Отечественных производителей государство поддерживает с помощью национального режима в госзакупках. Расскажем, какие правила и условия действуют на поставщиков зарубежных товаров и что изменилось в нацрежиме в 2022 году.
- Национальный режим, что это такое
- Правила работы национального режима по 44-ФЗ
- Когда применяется национальный режим по 44-ФЗ
- Запреты в закупках по 44-ФЗ
- Как работает постановление
- Какие бывают исключения
- Как работает постановление
- Исключения
- Ограничения допуска иностранных товаров
- Как работают постановления
- Какие бывают исключения
- В чём разница запретов и ограничений нацрежима
- Правило «третий лишний»
- Какие есть условия для допуска в госзакупках по 44-ФЗ
- Запрос котировок, запрос предложений, конкурс
- Аукцион
- Перечень документов для подтверждения соответствия требованиям ст. 14 44-ФЗ
- Документы необходимые для подтверждения российского производства товара
- Как узнать, что закупка проводится согласно национальному режиму
Национальный режим, что это такое
Национальный режим — это набор правил, регулирующих закупку товаров, работ и услуг (ТРУ) иностранного производства. Эти правила предназначены для обеспечения безопасности и обороны страны, а также для поддержки российских производителей (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).
Нацрежим дает преимущества поставщикам, поставляющим товары из стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС): России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии.
Цели национального режима:
- Поддержка экономики России и стран ЕАЭС.
- Защита информации об оборонительных мощностях.
- Поддержка отечественных производителей.
Отечественным заказчикам требуется закупать товары стран ЕАЭС, чтобы поддержать экономику и оставить в тайне информацию об оборонительных мощностях нашей и соседних стран. Для реализации этих целей в рамках закона 44-ФЗ введены механизмы:
- ценовые преференции;
- запрет на допуск иностранных ТРУ;
- ограничение закупки.
Национальный режим распространяется на товары, которые входят в разные релевантные перечни. Перед подачей заявки на тендер поставщикам нужно проверить объект закупки на предмет размещения в одном из перечней. Если товар там есть, поставщику необходимо приложить к заявке декларацию о происхождении товара или другие сведения, которые предусмотрены соответствующим постановлением.

Правила работы национального режима по 44-ФЗ
В тендерах нацрежим реализуют через:
- запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
- ограничения закупки иностранных ТРУ;
- специальные условия допуска.
Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:
- какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
- какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
- сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.
Когда применяется национальный режим по 44-ФЗ
В этом разделе рассмотрены нормативные документы, устанавливающие запрет, ограничения и специальные условия допуска иностранных товаров, а также правила работы нацрежима.
Запреты в закупках по 44-ФЗ
Постановление Правительства № 1236 от 16.11.2015 — запрещает закупать зарубежное программное обеспечение (ПО).
Как работает постановление
Заказчики отклоняют заявки тех участников, которые предлагают иностранное программное обеспечение. Заявку допустят, если участник предлагает программу, которая входит в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.

Какие бывают исключения
Запрет не действует, если в реестре российского или евразийского ПО нет программы нужного класса или программа из реестра не подходит по функциональным и техническим характеристикам. Например, если необходима операционная система Windows для работы с определенным ПО.
Постановление Правительства № 616 от 30.04.2020 — запрещает закупать иностранные промышленные товары для государственных нужд, обороны и безопасности.
Как работает постановление
Заказчики отклоняют заявки с предложением иностранной продукции, если товар входит в перечень и включен в реестр российской промышленности. Запрет распространяется на товары, используемые для выполнения работ, а также на объекты аренды и лизинга.
Объектами одного контракта не могут быть одновременно товары из перечня и товары, которые в перечень не входят.
Исключения
Нацрежим не применяют если:
- товар не производят в России — заказчик подтверждает это сам или получает разрешение на закупку иностранного товара от Минпромторга через государственную информационную систему;
- цена за единицу товара меньше 100 тыс. рублей, совокупная стоимость товара — меньше 1 млн рублей, кроме закупки текстильных тканей, меховых изделий и еще семи товаров;
- закупаемый товар российского происхождения и другие товары заказчика несовместимы;
- отечественные запасные части и расходные материалы не подходят к оборудованию заказчика;
- заказчик — ФСБ, МВД, Служба внешней разведки и другие госслужбы.
Ограничения допуска иностранных товаров

