Что делать, если заказчик не подписывает контракт по 44-ФЗ?

Полезные статьи

Нередко у победителей аукциона возникает ситуация, когда заказчик не подписывает контракт по 44-ФЗ. При этом в законе четко определено, что проведение тендера обязывает заказчика соблюдать интересы всех сторон, в которые, безусловно, входит и поставщик.

Но не всегда отказ от подписания контракта является нарушением, в соответствие с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регулирующим сферу государственных закупок, госзаказчик может отказаться от заключения контракта с участником-победителем даже после завершения всех конкурсных процедур.

Такой отказ возможен лишь в нескольких исключительных случаях, которые четко регламентированы 44-ФЗ. Необоснованное уклонение госзаказчиком от подписания контракта не предусмотрено и является грубым нарушением 44-ФЗ, а также поводом для обращения участником-победителем конкурса с жалобой и соответствующего судебного разбирательства.

В каких случаях заказчик может не подписывать контракт с победителем?

Заказчик вправе не подписывать контракт по 44-ФЗ на следующих основаниях:

  1. Если победитель торгов не обеспечил в обозначенные сроки исполнение контракта. В такой ситуации отказ от подписания договора является не только правом, но и обязанностью заказчика. Также отказаться подписывать контракт покупатель может, если поставщик предоставил гарантию банка, не соответствующую требованиям Федерального закона 44-ФЗ (к примеру, банка, выдавшего ее, нет в реестре организаций, которые могут давать гарантии для реализации госконтрактов).
  2. Один из основных мотивов для отказа заказчика от подписания контракта с участником, победившим в конкурсе – это предоставление недостоверной информации при подаче заявки на участие. На этапе проведения конкурса у заказчика может быть недостаточно времени для выяснения соответствия действительности всей информации, предоставляемой участниками конкурса или аукциона.
  3. При закупке лекарственных препаратов заказчик может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ еще в следующем случае: при отсутствии регистрации предельной стоимости лекарств в специальном реестре или превышении цены, предложенной победителем аукциона, той стоимости, что закреплена в реестре, и нежелании ее снижать.

Этот список оснований, по которым заказчик может отказаться подписывать контракт 44-ФЗ, является исчерпывающим.

заказчик

Подача сведений в РНП закупщиком необходима, только если в заключении договора было отказано на первом основании. В остальных случаях организатор закупки просто не подписывает контракт. Затем в течение 5 дней после публикации протокола он должен вернуть поставщику обеспечение заявки.

Одна из главных причин, по которым не подписывают госконтракты, – недостоверность сведений в заявке участника. Подобные аферы вскрываются, только когда аукцион уже состоялся, перед заключением договора.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ – заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Отказ заказчика подписывать контракт возможен в случае выявления несоответствия исполнителя обязательным требованиям, которыми являются следующие:

  • На момент подачи заявки для участия конкурсе или аукционе не должна быть инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Кроме того, деятельность организации не может быть приостановлена в соответствии со ст. 3.12. КоАП РФ.
  • Фирма не должна иметь долгов за прошлый год по налогам, сборам и другим обязательным платежам. Заказчик имеет право не подписывать контракт при наличии у выигравшей торги компании задолженности перед бюджетами всех уровней в размере более 25% балансовой стоимости активов. Если же поставщик направил заявление о признании этих долгов необоснованными до того, как подал заявку на участие в тендере, то считается, что он соответствует всем требованиям законодательства, и заказчик обязан заключить с ним сделку.
  • Руководитель (генеральный директор или иное уполномоченное лицо) участника-победителя, члены его действующего исполнительного органа, а также главный бухгалтер не могут иметь судимости за преступления в финансовой сфере, либо такая судимость должна быть соответствующим образом погашена или снята.
  • Если по контракту заказчик приобретает права интеллектуальной собственности, то участник должен обладать такими правами.
  • Между участником закупки и государственным заказчиком должны отсутствовать какие-либо связи, предусматривающие наличие конфликта интересов. Выявление конфликта интересов возможно в случаях, если представитель заказчика является супругом/супругой или близкими родственниками представителя компании – победителя конкурса.

В правовых нормах, закрепленных Правительством, возможно установление дополнительных требований к участникам закупок, несоблюдение которых дает заказчику право не подписывать контракт по 44-ФЗ. Как правило, подобные требования определяют при организации закупок в форме конкурса.

Среди них могут быть следующие:
• Наличие денежных ресурсов в определенном объеме, необходимых для выполнения заявки.
• Наличие основных средств и оборудования, других материальных ресурсов, требуемых для выполнения работ и услуг высокого качества.
• Наличие в штате сотрудников высокой квалификации, которые будут принимать участие в выполнении заказа.
• Наличие положительной деловой репутации или необходимого опыта работы.

В случае предоставления поставщиком ложной информации о своем соответствии дополнительным требованиям заказчик имеет право не подписывать с ним контракт по 44-ФЗ.

Кроме того, если конкурсная документация содержит требование о том, чтобы исполнитель отсутствовал в РНП, то при попадании его в этот реестр после торгов заказчик может на законных основаниях отказаться подписывать договор.

дополнительные требования

Дополнительные требования к исполнителям могут выставляться при специфичных закупках (к примеру, при заключении договора на проведение аудита).

Перечень всех требований к участникам тендера должен освещаться в извещении о его проведении или конкурсной документации. Если в документах не перечислены в полном объеме требования к поставщикам, то это считается нарушением, и заказчик обязан подписать контракт даже при несоответствии исполнителя непрописанным условиям.

Алгоритм отказа заказчиком от подписания контракта по 44-ФЗ

Обоснованно отказываясь от заключения контракта с победителем, государственный или муниципальный заказчик обязан соблюсти все процедуры, предусмотренные законодательством в сфере госзакупок.

Отметим еще раз, что госзаказчик не вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса без объяснения причин. Закон о контрактной системе предусматривает исчерпывающий перечень мотивов, по которым в заключении контракта победителю может быть отказано и обоснование заказчика в отказе должно содержать только те причины, которые регламентированы законом.

Когда обнаруживаются причины, которые препятствуют заключению договора, первым шагом должно стать размещение организатором закупки в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru протокола об отказе подписывать контракт. Опубликовать его нужно в течение одного рабочего дня, указав дату и время составления, реквизиты поставщика и причину, по которой заказчик отказывается заключать соглашение. При отсутствии оснований отказ является незаконным и может быть оспорен.

К протоколу можно приложить документы, являющиеся подтверждением оснований для отказа.

Следующий шаг – отправка одного экземпляра протокола выигравшему участнику для ознакомления. Ее нужно осуществить в течение 2 рабочих дней после подписания документа.

После составления протокола, его размещения и направления победителю организатор закупки должен вернуть победителю обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней. Что делать, если заказчик незаконно отказывается от подписания контракта по 44-ФЗ

Заказчик незаконно отказывается от подписания контракта, что делать?

Как действовать участнику, выигравшему тендер, если организатор отказывается подписывать контракт по 44-ФЗ или уклоняется от подписания? Возможна подача официальной жалобы в ФАС, региональный орган контроля за закупками или в прокуратуру. Перечисленные ведомства имеют право на получение любых сведений о проводимых аукционах, в том числе напрямую с электронной площадки.

Санкции за просрочку в заключении договора предусмотрены ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ. Так, установлены следующие правила:

• ответственность возлагается на конкретное должностное лицо, которое отвечает за подписание соглашения с поставщиком (к юридическим лицам или членам закупочной комиссии санкции за такие правонарушения не применяются);
• дела по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ уполномочены рассматривать органы исполнительной власти субъекта РФ, контролирующие проведение госзакупок;
• должностному лицу, допустившему просрочку в подписании контракта, может быть назначен штраф в фиксированном размере 50 000 руб.

Независимо от того, каков срок нарушения, сумма штрафа не может быть изменена.

Даже если выигравший торги участник сам не пожаловался в УФАС или прокуратуру, возможно самостоятельное возбуждение дела этими ведомствами на основании результатов мониторинга Единой информационной системы и плановых проверок заказчиков.

специалист в госзакупках

Наказание по ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ может быть не назначено, только если победитель торгов сам не подписал договор либо если он не предоставил требуемое обеспечение контракта.

При этом необходимо документальное подтверждение этих фактов: соответствующие материалы должны быть опубликованы в ЕИС и на электронной площадке. Обязанностью же заказчика является своевременное оповещение ФАС о деятельности недобросовестных поставщиков и требование привлечь их к ответственности.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ – заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Может ли исполнитель не подписывать контракт?

В ряде случаев победитель может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, а именно:

  • если в ходе заключения соглашения он обнаружила в конкурсных документах условия, выполнение которых ему не под силу, или он считает их неприемлемыми для себя;
  • если резко и вопреки всем прогнозам выросли цены вследствие колебаний валюты или изменения ситуации в экономике, и контракт стал нерентабельным;
  • если поставщик подал несколько заявок на участие в разных торгах и выиграл несколько из них;
  • если возникли проблемы с производственным оборудованием, и требуемый объем продукции не может быть произведен в срок.

Перечисленные ситуации могут побудить исполнителя отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, однако они не являются законными основаниями для такого отказа.

Участник вполне может не подписывать договор, однако в таком случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Считается, что продавец уклоняется от подписания госконтракта, если он в обозначенный срок:
• не направил организатору закупки подписанный проект контракта;
• не предоставил весь пакет бумаг по закупке;
• не предоставил обеспечение заказа.

Надо сказать, что, если второй исполнитель тоже отказывается подписывать договор, его также признают уклонистом и заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Подобная ситуация возможна в случае неподписания контракта победителем или его расторжения.

Отказаться подписывать контракт 44-ФЗ для поставщика не всегда означает нажить неприятности. Так, если основанием для отказа явились судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он правомерен.

юрист

Чтобы отказаться от заключения договора, не требуется никаких активных действий: бездействие расценивается как уклонение от подписания. Это ситуации, когда исполнитель не перечисляет обеспечение или не подписывает контракт в установленный срок.

Чтобы отказ от госконтракта не повлек за собой негативные последствия, можно по договоренности с заказчиком подписать его, а затем расторгнуть. Либо пойти другим путем: отправить организатору закупки протокол разногласий. Это позволит продлить срок заключения договора на время, которое потребуется заказчику, чтобы подготовить ответ.

Если у исполнителя возникли обстоятельства непреодолимой силы, то на уведомление об этом заказчика ему отводится 1 день. Он должен составить письменный документ в произвольной форме и передать его лично либо направить почтой.

Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, исполнителю необходимо предоставить доказательства того, что заключения договора не произошло не по его вине. Просить организатора закупки, чтобы он не передавал сведения в реестр, не стоит: закон обязывает его делать это, если имеются основания.

В РНП информацию заносит ФАС, основываясь на данных, полученных от закупщика. Если компания попала в этот реестр, то она больше не вправе участвовать в государственных закупках.

Сведения числятся в реестре в течение 2 лет. Возможно оспаривание поставщиками факта их попадания в него путем направления жалобы в ФАС или иска в суд.

Таким образом, заказчик может не подписывать контракт в случаях, оговоренных в Федеральном законе 44-ФЗ. Для отказа должен быть мотив и основания, также необходимо письменно уведомлять поставщика о принятом решении. Поставщик в свою очередь вправе обжаловать действия организатора закупки в ФАС или в суде. Возможно уклонение от подписания невыгодного госконтракта и со стороны исполнителя. Но оно влечет за собой попадание его в РНП. Избежать этого негативного последствия можно, доказав наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих заключению договора, или вину закупщика.

Жукова Маргарита
Жукова Маргарита
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Как вам статья?
 

Стартендер
Добавить комментарий