Что такое национальный режим в госзакупках по 44-ФЗ? Как его применять в 2021 году?

Полезные статьи

Отечественных производителей государство поддерживает с помощью национального режима в госзакупках. Расскажем, какие правила и условия действуют на поставщиков зарубежных товаров и что изменилось в нацрежиме в 2021 году.

Национальный режим, что это такое?

Национальный режим — это набор правил, которые регулируют закупку товаров, работ и услуг (ТРУ) иностранного производства. Правила придумали для того, чтобы обеспечить безопасность и оборону страны, поддержать российских производителей (ч. 3 ст. 14 44-ФЗ).

Нацрежим дает преимущества поставщикам, которые поставляют товары из стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия.

Отечественным заказчикам требуется закупать товары стран ЕАЭС, чтобы поддержать экономику и оставить в тайне информацию об оборонительных мощностях нашей и соседних стран. Для реализации этих целей в рамках закона 44-ФЗ введены механизмы:

  • ценовые преференции;
  • запрет на допуск иностранных ТРУ;
  • ограничение закупки.

Национальный режим распространяется на товары, которые входят в разные релевантные перечни. Перед подачей заявки на тендер поставщикам нужно проверить объект закупки на предмет размещения в одном из перечней. Если товар там есть, поставщику необходимо приложить к заявке декларацию о происхождении товара или другие сведения, которые предусмотрены соответствующим постановлением.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Правила работы национального режима по 44-ФЗ

В тендерах нацрежим реализуют через: 

  • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
  • ограничения закупки иностранных ТРУ;
  • специальные условия допуска.

Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

  • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
  • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
  • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.

Когда применяется национальный режим по 44-ФЗ?

Рассмотрим в этом пункте, какие нормативные документы устанавливают запрет, ограничения и специальные условия допуска иностранных товаров и как работает нацрежим в соответствии с этими документами.

Запреты в закупках по 44-ФЗ

  1. Постановление Правительства № 1236 от 16.11.2015 — запрещает закупать зарубежное программное обеспечение (ПО).

    Как работает постановление?

    Заказчики отклоняют заявки тех участников, которые предлагают иностранное программное обеспечение. Заявку допустят, если участник предлагает программу, которая входит в единый реестр российского ПО или реестр евразийского программного обеспечения.

    Какие бывают исключения?

    Запрет не действует, если заказчик обосновал невозможность соблюсти запрет: в реестре российского или евразийского ПО нет программы нужного класса или программы из реестра не подходят по функциональным и техническим характеристикам. Например, нужна операционная система Windows, так как программа по бухучету, которую использует заказчик, работает только с этой системой.
     
  2. Постановление Правительства № 616 от 30.04.2020 — запрещает закупать иностранные промышленные товары для государственных нужд, обороны страны и безопасности государства: от бумаги до самолетов.

    Как работает постановление?

    Если объект закупки входит в перечень и включен в реестр российской промышленности, то заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложение иностранной продукции. Запрет действует на товары, которые поставщики используют для выполнения работ, и на объекты аренды и лизинга. Материалы и полуфабрикаты, которые используют при производстве товаров, также должны быть отечественными.

    Объектами одного контракта не могут быть одновременно товары из перечня и товары, которые в перечень не входят.

    Исключения

    Нацрежим не применяют если:
    • товар не производят в России — заказчик подтверждает это сам или получает разрешение на закупку иностранного товара от Минпромторга через государственную информационную систему;
    • цена за единицу товара меньше 100 тыс. рублей, совокупная стоимость товара — меньше 1 млн рублей, кроме закупки текстильных тканей, меховых изделий и еще семи товаров;
    • закупаемый товар российского происхождения и другие товары заказчика несовместимы;
    • отечественные запасные части и расходные материалы не подходят к оборудованию заказчика;
    • заказчик — ФСБ, МВД, Служба внешней разведки и другие госслужбы.

Ограничения допуска иностранных товаров

Ограничения допуска действуют на:

  • радиоэлектронную продукцию — Постановление Правительства № 878 от 10.07.2019,
  • пищевые продукты — Постановление Правительства № 832 от 22.08.2016.
  • отдельные виды промышленных товаров: мыло, музыкальные инструменты, насосы, компрессоры и другие — Постановление Правительства № 617 от 30.04.2020,
  • медицинские изделия — Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015,
  • жизненно необходимые лекарства — Постановление Правительства № 1289 от 30.11.2015. 

Перечень всех товаров, имеющих зарубежное происхождение и запрещённых для приобретения при действительном национальном режиме, прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Здесь описываются 125 товарных позиций, их закупка заказчиками категорически запрещена.