Ограничения допуска действуют на:
- радиоэлектронную продукцию — Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019,
- пищевые продукты — Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016.
- отдельные виды промышленных товаров: мыло, музыкальные инструменты, насосы, компрессоры и другие — Постановление Правительства № 617 от 30.04.2020,
- медицинские изделия — Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015,
- жизненно необходимые лекарства — Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015.
Перечень всех товаров, имеющих зарубежное происхождение и запрещённых для приобретения при действительном национальном режиме, прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Здесь описываются 125 товарных позиций, их закупка заказчиками категорически запрещена.
Дополнительные запрещённые для покупки товары при действительном нацрежиме описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, запрещаются программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, которые относятся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по типам экономических процессов ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (в дальнейшем — товары), изготавливающихся за рубежом.
Запрещается приобретение программ для ЭВМ и баз данных, которые реализуются вне зависимости от типа контракта на физическом носителе или в цифровом формате по линиям коммуникации, изготавливаемых зарубежными странами (исключая программное обеспечение, входящее в общий перечень программ для ЭВМ и баз данных из стран-участников Евразийского экономического союза, исключая Российскую Федерацию (в дальнейшем — реестр евразийского программного обеспечения), и уникальных привилегий на подобный продукт и возможности пользования подобным программным обеспечением (в дальнейшем — программное обеспечение или права на него). Так описывается в Постановлении Правительства от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как работают постановления
Ограничения работают в открытых конкурентных способах, когда объект закупки попадает в перечень товаров из постановления.
Действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:
- поступило не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС;
- обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя.
Какие бывают исключения
Иногда нацрежим не работает, если заказчик обоснует, что российский товар не подходит ему по техническим характеристикам. Например, такое условие действует в постановлении № 878.
В постановлениях № 832 и № 1289 ограничения не действуют, если заказчики — консульства, представительства РФ и другие организации, которые работают на территории иностранного государства и закупают товары из перечня постановления.
В чём разница запретов и ограничений нацрежима
Запреты имеют абсолютный характер: покупка некоторых видов продукции, произведённой за рубежом, по общему правилу категорически запрещена. Полный перечень такой продукции представлен в Постановлении 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Для продукции из России и государств ЕАЭС предусматриваются преференции, разрешающие закупочной комиссии выставить заявке более высокий балл и наделить её превосходством для участия в закупке.
Правило «третий лишний»
По этому правилу возможно приобретение зарубежной продукции лишь тогда, когда было получено меньше 2 предложений на закупку от поставщиков из России. Более того, это должны быть предложения от различных изготовителей или их официальных представителей.
Организатор торгов прибегает к правилу «третий лишний», то есть отклоняет все другие заявки, содержащие предложение о поставке зарубежного продукта, если среди всех заявок найдутся по меньшей мере две, которые одновременно:
- Содержат в себе предложения о поставке российского продукта;
- Не содержат в себе предложений о поставке одинакового вида продукции одного и того же изготовителя или изготовителей, которые входят в одну группу лиц;
- Согласуются с требованиями документов о закупке.
Какие есть условия для допуска в госзакупках по 44-ФЗ
Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.

Запрещающие положения на поставку зарубежной продукции действительны для некоторых её видов: медицинские средства, лекарственные препараты, продукты и радиотехника. Примерно 200 позиций, попадающих под ограничения, описаны в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.
Запрос котировок, запрос предложений, конкурс

При рассмотрении и оценке заявок заказчик применяет понижающий коэффициент 15 % к окончательной цене тех участников, которые предлагают товары из стран ЕАЭС. Такие заявки получают больше баллов, чем заявки с иностранным товаром. Контракт заключают по цене, которую предложил участник.
Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.
Участник №2 предложил такую же цену — 100 000 рублей — за отечественный товар.
При оценке заявок заказчик снизил цену участника №2 на 15 %, чтобы выставить баллы. Цена участника №2 на этапе оценки заявок — 85 000 рублей. Участник №2 получил больше баллов и победил, потому что его цена ниже, чем у первого участника. Контракт заключили по цене, которую предложил поставщик — 100 000 рублей.
Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.
Аукцион

