Демпинг — это реализация товаров или услуг по ценам, искусственно заниженным компанией. Такие цены иногда ниже себестоимости продукции или услуги. В сфере госзакупок демпинг представляет собой предложение к поставке товаров с заведомо низкой ценой в целях устранения конкуренции.
Разнообразные демпинговые инструменты при закупках, осуществляемых как по закону № 44-ФЗ, так и по № 223-ФЗ, применяются достаточно часто, и заказчики не всегда догадываются, что организация-участник напрямую воздействует на цену лотаю
Какие существуют основные причины для демпинга?
Среди причин можно назвать следующие:
- Устранение конкурентов.
Для предпринимателей, не несущих больших расходов, закладывание маржи в 10‒15 % от себестоимости товара или услуги уже приносит прибыль. Такие фирмы могут предлагать самую низкую цену, что затрудняет конкуренцию для более крупных участников закупок, которые несут дополнительные расходы на аренду, зарплаты сотрудникам, обязательные отчисления и прочее. В результате небольшие фирмы и мелкие предприниматели могут составлять серьезную конкуренцию крупным организациям.
- Формирование базы клиентов.
Некоторые организации, участвуя в госзакупках, стремятся победить любой ценой, даже если это приведет к убыткам. Использование активного демпинга помогает им получить опыт участия в госзакупках, что открывает возможности для заключения более выгодных контрактов в будущем. Успешный опыт госзакупок часто становится необходимым условием для участия в крупных аукционах с многомиллионными бюджетами.
- Перепродажа объемов.
Часто применяется при сотрудничестве нескольких организаций в рамках одной закупки. В таких ситуациях одна фирма, выиграв аукцион, не может выполнить его условия самостоятельно и привлекает субподрядчиков, что фактически приводит к обману заказчика. Именно поэтому в законодательстве (44-ФЗ и 223-ФЗ) предусмотрены положения, запрещающие привлекать субподрядчиков без согласия заказчика.
Где встречается демпинг?
Сторонники применения демпинга успешно подстраивают используемые приемы под любые формы закупки:
- Открытые конкурсы и запросы предложений.
При осуществлении закупок в данных формах победитель определяется как по цене, так и по неценовым параметрам. Но решающим фактором, влияющим на предпочтение того или иного участника, является все-таки цена.
- Запросы котировок и аукционы.
При проведении запросов котировок и аукционов наиболее часто применяемым видом демпинга является выбор по цене. Победу при этом одерживает фирма, предложившая товар с минимальной ценой.
- Мониторинг цен.
Демпинг цен здесь заключается в подаче ряда предложений к поставке товаров с заведомо низкой ценой. Обычно организация-демпингер привлекает к данному мероприятию партнеров или других связанных с ней юридических лиц. Подобные шаги предпринимаются в целях обрушения всего рынка осуществляемой закупки.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Как избежать демпинга в госзакупках?
В ст. 37 44-ФЗ прописано, как закон действует в отношении таких контрактов: если начальная максимальная, цена контракта выше 15 миллионов рублей, а подрядчик предлагает стоимость сниженную на 25% и более от начальной, то для заключения контракта необходимо будет предоставить обеспечение суммой, в полтора раза превышающей указанную в документации.
Читайте также «Как бороться с демпингом в госзакупках?»
