Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Одной из новаций Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является необходимость проведения заказчиком в ряде случаев экспертизы поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг с привлечением внешних экспертов.
Проведение такой экспертизы стало обязательной частью исполнения контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пунктов 10-13, 16, 24, 27, 31, 34, 35, 37 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
Кроме того, Закон о контрактной системе наделил заказчиков правом пользоваться услугами внешних экспертов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе.
Все экспертные заключения подготавливают эксперты, обладающие высшим профессиональным образованием, специальными познаниями, квалификацией и опытом работы в различных отраслях экспертной деятельности.
- Когда назначают экспертизу по 44-ФЗ?
- Когда нужно проводить экспертизу?
- Кто может проводить процедуру?
- Кто может быть экспертом?
- Как проводится экспертиза по 44-ФЗ?
- Какие условия контракта проверяются в ходе экспертизы по 44-ФЗ?
- На какие вопросы отвечает экспертиза по 44-ФЗ?
- Виды экспертиз по закупкам 44-ФЗ
- Когда назначается экспертиза по 44-ФЗ?
- Что делать после проведения экспертизы по 44-ФЗ?
Когда назначают экспертизу по 44-ФЗ?
Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Когда нужно проводить экспертизу?
Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг. Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью. Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).
Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.
Кто может проводить процедуру?
В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:
- свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
- опыта приемки результатов исполнения контракта;
- технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).
Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов. Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда. Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.
Кто может быть экспертом?
В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.
Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:
- должностные лица заказчика;
- лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
- лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
- близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
- близкие родственники руководителя или работников поставщика.
Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.
Как проводится экспертиза по 44-ФЗ?
В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.
Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.
Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).
Какие условия контракта проверяются в ходе экспертизы по 44-ФЗ?
Вопрос несоответствия фактических данных и данных, обозначенных в контракте, также регулируется 44-ФЗ в части взаимодействия заказчика и поставщика, а по результатам экспертизы составляется заключение с выводами по вопросам, поставленным на разрешение.
- Соответствие поставляемого товара характеристикам, указанным в спецификации;
- Количество товара или объем выполненной работы по закупке;
- Соответствие качества товара или проделанной исполнителем работы;
- Срок исполнения обязательств поставщиком по контрактной закупке;
- Исполнение иных обязательств, обозначенных в гос. контракте.
Однако в ходе экспертного исследования, когда выявляются существенные отклонения от условий контракта и сторонам не удается урегулировать спор путем переговоров, дело доходит до судебного разбирательства. В этих случаях назначается судебная экспертиза, а права заказчика в получении качественного товара или услуги оспариваются в суде.
На какие вопросы отвечает экспертиза по 44-ФЗ?
Согласно 44-ФЗ (ст. 94) заказчик обязан опубликовать отчет по каждой поставке товаров или услуг в единой информационной системе, а к каждому отчету должно быть приложено заключение независимой экспертизы. В заключении должна быть дана оценка выполнения контрактных обязательств исполнителем.
При установлении фактов обмана или несоблюдения своих обязательств исполнитель может быть подвергнут судебной ответственности и штрафам, а также попасть в реестр недобросовестных исполнителей. При попадании в этот реестр юридическое или физическое лицо практически лишается возможности участвовать в государственных закупках и принимать в дальнейшем участие в конкурсах и тендерах. Таким образом, экспертиза по 44-ФЗ, помимо своей основной задачи, является инструментом выявления недобросовестных исполнителей.
Виды экспертиз по закупкам 44-ФЗ
Экспертиза по закупкам 4-ФЗ может быть внутренней и внешней.
Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ реализуется комиссией, состоящей из компетентных сотрудников предприятия заказчика. Однако она не считается беспристрастной, и поэтому в большинстве случаев проводится внешняя экспертиза.
Внешняя экспертиза, которая в соответствие со ст. 41, 44-ФЗ выполняется сторонним физическим или юридическим лицом и регулирует отношения между заказчиком и поставщиком в части осуществления государственных закупок.
Экспертиза по 44-ФЗ при осуществлении гос. закупок, устанавливает следующие факты:
- Соответствие компании-поставщика списку требований заказчика;
- Соответствие фактического объема и качества услуг, заявленному в контракте объему и качеству;
- Выполнены ли этапы работы в порядке, который обозначен в контракте?
- Имеются ли при приемке работ несоответствия или отступления от требований контракта?
- Соблюдение установленного контрактом на закупку срока;
- Соответствие количественных и качественных характеристик работ, товаров и услуг на каждом этапе (в каждой партии) реализации контрактных обязательств по закупке;
- История взаимодействия заказчика и поставщика в гос. закупке, в том числе наличие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Когда назначается экспертиза по 44-ФЗ?
Экспертиза по 44-ФЗ в следующих случаях по следующим направлениям и видам деятельности:
- Производство товаров/услуг/работ, реализуемых учреждением уголовно-исполнительной системы;
- Поставка и транспортировка культурных ценностей только для государственных и региональных учреждений культуры, в том числе фондов культурного наследия;
- Оказание услуги по организации мероприятия, которое удовлетворяет нужды двух или более заказчиков;
- Заключение ФСИН и подконтрольными органами контракта на поставку товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов;
- Заключение ФСИН и подконтрольными органами контрактов по трудоустройству осужденных;
- Покупка нежилого здания или помещения с целью удовлетворения нужд федеральных, муниципальных органов власти;
- В случае признания закупки по гос. контракту несостоявшейся процедурой;
- Поставка оборудования, основных средств, программного обеспечения государственным или муниципальным образовательным учреждениям;
- Медицинские процедуры для гражданина РФ за границей России;
- Покупка жилых помещений или освоение территории для строительства жилого здания Федеральными и муниципальными ОИВ, ОМСУ;
- Закупка изделий народного промысла (художественное наследие);
- Выполнение инженерных изысканий, оформление проектной документации по реализации проектов переработки отходов, заказываемое муниципальными органами власти.
В ходе исследования экспертом изучается вся сопроводительная документация, указанная в контракте на закупку и установленная требованиями 44-ФЗ.
Эксперт отвечает на поставленные вопросы и решает только те задачи, которые были поставлены в техническом задании именно для этой закупки. Количество и сложность вопросов определяет стоимость экспертной работы. Время, требуемое для проведения экспертизы, согласно 44-ФЗ, не ограничено.
Что делать после проведения экспертизы по 44-ФЗ?
Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.
На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке. Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке. Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.
Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:
- об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
- о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
- о расторжении контракта или изменении его условий.
Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.
Как вам статья?