕИС, если цена договора не превышает 100 тыс. рублей (в отдельных случаях – 500 тыс. рублей).
Действительно, у заказчика есть такое право. В его интересах заключить договор с проверенным исполнителем, который исполнит свои обязанности надлежащим образом и в срок.
Но это право заказчика, а не обязанность – осуществлять закупку у единственного поставщика. Если конкурс является открытым, проведение торгов предусматривает конкурентную борьбу. Следовательно, победитель неизвестен заранее. Кто предложит наиболее выгодные условия в своей заявке на участие, тот и получит договор.
Обратите внимание, даже проигрыш можно обернуть в свою пользу. Часто при проведении корпоративных закупок организаторы и потенциальные исполнители встречаются для согласования тех или иных условий лота. Такие встречи дают возможность участникам выделиться на фоне конкурентов, договориться о возможном сотрудничестве в будущем.
Свой пакет документов для каждой заявки
Согласно 223-ФЗ каждая процедура определяет требования к составу документов в заявке – в отличие от 44-ФЗ, где список документов, которые вправе требовать заказчик, четко регламентирован. Это требует четкой проработки и слаженной работы при подготовке заявки: не полностью сформированный пакет документов станет основанием для отклонения от участия в торгах.
В 2019 году Правительство РФ обязало заказчиков по 223-ФЗ отдавать малому бизнесу до 20 % заказов. Такие закупки предусматривают более формализованный и упрощенный список документов, которые заказчик вправе требовать в составе заявки на участие.
Слишком большие объемы поставок
В торгах участвуют не только гиганты рынка, вроде «Роснано» и «Сбербанка», но и более мелкие игроки: школы, клиники, коммунальные предприятия. Достаточно открыть сайт zakupki.gov.ru и сделать выборку по 223-ФЗ. Без усилий получится найти лоты на 200-300 тысяч рублей. Так что шанс проявить себя квалифицированным исполнителем и закрепиться на рынке есть у всех.
Чересчур высокие требования к исполнителям
Распространенное заблуждение: требования к участникам торгов не только строгие, но и подогнаны «под своих». Действительно, не все потенциальные исполнители могут соответствовать установленным квалификационным требованиям. А именно – наличие опыта, производственных мощностей и квалифицированного персонала. Но не стоит искать в этом злого умысла: подобные требования призваны снизить риски для заказчиков при работе с недобросовестными или недостаточно опытными исполнителями.
Только для крупных предприятий есть лоты
Еще раз обращаем внимание на процедуры, опубликованные на сайте zakupki.gov.ru. Там без труда найдутся лоты, которые под силу выполнить представителям малого и среднего бизнеса. Например, проведение ремонта, поставка канцелярских изделий и мебели.
Невозможность выполнить требуемые обязательства
Распространенный миф – заказчики по 223-ФЗ специально усложняют требования, ставят невыполнимые сроки и условия, чтобы потом не платить по договору или не принимать товары / работы / услуги.
У заказчиков, работающих по 223-ФЗ, действительно есть определенная свобода действий. Однако если поставщик сомневается, что сможет надлежаще исполнить условия договора, он может участвовать в торгах по другому заказу, предъявляемые требования по которому ему подходят.
Участие в торгах в свою очередь подразумевает, что поставщик согласился с условиями процедуры. Другое дело, что он мог прочитать закупочную документацию невнимательно: в этом случае исполнение договора вполне может оказаться невыгодным, повлечь за собой его расторжение.
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Также стоит просто рассмотреть принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Кто является заказчиком | |
— государственные органы власти,корпорации Роскосмос и Росатом — публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» — казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги. | — госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки — естественные монополии, например, РЖД — организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами — бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег. |
Кто поставщик | |
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых. В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса. | |
Для кого могут установить преимущества | |
Некоторые закупки проводят с преимуществом для: — организаций инвалидов — уголовно-исполнительных учреждений — поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО. | Установить приоритет могут: — субъектам малого и среднего бизнеса (СМП) — поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС. Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров. |
Какими способами проводят закупки | |
конкурентными: — конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный; — аукционы: электронный, закрытый; — запрос котировок;запрос предложений;закупки у единственного поставщика. | Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде: — конкурсов, — аукционов, — запросов котировок, — запросов предложений. В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении. |
На каких площадках проводят электронные торги | |
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка. Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru. Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года. | Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою. Закупки публикуют в ЕИС, если — начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей; — НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей. Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ. |
Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия | |
Квалифицированная электронная подпись (КЭП): — на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников, — на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ). | Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка. Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП. Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее. Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП). |
Финансовое обеспечение | |
Обеспечение заявки (ОЗ) Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей. В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке. Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки. Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта. Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта. Победитель может предоставить ОИК: — путем перевода денег на счет заказчика, — в виде банковской гарантии (БГ). СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ. Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору. | Обеспечение заявкиВ закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ. Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:банковская гарантия,перевод денег на счет заказчика или ЭТП. Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ. Обеспечение контракта В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки. |
Стоимость участия в торгах | |
Победитель закупки платит площадке за победу: — 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей, — 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО. | В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей. В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика. |
Антидемпинговые меры | |
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. | В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках. |
Сроки проведения закупки | |
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта. Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП. | В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: — срок публикации извещения в ЕИС, — сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него. Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке. |
Изменение и расторжение договора | |
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть договор можно: — по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. | Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках. |
Какие отчеты составляют заказчики | |
Госзаказчики размещают в ЕИС: — годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО, — обоснования закупки у единственного поставщика, — документы об исполнении отдельных этапов контрактов. | Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок: — ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной, — отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции, — годовые отчеты закупок среди МСП. |
Обоснование цены | |
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. | Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта. Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ. |
Требования к образованию сотрудников заказчика | |
При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу. Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий. Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок. | Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего. Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование. |
Можно ли жаловаться на заказчика | |
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно: — на документацию закупки,на действие или бездействие заказчика, — на оператора ЭТП. Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней. Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье. | На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ). |