Экспертиза по 44-ФЗ: когда назначают и как провести

Полезные статьи

Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Одной из новаций Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является необходимость проведения заказчиком в ряде случаев экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг с привлечением внешних экспертов.

Проведение такой экспертизы стало обязательной частью исполнения контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пунктов 10-13, 16, 24, 27, 31, 34, 35, 37 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

Кроме того, Закон о контрактной системе наделил заказчиков правом пользоваться услугами внешних экспертов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе.

Все экспертные заключения подготавливают эксперты, обладающие высшим профессиональным образованием, специальными познаниями, квалификацией и опытом работы в различных отраслях экспертной деятельности.

Когда назначают экспертизу по 44-ФЗ?

Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Когда нужно проводить экспертизу?

Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг. Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью. Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.

Кто может проводить процедуру?

В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:

  • свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
  • опыта приемки результатов исполнения контракта;
  • технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.

Кто может быть экспертом?

В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.

Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:

  • должностные лица заказчика;
  • лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
  • лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
  • близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
  • близкие родственники руководителя или работников поставщика.

Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.

Как проводится экспертиза по 44-ФЗ?

В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.

Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.

Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).

Какие условия контракта проверяются в ходе экспертизы по 44-ФЗ?

Вопрос несоответствия фактических данных и данных, обозначенных в контракте, также регулируется 44-ФЗ в части взаимодействия заказчика и поставщика, а по результатам экспертизы составляется заключение с выводами по вопросам, поставленным на разрешение.

  • Соответствие поставляемого товара характеристикам, указанным в спецификации;
  • Количество товара или объем выполненной работы по закупке;
  • Соответствие качества товара или проделанной исполнителем работы;
  • Срок исполнения обязательств поставщиком по контрактной закупке;
  • Исполнение иных обязательств, обозначенных в гос. контракте.

Однако в ходе экспертного исследования, когда выявляются существенные отклонения от условий контракта и сторонам не удается урегулировать спор путем переговоров, дело доходит до судебного разбирательства.   В этих случаях назначается судебная экспертиза, а права заказчика в получении качественного товара или услуги оспариваются в суде.

На какие вопросы отвечает экспертиза по 44-ФЗ?

Согласно 44-ФЗ (ст. 94) заказчик обязан опубликовать отчет по каждой поставке товаров или услуг в единой информационной системе, а к каждому отчету должно быть приложено заключение независимой экспертизы.  В заключении  должна быть дана оценка выполнения контрактных обязательств исполнителем.

При установлении фактов обмана или несоблюдения своих обязательств исполнитель может быть подвергнут  судебной ответственности и штрафам, а также попасть в реестр недобросовестных исполнителей. При попадании в этот реестр юридическое или физическое лицо практически лишается возможности участвовать в государственных закупках и принимать в дальнейшем участие в конкурсах и тендерах. Таким образом, экспертиза по 44-ФЗ, помимо своей основной задачи, является  инструментом выявления недобросовестных исполнителей.

Виды экспертиз по закупкам 44-ФЗ

Экспертиза по закупкам 4-ФЗ может быть внутренней и внешней.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ реализуется комиссией, состоящей из компетентных сотрудников предприятия заказчика. Однако она не считается беспристрастной, и поэтому в большинстве случаев проводится внешняя экспертиза.

Внешняя экспертиза, которая  в соответствие со ст. 41, 44-ФЗ выполняется сторонним физическим или юридическим лицом и регулирует отношения между заказчиком и поставщиком в части осуществления государственных закупок.

Экспертиза по 44-ФЗ при осуществлении гос. закупок, устанавливает следующие факты:

  1. Соответствие компании-поставщика списку требований заказчика;
  2. Соответствие фактического объема и качества услуг, заявленному в контракте объему и качеству;
  3. Выполнены ли этапы работы в порядке, который обозначен в контракте?
  4. Имеются ли при приемке работ несоответствия или отступления от требований контракта?
  5. Соблюдение установленного контрактом на закупку срока;
  6. Соответствие количественных и качественных характеристик работ, товаров и услуг на каждом этапе (в каждой партии) реализации контрактных обязательств по закупке;
  7. История взаимодействия заказчика и поставщика в гос. закупке, в том числе наличие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Когда назначается экспертиза по 44-ФЗ?

Экспертиза по 44-ФЗ в следующих случаях по следующим направлениям и видам деятельности:

  1. Производство товаров/услуг/работ, реализуемых учреждением уголовно-исполнительной системы;
  2. Поставка и транспортировка культурных ценностей только для государственных и региональных учреждений культуры, в том числе фондов культурного наследия;
  3. Оказание услуги по организации мероприятия, которое удовлетворяет нужды двух или более заказчиков;
  4. Заключение ФСИН и подконтрольными органами контракта на поставку товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов;
  5. Заключение ФСИН и подконтрольными органами контрактов по трудоустройству осужденных;
  6. Покупка нежилого здания или помещения с целью удовлетворения нужд федеральных, муниципальных органов власти;
  7. В случае признания закупки по гос. контракту несостоявшейся процедурой;
  8. Поставка оборудования, основных средств, программного обеспечения государственным или муниципальным образовательным учреждениям;
  9. Медицинские процедуры для гражданина РФ за границей России;
  10. Покупка жилых помещений или освоение территории для строительства жилого здания Федеральными и муниципальными ОИВ, ОМСУ;
  11. Закупка изделий народного промысла (художественное наследие);
  12. Выполнение инженерных изысканий, оформление проектной документации по реализации проектов переработки отходов, заказываемое муниципальными органами власти.

В ходе исследования экспертом изучается  вся сопроводительная документация, указанная в контракте на закупку и установленная требованиями 44-ФЗ.

Эксперт отвечает на поставленные вопросы и решает только те задачи, которые были поставлены в техническом задании именно для этой закупки. Количество и сложность вопросов определяет стоимость экспертной работы.  Время, требуемое для проведения экспертизы,  согласно 44-ФЗ, не ограничено.

Что делать после проведения экспертизы по 44-ФЗ?

Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.

На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.

Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:

  • об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
  • о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
  • о расторжении контракта или изменении его условий.

Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.

Жукова Маргарита
Жукова Маргарита
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Как вам статья?
 

Стартендер
Добавить комментарий