Дополнительные запрещённые для покупки товары при действительном нацрежиме описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, запрещаются программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, которые относятся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по типам экономических процессов ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (в дальнейшем — товары), изготавливающихся за рубежом.

Запрещается приобретение программ для ЭВМ и баз данных, которые реализуются вне зависимости от типа контракта на физическом носителе или в цифровом формате по линиям коммуникации, изготавливаемых зарубежными странами (исключая программное обеспечение, входящее в общий перечень программ для ЭВМ и баз данных из стран-участников Евразийского экономического союза, исключая Российскую Федерацию (в дальнейшем — реестр евразийского программного обеспечения), и уникальных привилегий на подобный продукт и возможности пользования подобным программным обеспечением (в дальнейшем — программное обеспечение или права на него). Так описывается в Постановлении Правительства от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как работают постановления?

Ограничения работают в открытых конкурентных способах, когда объект закупки попадает в перечень товаров из постановления. 

Действует правило «Третий лишний». Заказчик отклоняет заявку с иностранным товаром, если:

  • поступило не меньше двух заявок с товарами из ЕАЭС;
  • обе заявки не содержат предложения одного и того же вида продуктов одного производителя.

Какие бывают исключения?

Иногда нацрежим не работает, если заказчик обоснует, что российский товар не подходит ему по техническим характеристикам. Например, такое условие действует в постановлении № 878.

В постановлениях № 832 и № 1289 ограничения не действуют, если заказчики — консульства, представительства РФ и другие организации, которые работают на территории иностранного государства и закупают товары из перечня постановления.

Важно: Перед тем, как подать заявку, подробно ознакомьтесь с правилами и порядком ограничения допуска в каждом постановлении.

В чём разница запретов и ограничений нацрежима?

Запреты имеют абсолютный характер: покупка некоторых видов продукции, произведённой за рубежом, по общему правилу категорически запрещена. Полный перечень такой продукции представлен в Постановлении 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Для продукции из России и государств ЕАЭС предусматриваются преференции, разрешающие закупочной комиссии выставить заявке более высокий балл и наделить её превосходством для участия в закупке.

Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.

Правило «третий лишний»

По этому правилу возможно приобретение зарубежной продукции лишь тогда, когда было получено меньше 2 предложений на закупку от поставщиков из России. Более того, это должны быть предложения от различных изготовителей или их официальных представителей.

Организатор торгов прибегает к правилу «третий лишний», то есть отклоняет все другие заявки, содержащие предложение о поставке зарубежного продукта, если среди всех заявок найдутся по меньшей мере две, которые одновременно:

  • Содержат в себе предложения о поставке российского продукта;
  • Не содержат в себе предложений о поставке одинакового вида продукции одного и того же изготовителя или изготовителей, которые входят в одну группу лиц;
  • Согласуются с требованиями документов о закупке.

Какие есть условия для допуска в госзакупках по 44-ФЗ?

Заказчик устанавливает в закупке условия допуска в соответствии с Приказом Минфина РФ № 126н от 04.06.2018, если объект закупки попадает в перечень товаров из приложения к приказу. Документ описывает, какие преимущества получают заявки с товаром из стран ЕАЭС. Варианты преимуществ зависят от способа определения поставщика. Рассмотрим их отдельно.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Запрещающие положения на поставку зарубежной продукции действительны для некоторых её видов: медицинские средства, лекарственные препараты, продукты и радиотехника. Примерно 200 позиций, попадающих под ограничения, описаны в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 617.

Запрос котировок, запрос предложений, конкурс

При рассмотрении и оценке заявок заказчик применяет понижающий коэффициент 15 % к окончательной цене тех участников, которые предлагают товары из стран ЕАЭС. Такие заявки получают больше баллов, чем заявки с иностранным товаром. Контракт заключают по цене, которую предложил участник.

Рассмотрим пример заявок с одинаковой ценой, где один участник предлагает иностранный товар, другой — российский.

Участник №1 предложил цену 100 000 рублей за иностранный товар.
Участник №2 предложил такую же цену — 100 000 рублей — за отечественный товар.

При оценке заявок заказчик снизил цену участника №2 на 15 %, чтобы выставить баллы. Цена участника №2 на этапе оценки заявок — 85 000 рублей. Участник №2 получил больше баллов и победил, потому что его цена ниже, чем у первого участника. Контракт заключили по цене, которую предложил поставщик — 100 000 рублей.

Если участник №1 предложит цену не 100 000 рублей, а 85 000 рублей, и поставщики получат одинаковое количество баллов, то победит тот, кто раньше подаст заявку.