В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:
- если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключают по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником;
- если победитель заявил российский товар — контракт заключают по цене, которую предложил участник на аукционе.
Есть ситуации, когда условия допуска не работают:
- если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
- все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
- во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
- в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.
Перечень документов для подтверждения соответствия требованиям ст. 14 44-ФЗ
В ст. 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ содержится общий подход к требованиям национального режима . Но Правительство РФ имеет право вносить дополнительные ограничения и запреты на пропуск товара иностранного происхождения, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Нацрежим носит отраслевой характер и регулируется специальными Постановлениями Правительства РФ. Их достаточно много, и в данном случае именно они имеют решающее значение при осуществлении закупок.
Иногда заказчики пишут в документации, каким документом подтвердить страну происхождения товара. Если в требованиях закупки нет такой информации, то ее можно найти в соответствующем постановлении.
№ п/п | Постановление или приказ по нацрежиму | Каким документом подтвердить страну происхождения |
---|---|---|
1 | Постановление № 1236 — запрет на допуск ПО | От участника не требуют дополнительных документов. Сведения о программе, которую предлагает участник в заявке, должны быть в едином реестре российского ПО или реестре ПО ЕАЭС. |
2 | Постановление № 616 — запрещает закупать некоторые иностранные промтовары | Выписка из реестра российской промышленности или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи. |
3 | Постановление № 878 — ограничение на допуск радиоэлектронной продукции | Участник декларирует в заявке, что товар находится в реестре российской продукции. Если товар из стран ЕАЭС, то прикладывает акт экспертизы, выданный уполномоченным органом страны ЕАЭС. |
4 | Постановление № 832 — ограничение на допуск пищевых продуктов | Декларация о стране и наименовании производителя. Страну происхождения товара указывают в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. |
5 | Постановление № 617 — ограничение на допуск отдельных виды промышленных товаров | На этапе подачи заявки — декларация о том, что товар находятся в реестре российской промышленности с указанием номера реестровой записи и общем количестве баллов (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).На этапе исполнения контракта:выписка из реестра, сформированная через государственную информационную систему промышленности;копия сертификата СТ-1, если товар произведен в стране ЕАЭС. |
6 | Постановление № 102 — ограничение на допуск медицинских изделий | Сертификат СТ-1, акт экспертизы торговой промышленной палаты (ТПП) с информацией о доле стоимости иностранных материалов в одной единице изделия. |
7 | Постановление № 1289 — ограничение на допуск жизненно необходимых лекарств | Сертификат СТ-1 и заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции на территории России в соответствии ПП РФ №719 от 17.07.2015. |
8 | Приказ № 126н — специальные условия допуска | Декларация о стране происхождения товара в свободной форме. |
Документы необходимые для подтверждения российского производства товара
С подачей заявки отечественное производство товара лишь декларируется. Затем, по требованиям нормативных актов согласно национальному режиму, в случае соответствия закупки определённых постановлениям необходимы:
- Сертификат СТ-1, который выдаётся ТПП;
- Выписка из реестра российской промышленной продукции или перечня евразийской промышленной продукции, где указываются номера реестровых записей;
- Данные о совокупном количестве баллов за исполнение технологических условий на территории РФ в случае их учёта Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.
Как узнать, что закупка проводится согласно национальному режиму
Указание на такую закупку обязано находиться в документах заказчика: все данные о национальном режиме описываются в извещении о закупке, документах, более того, заказчик самостоятельно обязан разъяснить положения национального режима. Поставщики обязуются в свою очередь высылать документацию и данные, которые указаны в нормативных актах и которые будут подтверждать государство-изготовителя продукта. Такое указание становится доказательством для организатора торгов, что продукция точно согласуется с представленными требованиями по национальному режиму.
