Новости тендерного сопровождения

Как стать участником электронных торгов?

В XXI веке государственная власть решила сократить до минимума коррупционную составляющую при поставках товаров и услуг госучреждениям. В этот список включены все муниципальные, медицинские, учебные организации. Они не имеют права даже мыло в туалеты купить в магазине, только через торги.

В такой ситуации все более популярными становятся электронные аукционы, на которых побеждает то, кто может поставить запрашиваемый товар по минимальной цене. Соответственно, для потенциальных исполнителей принципиально важно знать, как проходят торги, как готовить и подавать заявку.

Если говорить об электронных торгах, как о процессе, то его можно разделить на несколько этапов:

  1. Изучение требований и документации, предоставленных заказчиком. Этот этап относится к наиболее важным. Важно учитывать не только то, что хочет получить заказчик, но и то, как составлены требования, чему должен соответствовать исполнитель. Очень часто заказчики нарушают требования ФЗ-44, формируя критерии, которым физически невозможно соответствовать на практике. Если это так, исполнителю дается полное право сформулировать жалобу и передать ее в ФАС.
  2. Формирование и подача заявки на участие в торгах. В заявке выделяют следующие основные части:
    a) в первой исполнитель обязан подтвердить, что готов поставить товары или услуги, выполнить работы, требуемые покупателем. При формировании первой части важно ориентироваться на критерии, предъявляемые к конкурсной документации;
    b) вторая часть более объемна. В нее входят все документы и информация, запрашиваемые заказчиком. Важно: нельзя указывать недостоверные данные даже в мелочах. Если это будет выявлено, заявку отклонят, а исполнитель подает в РНП.
  3. Непосредственно торги. Так как процедуру происходит в электронном формате, возможны сбои, технические погрешности. Полностью устранить их невозможно, но необходимо точно знать, как поступать, если в процессе торгов, приостановлен доступ к площадке или случилась иная неприятность.
  4. Подписание контракта. До того, как под документом будут поставлены подписи, исполнитель должен предоставить заказчику гарантию своей благонадежности.

Каждый из перечисленных этапов по-своему важен, к каждому стоит отнестись максимально серьезно и внимательно. Это поможет избежать роковых ошибок и отклонения заявки на этапе рассмотрения.

Какие положения закона обязан соблюсти покупатель при формировании документации?

Не только потенциальные исполнители обязаны строго придерживаться положений ФЗ-44. Определенные правила установлены и для заказчиков. Они касаются и размещения заказа, и конкурсной документации.

Если заказчик нуждается в получении определенного товара или услуги, он обязан сформировать и разместить в ЕИС соответствующее извещение с учетом ряда требований:

  • Если по предварительной оценке контракт изначально стоит менее 3 (трех) млн. рублей, потенциальные исполнители должны подать заявки в течение 7 дней. Больший срок — на усмотрение заказчика.
  • Если предполагается, что контракт изначально будет стоить более 3 (трех) миллионов рублей, заказчик обязан предоставить исполнителям не менее пятнадцати дней на подачу заявок.

Как составляется документация для аукциона?

При составлении аукционной документации заказчик обязан придерживаться определенных требований и правил:

  • Не должно быть никаких ограничений, мешающих потенциальным исполнителям прочитать документы по аукциону. Не допускается установка защиты от копирования или размещение в формате, изначально не допускающем перенос на иные носители информации.

На практике для потенциальных исполнителей подобные «хитрости» означают следующее:

  • В документе сложно, а порой и невозможно найти определенную информацию, касающуюся, например, требований к товару или услугам. В частности, заказчик может в заголовке указать «продукты питания», а ссылку на то, что требуется конкретно «молоко», указать внутри документа, защищенного от копирования;
  • При составлении заявки весь текст приходится набирать вручную. «Вырезать» нужные куски из конкурсной документации не получится.
  • Затруднен поиск нужных данных.
  • Картинки и тексты в формате PDF могут иметь плохое качество. Исполнитель не может достоверно увидеть, что же на самом деле собирается закупать заказчик.
  • Не все документы можно распознать через специальные программы. При этом таблицы становятся наборами символов, не имеющих взаимосвязи между собой.

Все вышеперечисленное значительно осложняет исполнителям процесс подготовки заявки. Особенно это заметно, если речь идет о закупке технологически сложного оборудования и необходимо вручную перепечатывать множество таблиц с параметрами станков.

Важно: такой тактики могут придерживаться те заказчики, которые уже наметили себе определенного поставщика и искусственно создают трудности для всех остальных.

