Обязательные коллективные обсуждения — это инструмент общественного контроля за дорогостоящими закупками, где каждый желающий может высказать свои замечания или внести предложения.
Заказчики обязаны проводить обязательные общественные слушания для конкурентных закупок (конкурсов и аукционов), если их сумма превышает 1 млрд руб. Это условие действует с определенными ограничениями, о которых мы расскажем в статье.
Такая обязанность заказчиков регулируется ст. 20 44-ФЗ, в которую были внесены изменения с 1 января 2020 г., а также новыми Правилами, установленными Правительством РФ.
- Правовое регулирование
- В каких случаях проводятся обязательные общественные слушания?
- Проведение обязательного общественного обсуждения
- Кто проводит общественные слушания?
- С чего начинаются общественные обсуждения (первый этап)?
- Составление протокола по результатам первого этапа слушаний
- Проведение очных слушаний
- Второй этап обязательных общественных обсуждений
- Как составляется протокол второго этапа?
- Ответственность за нарушение законодательства
Правовое регулирование
Новый порядок проведения обязательных общественных обсуждений закупок по 44-ФЗ вступил в силу с 1 января 2020 г. Правила были утверждены Правительством РФ в Постановлении от 11.12.2019 г. № 1635. До этого действовал старый порядок, установленный Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 835.
Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
В статье мы не будем сравнивать два этих варианта, а рассмотрим только актуальную информацию, касающуюся общественных слушаний.
Мы уже не раз говорили о масштабных изменениях, которые внес в «Закон о контрактной системе» 71-ФЗ от 01.05.2019 г. Глобальные перемены затронули и общественные слушания, о которых говорится в ст.20 44-ФЗ.
Согласно последним правкам с 01.01.2020 г. с заказчиков сняли обязанность при проведении торгов заполнять планы закупок. Но необходимость составлять планы-графики у них осталась. В связи с этим возникла потребность обновить некоторые положения ст.20 44-ФЗ, так как предыдущая версия за начало срока обязательных общественных слушаний брала день размещения в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, который сегодня заказчики составлять уже не должны. Изменения коснулись не только ст.20 44-ФЗ, но и повлияли на порядок обязательных общественных обсуждений.
В каких случаях проводятся обязательные общественные слушания?
Согласно ст. 20 44-ФЗ, Правительство РФ определяет случаи и порядок обязательных общественных обсуждений. Также региональные и муниципальные власти могут устанавливать дополнительные случаи проведения таких обсуждений и уменьшать сумму НМЦК, при которой обсуждения становятся обязательными.
То есть Правительство РФ утверждает случаи проведения таких слушаний, обязательных для всех заказчиков, независимо от их уровня бюджетной системы. А региональные и муниципальные органы власти при необходимости могут добавить иные случаи проведения общественных обсуждений, а также уменьшить сумму НМЦК до такого показателя, при котором больше не нужно такие обсуждения общественности проводить. Об этой ценовой «планке» расскажем ниже.
Однако, если региональные и муниципальные власти принимают решение дополнить случаи проведения коллективных заседаний, то результат коснется только их соответственно.
Торги, организованные федеральными заказчиками, в том числе и теми, которые находятся в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут контролироваться только Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.
Рассмотрим случаи проведения общественных слушаний, обязательные для всех заказчиков. Они перечислены в п.2 новых Правил, установленных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635.
Заказчики обязаны проводить коллективные обсуждения для процедур, осуществляемых посредством конкурсов и аукционов, если НМЦ контракта равна или превышает 1 млрд. рублей. Но это условие не относится к закупкам, которые реализовываются.
- с использованием закрытых способов выбора исполнителей;
- по государственному оборонному сегменту;
- в рамках выполнения контрактных обязательств по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капстроительства в случаях, установленных ч.2 ст.63 44-ФЗ;
- при повторной организации конкурса, аукциона в электронной форме (если он проводится согласно требованиям ч.4 ст.71 44-ФЗ).
Из вышесказанного следует, что обязательные слушания общественности устраиваются только для конкурентных закупок и не проводятся в закупках для единственного поставщика, даже если их НМЦК больше 1 млрд. руб.
Следующий важный момент, на котором нужно сделать акцент, это торги, предметом которых является строительство. О них тоже говорится в Постановлении Правительства РФ № 1635. По ним также проводятся обязательные общественные обсуждения, но только в случаях, когда НМЦК не превышает 2 млрд. руб.
Проведение обязательного общественного обсуждения
Временем, за которое заказчики должны устроить и провести заседания общественности, считается от даты публикации плана-графика в ЕИС и истекает за 5 дней до конца срока направления заявок участниками торгов (п.3 Правил, ст.36 44-ФЗ).
На наш взгляд нет смысла начинать коллективные обсуждения со дня публикации сведений о процедуре в ЕИС, так как в настоящее время в планах-графиках не указывается подробная информация о проводимых мероприятиях. То есть в планах-графиках нет технического задания, проекта контракта, проекта документации, а с 2020 г. в этом документе не нужно отражать обоснование НМЦ контракта. Поэтому до направления заказчиком информации о закупке в ЕИС на общественные обсуждения просто нечего выносить.
Участниками коллективных советов могут быть любые лица – юридические, физические, а также индивидуальные предприниматели (п.5 Правил). Чтобы стать участником таких обсуждений нужно пройти процедуру регистрации в Единой системе и в поле «Обязательное обсуждение закупок» отразить свои замечания и предложения по мероприятию.
Информация сначала попадает в закрытую часть и проходит проверку модераторов, чтобы исключить ненормативную и грубую лексику. И только после модерации замечания и предложения попадают в открытую часть Портала закупок.
Заказчик должен отреагировать на предложения и замечания, поступившие от участников совета. На это ему дается 2 рабочих дня, за которые он должен ответить с помощью функционала ЕИС. Если он поддерживает замечания или предложения, то должен отразить соответствующие изменения в документах о закупке либо отменить торги.
Кто проводит общественные слушания?
Обязательные обсуждения общественности должны устраивать не только государственные заказчики, работающие по 44-ФЗ, но и учреждения, которые применяют при проведении торгов положения «Закона о контрактной системе». Так, например, заказчик, проводящий торги по 223-ФЗ (примечание: не является заказчиком по 44-ФЗ) и не выполнивший обязанность по проведению процедур для представителей малого бизнеса в объеме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352, при организации своих закупок с 1 февраля до 31 декабря года, следующего за отчетным, будет руководствоваться нормами 44-ФЗ (ч.8.1. ст.3 223-ФЗ).
Учреждение, которое организует торги по 223-ФЗ должно ориентироваться на положения ст.20 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11.12.2019 г. № 1635. Однако, чтобы не нарушать требования Постановления № 1635, такой заказчик изначально должен планировать проведение закупок по правилам 44-ФЗ, что не предусмотрено ч.8.1. ст.3 223-ФЗ, которая оставляет обязанность планировать торги, проводимые 44-ФЗ, в рамках 223-ФЗ.
С чего начинаются общественные обсуждения (первый этап)?
Коллективные обсуждения проходят несколько этапов. Первым шагом будет знакомство с информацией, прописанной в плане-графике. Изучение этих сведений происходит сначала на платформе ЕИС, а затем в формате публичных заседаний.
В Единой системе мероприятие обсуждается минимум 20 дней с даты размещения плана-графика в ЕИС. В течение этого срока участники слушаний оставляют свои предложения и замечания. Главный организатор коллективных обсуждений изучает поступившие сообщения и в 2-дневный срок (не считая выходных и праздничных дней) выносит свое решение в виде ответа посредством платформы ЕИС.
Составление протокола по результатам первого этапа слушаний
После завершения первого этапа заказчики заполняют соответствующий протокол. В нем указываются:
- Замечания и предложения, поступившие от участвующих в слушаниях лиц.
- Ответы на них.
- Решение:
- отменить торги;
- провести торги, не учитывая результаты слушаний;
- провести закупку с учетом замечаний и предложений.
Протокол размещается в ЕИС, сделать это можно двумя способами:
- в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» нажать на строку «Сформировать протокол первого этапа» и заполнить необходимые поля;
- подготовить документ на компьютере и загрузить подготовленный файл в ЕИС.
Заказчик должен в 2-дневный срок опубликовать протокол, после того как провел очные слушания.
Проведение очных слушаний
После того как слушания были проведены в ЕИС и вынесен протокол первого этапа, заказчики устраивают очные публичные обсуждения. Информация об их проведении сообщается в ЕИС за 5 дней до даты заседания. В установленный день на них приходят все желающие. В обязательном порядке должен быть руководитель учреждения или его заместитель и руководитель отдела закупок или его заместитель. Об этом говорится в п.22, 25 Постановления Правительства № 835 от 22.08.2016 г.
Как проходит заседание:
- участники публичных коллективных обсуждений высказывают свои замечания и предложения относительно проводимой процедуры.
- представители заказчика отвечают и поясняют.
Важный момент! На публичных слушаниях должна вестись аудиозапись.
Второй этап обязательных общественных обсуждений
Вторым шагом является обсуждение информации, которая прописана в извещении о закупке и закупочной документации. Этот этап начинается в день публикации извещения и документации о процедуре в ЕИС. А заканчивается за 3 дня до того момента, когда заказчик вправе отменить торги.
Второй этап по своей сути напоминает первый этап, то есть участники в ходе заседания вносят свои замечания и предложения, а непосредственный организатор в 2-дневный срок дает по ним ответ.
Как составляется протокол второго этапа?
В протоколе должны быть отражены следующие сведения:
- Замечания и предложения, поступившие от участвующих в слушаниях лиц.
- Ответы на них.
- Решение:
- отменить торги;
- провести торги, не учитывая результаты слушаний;
- провести закупку с учетом замечаний и предложений.
Протокол второго этапа формируется в ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок». А размещается этот документ в течение 2-х дней после того как второй этап был завершен.
Вот как выглядит карточка закупки в ЕИС, которая подлежала общественному обсуждению:
Ответственность за нарушение законодательства
Если заказчик в обязательном порядке должен был организовать проведение обязательных коллективных слушаний, но грубо проигнорировал это требование, то в отношении него могут быть применены меры административной ответственности. То есть он получит штраф в соответствии со ст.7.29.3 КоАП РФ – 30 тыс. руб. для ответственных лиц.
Таким образом, проведение общественных обсуждений обязательно для конкурентных закупок (конкурсов и аукционов) стоимостью от 1 млрд. руб. и выше. Руководствуясь внесенными замечаниями и предложениями от участников совета, заказчик должен отреагировать внесением изменений в закупочную документацию или отменить предстоящие торги.
Обсуждение проходит в два этапа. Первый – дистанционный, осуществляется посредством функционала ЕИС. А второй этап – публичный, когда собирается совет из всех желающих и руководителей учреждения и контрактного отдела (или их замов). По итогу каждой стадии заказчик готовит протоколы и направляет их в ЕИС.