Аукцион

В аукционе условия допуска влияют на цену контракта:

  • если победитель предлагает иностранный товар, то контракт заключают по цене, сниженной на 15 % от предложенной участником;
  • если победитель заявил российский товар — контракт заключают по цене, которую предложил участник на аукционе.

Например, в электронном аукционе на поставку лампочек с начальной ценой 100 000 рублей участвуют два поставщика. Первый предлагает российский товар, второй — товар из Китая. Второй участник выиграл аукцион с ценой 82 000 рублей. Но контракт заключат по цене, сниженной на 15 % — 69 700 рублей, потому что победитель предложил иностранный товар. Если бы в аукционе победил первый участник, с ним заключили бы контракт по цене, которую он предложил, не вычитая 15 %.

Есть ситуации, когда условия допуска не работают:

  • если закупку признали несостоявшейся — поступила только одна заявка или не поступило ни одной;
  • все участники предлагают товар из стран ЕАЭС;
  • во всех заявках хотя бы один товар иностранный;
  • в отношении объекта закупки установлен запрет на допуск иностранных товаров.

Перечень документов для подтверждения соответствия требованиям ст. 14 44-ФЗ

В ст. 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ содержится общий подход к требованиям национального режима . Но Правительство РФ имеет право вносить дополнительные ограничения и запреты на пропуск товара иностранного происхождения, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Нацрежим носит отраслевой характер и регулируется специальными Постановлениями Правительства РФ. Их достаточно много, и в данном случае именно они имеют решающее значение при осуществлении закупок.

Иногда заказчики пишут в документации, каким документом подтвердить страну происхождения товара. Если в требованиях закупки нет такой информации, то ее можно найти в соответствующем постановлении. 

№ п/пПостановление или приказ по нацрежимуКаким документом подтвердить страну происхождения
1Постановление № 1236 — запрет на допуск ПООт участника не требуют дополнительных документов. Сведения о программе, которую предлагает участник в заявке, должны быть в едином реестре российского ПО или реестре ПО ЕАЭС.
2Постановление № 616 — запрещает закупать некоторые иностранные промтоварыВыписка из реестра российской промышленности или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи.
3Постановление № 878 — ограничение на допуск радиоэлектронной продукцииУчастник декларирует в заявке, что товар находится в реестре российской продукции. Если товар из стран ЕАЭС, то прикладывает акт экспертизы, выданный уполномоченным органом страны ЕАЭС.
4Постановление № 832 — ограничение на допуск пищевых продуктовДекларация о стране и наименовании производителя. Страну происхождения товара указывают в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.
5Постановление № 617 — ограничение на допуск отдельных виды промышленных товаровНа этапе подачи заявки — декларация о том, что товар находятся в реестре российской промышленности с указанием номера реестровой записи и общем количестве баллов (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).На этапе исполнения контракта:выписка из реестра, сформированная через государственную информационную систему промышленности;копия сертификата СТ-1, если товар произведен в стране ЕАЭС.
6Постановление № 102 — ограничение на допуск медицинских изделийСертификат СТ-1, акт экспертизы торговой промышленной палаты (ТПП) с информацией о доле стоимости иностранных материалов в одной единице изделия.
7Постановление № 1289 — ограничение на допуск жизненно необходимых лекарствСертификат СТ-1 и заключение Минпромторга о подтверждении производства продукции на территории России в соответствии ПП РФ №719 от 17.07.2015.
8Приказ № 126н — специальные условия допускаДекларация о стране происхождения товара в свободной форме.

Документы необходимые для подтверждения российского производства товара

С подачей заявки отечественное производство товара лишь декларируется. Затем, по требованиям нормативных актов согласно национальному режиму, в случае соответствия закупки определённых постановлениям необходимы:

  • Сертификат СТ-1, который выдаётся ТПП;
  • Выписка из реестра российской промышленной продукции или перечня евразийской промышленной продукции, где указываются номера реестровых записей;
  • Данные о совокупном количестве баллов за исполнение технологических условий на территории РФ в случае их учёта Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.

Как узнать, что закупка проводится согласно национальному режиму?

Указание на такую закупку обязано находиться в документах заказчика: все данные о национальном режиме описываются в извещении о закупке, документах, более того, заказчик самостоятельно обязан разъяснить положения национального режима. Поставщики обязуются в свою очередь высылать документацию и данные, которые указаны в нормативных актах и которые будут подтверждать государство-изготовителя продукта. Такое указание становится доказательством для организатора торгов, что продукция точно согласуется с представленными требованиями по национальному режиму.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий