Каждый год в законы о закупках вносятся множество изменений. Однако, не всегда участникам торгов удается однозначно толковать внесенные поправки, и в таких случаях профильные ведомства предоставляют разъяснения по нововведениям. В данной статье мы рассмотрим три новых поясняющих письма, которые были опубликованы Минфином, Минздравом и Минстройем.
Как определить статус участника закупки как иноагента
В декабре 2022 года было запрещено участие иностранным агентам в госзакупках, а Минфин решил дополнительно прояснить этот статус с помощью письма № 24–07–07/129469 от 29.12.2022.
В данном письме ведомство напомнило, что иноагентом считается физическое или юридическое лицо, которое получило поддержку и (или) находится под иностранным влиянием в различных формах и осуществляет определенные виды деятельности, указанные в статье 4 255-ФЗ от 14.07.2022.
Признание компании или физического лица иноагентом и введение соответствующих ограничений регулируются положениями 255-ФЗ. Так, статус иноагента присваивается на следующий день после размещения информации об этом на сайте Минюста в реестре иностранных агентов. Статус иноагента утрачивается, когда информация о компании или физическом лице исключается из этого реестра.
Для проверки, обладает ли участник закупки статусом иноагента, необходимо обратиться к актуальной редакции реестра иностранных агентов.
Передача прав члена саморегулируемой организации (СРО)
Министерство строительства (Минстрой) предоставило однозначный ответ на этот вопрос: права члена саморегулируемой организации (СРО) являются исключительными и не могут быть переданы другому юридическому лицу в порядке правопреемства, как указано в письме № 740-ТБ/02 от 12.01.2023. Это касается различных прав, включая выполнение инженерных изысканий, разработку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос зданий и объектов капитального строительства.
В своем письме ведомство напомнило, что присоединение юридического лица к другому юридическому лицу означает реорганизацию первого. Юридическая реорганизация считается завершенной с момента внесения записи о прекращении деятельности присоединенной компании в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Компания, выходящая из саморегулируемой организации, не имеет права на возврат вступительных взносов, членских взносов и выплат, внесенных в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Кроме того, взносы, уплаченные компанией в фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств СРО, не засчитываются в пользу юридического лица, к которому присоединяется фирма.
Часто встречающиеся нарушения в сфере закупок: основные проблемы и рекомендации
Министерство здравоохранения (Минздрав) при поддержке Казначейства выявило систематическое несоблюдение требований законодательства в сфере закупок, как указано в письме № 22-0/И/2-22583 от 27.12.2022. Все выявленные нарушения, произошедшие в течение 2022 года, были объединены в пять групп:
- Неверное определение начальной максимальной цены контракта (НМЦ)
- Заказчики при определении НМЦ использовали коммерческие предложения и контракты, которые не были сопоставимы с планируемой закупкой по условиям и срокам поставки. Кроме того, заказчики ориентировались на неисполненные государственные контракты и информацию от участников, которые не предоставляли аналогичные товары, планируемые для закупки.
- Нарушение условий контракта
- Заказчики неправильно применяли меры ответственности к исполнителям; принимали товары, не соответствующие условиям контракта; оплачивали товары, которые еще не были поставлены, и незаконно изменяли условия контрактов.
- Некорректное ведение реестра контрактов/договоров
- Заказчики не включали необходимую информацию и документы в реестр контрактов/договоров Единой информационной системы (ЕИС), делали это с опозданиями или добавляли недостоверные сведения.
- Нарушение условий национального режима
- Заказчики нарушали условия национального режима при закупке медицинских изделий (Постановление Правительства РФ № 102) и неправильно применяли запреты на допуск иностранных товаров, установленные Постановлениями Правительства РФ № 1236, № 616 и № 1289.
- Несоблюдение правил закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)
- Заказчики чаще всего не соблюдали правило о минимальной доле закупок у малого бизнеса и некоммерческих организаций, а так-же не вовремя публиковали соответствующие отчеты, относящиеся к данным закупкам.