Не менее важно: если заказчик разместил конкурсную документацию именно в таком не читаемом виде, это можно счесть нарушением и подать жалобу в ФАС. Если говорить о практическом исходе, то в редких случаях антимонопольная комиссия признает подобные жалобы законными, но прецеденты все же есть.

Всегда остается вероятность, что ФАС надоест рассматривать миллионы подобных жалоб и заказчиков обяжут размещать конкурсную документацию в строго определенном формате. Уже в 2014 году МЭР опубликовала письмо № АЦ/26237/14, обязывающее заказчиков формировать заявки так, чтобы информация, относящаяся к описанию закупаемых товаров, была читаема и подлежала копированию.

Как проходили электронные торги в 2017 году

Если рассматривать статистику за 2017 год, важно отметить, что в 58% всех закупок заказчики выбирали форму ЭА. Средняя цена контракта увеличилась в сравнении с 2016 годом на 21,54% и составила 1,85 млн. рублей. Количество заказов осталось на прежнем уровне.

Как описывается объект закупки по ФЗ-44?

Ст. 33 ФЗ-44 устанавливает, что заказчик, давая описание требуемому товару или услуге, обязан придерживаться только объективных характеристик, избегая эпитетов: лучший, превосходный и т. д.

Не допускается указание в документации ссылок на:

  • конкретные торговые или фирменные знаки (названия производителей);
  • обязательное наличие у производителя или продавца строго определенного патента или свидетельства на изобретение.

Нельзя писать, что товар должен быть произведен в строго определенной стране, республике или регионе.

Если же требуется строго определенный товар, то заказчик в любом случае не имеет права формулировать требования так, чтобы значительная часть потенциальных участников не могла подать заявку из-за несоответствия требованиям.

Если заказчика интересует вполне определенный товар, он обязан указать, что закупке подлежит «эквивалент» торговой марки или знака. В то же время ФЗ-44 содержит такую формулировку, позволяющую делать исключения: торговый знак или марка могут быть указаны в том случае, если заказчик не имеет иной возможности обозначить характеристики товара, подлежащего закупке.

Предполагается, что закупается исключительно новый товар, ранее не находившийся в эксплуатации, не проходивший ремонт или модернизацию. Если заказчик желает купить что-либо, выпущенное много лет назад, уже использованное, в определенном состоянии, он обязан указать это в документации по аукциону.

Заказчик имеет право требовать, чтобы закупаемый товар должен быть произведен в соответствии с определенным ГОСТом или ТУ. Если при этом одновременно требуется, чтобы товар соответствовал определенным требованиям по аукциону, то данные критерии не должны противоречить государственным стандартам.

Если будет установлено, что требования, предъявляемые к товару или услуге, противоречат действующим ГОСТам, исполнители имеют право подавать запросы и требовать пояснений. Если заказчик не обращает на запросы внимание или дает расплывчатые ответы, исполнителю дается право обжаловать подобные действия в ФАС.

Исполнитель не обязан к моменту формирования заявки иметь в наличии всю партию необходимого товара. Соответственно, заказчик не имеет права запрашивать конкретный химический состав, физические параметры или иные характеристики, которые можно выяснить только в процессе пробных или тестовых испытаний. Об этом прямо сказано в письме, изданном ФАС 01.07.2016. Номер документа — № ИА/44536/16. Если заказчик все же указывает подобные требования в документации к аукциону, их можно оспорить через ФАС.

Установлено, что заказчик так же не имеет право вносить в документацию к заказу следующие требования к закупаемому товару:

  • конкретные характеристики, позволяющие однозначно идентифицировать товар, как произведенный конкретным предприятием;
  • характер или тип расходных материалов, если они необходимы;
  • показатели работы, если их необходимо рассчитывать по формулам;
  • вполне определенные материалы, из которых данный товар должен быть произведен;
  • требования к упаковке, превосходящие разумные пределы.

Как оформляется заявка по ФЗ-44?

Правильное оформление заявки — едва ли не главный залог успеха в электронном аукционе. Как уже сказано ранее, обязательно наличие двух частей. Уделим внимание каждой из них.

Первая часть заявки на участие в торгах

В ФЗ-44 оформлению первой части заявки посвящена ст. 66. В соответствии с данным нормативном актом потенциальный исполнитель в первой части заявки должен:

  • подтвердить свое согласие на участие в электронных торгах, проводимых по ФЗ-44, целью которых является определение поставщика товаров или услуг муниципальным или государственным предприятиям/органам власти;
  • обозначить конкретные характеристики тех товаров или материалов, которые он может поставить заказчику. Для товара обязательно указывается страна, в которой он произведен.

Важное требование к первой части заявки — обезличенность. Не должно быть никаких ссылок на конкретную организацию-поставщика, ее наименования, адреса, ИНН и т. д. Первая часть заявки НЕ печатается на фирменном бланке.

В соответствии с законами заказчик не имеет права требовать от исполнителей подачи заявки в строго определенной форме. Но покупателю дается право указать в конкурсной документации приблизительные требования, которым заявка должна соответствовать.

Если такие рекомендации есть, исполнителям лучше придерживаться их и не создавать свои особые бланки. Не стоит давать комиссии лишний повод отвергнуть заявку еще до ее рассмотрения.

Если планируется поставлять не строго тот товар, который запрашивает покупатель, а его эквивалент, особое внимание стоит уделить его техническим параметрам, описанию. Не стоит надеяться на то, что товары «практически идентичны». В случае с госзакупками «почти идентичность» не считается.

В идеальном случае заказчик должен сам сформировать инструкцию, в соответствии с которой предстоит заполнять первую часть заявки. Если инструкции нет, можно обратиться с запросом к поставщику. Особенно это касается технически сложного оборудования или приборов. Важно помнить, что от одного заказчика к поставщику может поступить не более 3 (трех) запросов на получение уточняющей информации.

Как оформляется вторая часть заявки на участие в аукционе?

Вторая часть содержит более подробную информацию, чем первая, к ее формированию нужно подходить особо тщательно.

Заказчик при формировании заявки на закупку имеет право указать требования не только к товару или услуге, но и непосредственно к исполнителю. И все эти требования должны быть указаны в документации к аукциону. Если от исполнителя нужен какой-либо документ в обоснование своей позиции, это требование обязательно озвучивается. Если в документации не указаны определенные документы, а их у исполнителя требуют, можно обращаться в ФАС с жалобой.

Заказчик не просто указывает в документации определенные требования к исполнителям, а перечисляет те документы, которые он хочет получить в качестве подтверждения заявленным требованиям.

По ФЗ-44 заказчику дается право требовать, чтобы:

  1. Исполнители соответствовали требованиям, разработанным на уровне государства к тем, кто хочет стать поставщиком госструктур.

Если определенный товар, должен производиться в соответствии с ГОСТ либо подлежит обязательному лицензированию, данное требование озвучивается заказчиком обязательно. Исполнитель подтверждает, что обладает этой лицензией, либо его товар прошел сертификацию. Лицензии и сертификаты – только действующие. За заказчиком остается право проверки подлинности всех документов. Если будет выявлена подделка, отстранение от торгов и внесение с РНП неминуемы.

  1. На текущий момент времени в России запрещено закупать товары или услуги у организаций, имеющих отношение к Турецкой республике. Заявка будет отклонена, если:
  • Организация, зарегистрирована в Турции.
  • Организацией руководит гражданин или резидент Турции.
  • Организация учреждена гражданином или гражданами Турции.

Основание — Постановление Правительства РФ № 1457 от 29.12.2015.

Никакие особые документы для подтверждения соответствия данному требованию предоставлять не приходится. В любом случае от каждого участника требуется выписка из ЕГРЮЛ. В данном документе указывается и страна регистрации, и ФИО учредителей.

Помимо этого каждый потенциальный исполнитель обязан подтвердить, что предприятие:

  • Не находится в стадии ликвидации.
  • Не получало уведомлений о приостановке деятельности по различным причинам.
  • Не имеет задолженностей по налогам и сборам перед бюджетами всех уровней.
  • Не принимало на работу руководителей, имеющих судимость за экономические преступления.
  • Не зарегистрировано в офшорной зоне.
  • Не значится в реестре недобросовестных поставщиков.
  • Не привлекалось к административной ответственности в соответствии со ст. 19.28 КоАП РФ в течение 2-х последних лет.

Если по итогам торгов закупается результат интеллектуальной деятельности, потенциальный исполнитель обязан подтвердить свои права на нее.

Так же поставщик подтверждает, что участие в торгах не приводит к конфликту интересов с иными организациями или предприятиями.

Важно: все перечисленные выше требования подтверждаются декларативно. Исполнитель не обязан предоставлять какие-либо документы, подтверждающие это, а заказчику не дано право запрашивать дополнительные подтверждения.

Важно: заказчик может включить в конкурсную документацию рекомендованную форму декларации, в которой исполнитель обязан подтвердить, что полностью соответствует перечисленным требованиям. При этом не стоит «забывать» о некоторых пунктах. Лучше не давать заказчику повод отклонить заявку «на ровном месте».

Дополнительные требования к исполнителям

Ранее мы говорили об обязательным требованиях к исполнителям по ФЗ-44. Но есть еще и дополнительные. Их перечень был утвержден Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 года. Предполагается, что определенные товары или услуги не могут быть поставлены абсолютно любым исполнителем. Поставщик должен иметь доступ к современным, наукоемким технологиям.

Соответственно, заказчик имеет право знать, что потенциальный исполнитель соответствует выставляемым условиям. Ему дается право затребовать у участников аукциона необходимые для этого документы.

Исполнитель предоставляет:

  • Сведения о предприятии по ФЗ-44.
  • Так как закупки по госконтрактам чаще всего относятся к крупным сделкам, то необходимо позаботиться о том, чтобы учредители или участники общества одобрили ее. В большинстве случаев одобрение подается вместе с аккредитацией.
  • Документов, подтверждающих, что товар или услуга, предлагаемые поставщику, соответствуют определенным требованиям, предъявляемым на законодательном уровне. Данный документ нужен только в том случае, если его представление обязательно по ФЗ-44. Если поставщик эти документы передает покупателю вместе с товаром, то дублировать их в конкурсной документации не надо.

Учреждения-поставщики, относящиеся к пенитенциарной системе, обязаны предоставить документ, подтверждающий это, так как им полагаются некие привилегии. Это же правило распространяется на организации, в которых работают лица с ограниченными возможностями.

В некоторых ситуациях заказчик обязан закупать товары или услуги исключительно у субъектов малого или среднего предпринимательства. Этот факт требует подтверждения.

Важно: вторую часть заявки нельзя формировать «спустя рукава». Если допустить некорректное заполнение нужных разделов, можно лишиться тех денег, что были внесены на специальный счет в качестве обеспечения по контракту. Если два раза вторая часть заявок в течение квартала отклонена, деньги по третьим торгам переходят в собственность покупателя.

Важно понимать, что в данном случае квартал — не календарный, а временной отрезок, отсчитываемый с той даты, как вторая часть заявки впервые была признана несоответствующей требованиям заказчика. Такая позиция высказана Минэкономразвития РФ в Письме № Д28и-2803 от 10.12.2014 года.

Когда подавать заявку?

Самое главное при подаче заявок на участие в электронных торгах — не опоздать. При этом, если исполнитель полагает, что может улучшить сою документацию, он имеет полное право в любой момент отозвать заявку, переоформить ее, дополнить и подать вновь, уложившись в заявленные сроки.

Как только срок подачи заявок закончится, комиссия приступит к проверке первой части заявок. На это ей дается семь дней.

Почему участника могут отстранить от участия в торгах?

Потенциального поставщика или исполнителя услуги могут отстранить от торгов по многим причинам, например:

  • В заявке отсутствует полностью или частично информация, относимая к обязательной или дополнительной.
  • Установлено, что данные, указанные в заявке, не соответствуют действительности.
  • Исполнитель игнорировал или не исполнил в полной мере требования или пожелания заказчика к оформлению документов на торги.

Как только первые части поступивших на торги заявок будут рассмотрены, комиссия обязана опубликовать протокол. Следующим этапом становится непосредственно аукцион. К нему допускаются только те, кто успешно преодолел подачу заявок.

Для проведения тендера выбирается только рабочий день. В стандартном варианте это третий день после того, как будут рассмотрены первые части заявок. Шаг аукциона — от 0,5% до 5% от первоначальной цены.

Формировать цену можно следующим образом:

  • В соответствии с выбранным шагом. В этом случае каждое последующее предложение по цене меньше предыдущего ровно на размер шага.
  • Без учета выбранного шага. Исполнитель подает заявку с любой ценой, но обязательно учитывает установленные требования к торгам.

Участник лишен возможности:

  • Предлагать цену равную нулю.
  • Предлагать свою же цену с предыдущего шага.
  • Повышать цену в сравнении со своим же более ранним предложением.
  • Уменьшать цену, если предшествующая минимальная цена была установлена им же.

В заключение стоит особо отметить, что на электронных аукционах достаточно часто случаются сбои, участники теряют доступ к торгам, процедура «зависает». В этом случае не стоит сразу паниковать. Сразу делайте скрины экрана. И не один, а несколько. Их следует приложить к жалобе, если вы планируете оспаривать результаты торгов и доказывать, что очередная ставка не сделана по вине оператора или иного третьего лица.

В данной статье мы рассмотрели процедуры заполнения заявки, обязательные и необязательные требования к участникам. Надеемся наша статья поможет вам качественно подготовиться к торгам и получить выгодный контракт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *