Гибкие навыки необходимы в любой работе. Особенно в сфере закупок, ведь здесь нужно постоянно общаться с коллегами и клиентами. Инициативность, умение адаптироваться и договариваться с коллегами все это входит в состав такого понятия как «софт-скилл». Но какие именно навыки относятся к софт скиллам? Об этом расскажем в данной статье.
- Что такое хард- и софт-скиллы
- Жесткие навыки
- Гибкие навыки
- Внимательность к деталям
- Многозадачность и тайм-менеджмент
- Умение работать с законами
- Конструктивный подход к решению споров
- Целеустремлённость
- Софт-скиллы для коммерческих торгов
- Клиентоориентированность
- Критическое мышление
- Работа в режиме неопределённости
Что такое хард- и софт-скиллы
Для начала надо бы понять, чем гибкие навыки отличаются от жестких.
Жесткие навыки
В любой работе без исключения необходимы «хард-скиллы». К ним относятся:
- знание законов;
- оформление документов;
- владение сервисами и т.д.
Жесткими навыками можно обучиться в вузе, на курсах или овладеть на практике, а их эффективность — измерить.
Гибкие навыки
Более общие навыки, которые влияют на вашу продуктивность, умение общаться, стрессоустойчивость и т.д..
По результатам опросов следующие навыки наиболее важные:
- Черты идеального поставщика:
- ответственный;
- объективный;
- практичный;
- честный;
- рациональный;
- экспертный;
- активный;
- самостоятельный;
- позитивный;
- эффективный.
- Важные компетенции:
- нацеленность на результат;
- управление стрессом;
- управление эмоциями;
- планирование и целеполагание;
- тайм-менеджмент;
- системное мышление;
- выработка и принятие решений;
- управление изменениями;
- энергия, энтузиазм, инициативность, настойчивость.
Внимательность к деталям
Внимательно читать условия контракта и требования заказчика — это главное качество поставщика, особенно для госзакупок, где каждый шаг расписан в законе.
Участник госзакупок хочет запросить разъяснение по документации или проекту контракта? Для этого есть норма — нужно успеть в строго установленный законом срок. Например, в аукционе не позднее, чем за 3 дня до конца срока подачи заявок.
Документация может занимать сотни страниц, при этом каждая строчка важна,, поэтому среди тендерных специалистов распространена практика перекрёстных проверок. Когда эксперт изучает по 200 страниц в день, легко пропустить неточность, которая будет стоить победы на торгах. Будет лучше, если коллеги «свежим взглядом» перепроверят подготовленную заявку.
Многозадачность и тайм-менеджмент
Закупки имеют множество аспектов и процессов, поэтому даже с одним контрактом довольно сложно управиться. А взять множество различных контрактов означает, что придется работать с закупками в разных регионах.
Обязательный навык — тайм-менеджмент. Для обеспечительных платежей, открытия спецсчёта или получения гарантии установлены свои временные рамки. В случае нарушения заявка не будет отправлена заказчику (если ошибка в обеспечении заявки) или участник попадёт в РНП (если неверно подготовлено обеспечение исполнения контракта).
Умение работать с законами
Любая ошибка в нормативном акте может привести к тому, что поставщик не сможет попасть на аукцион.
Допустим, новичок снизил ценовое предложение в ходе закупок. Однако он не учёл применение антидемпинговых мер. Теперь ему нужно увеличивать обеспечительный платёж, выдержав процентное соотношение. Подразумевается, что участник аукциона обязан знать о подобных нюансах.
Косвенный признак незнания законов — неверно прописанные показатели товара. По наблюдениям, 90% товара отклоняют именно по этой причине. Закон требует указывать конкретные характеристики из диапазонов, которые установил заказчик. И это право нужно соблюдать.
Конструктивный подход к решению споров
Допускать в госзакупках ошибки дорогое удовольствие, даже если они были допущены не по вине поставщика.
Если проблема возникает, её надо решать конструктивно и по правилам. Заказчик устанавливает невыполнимые условия? Подайте запрос на разъяснение. Ситуация не разрешилась? Жалуйтесь в ФАС в установленной форме. Практически на каждую спорную ситуацию в госзакупках закон предусматривает решение.
Целеустремлённость
Даже соблюдая правила победа — победа не гарантирована. Но не стоит сразу опускать руки, ведь госзакупки — сфера, требующая подготовки.
Софт-скиллы для коммерческих торгов
Тендеры не связанные с госзакупками регулируются не так жестко, организатор самостоятельно определяет правила с учётом действующего законодательства. Так что в коммерческих проектах открывается простор для более широкого применения гибких навыков.
Какие качества пригодятся участнику коммерческих закупок?
Как правило, эксперты компании подключаются к клиентам на стадии получения банковских гарантий для обеспечения возврата аванса и исполнения контракта. Большинство недопонимания между участником и организатором можно избежать.
Важно проявить свои софт-скиллы на этапе подготовки к конкурсу. В этом момент есть возможность зарекомендовать себя, выделиться среди остальных участников. Следуя этой логике, на первый план выходят такие софт-скиллы, как:
- коммуникабельность;
- поиск компромиссов;
- ведение переговоров;
- гибкость мышления;
- умение слушать истинные потребности заказчика;
- настоять на своём в случае необходимости.
Клиентоориентированность
Во время предтендерной работы приходиться как можно больше коммуницировать с клиентом, а вопросы должны решаться внимательно и оперативно.
Любые возражения клиента воспринимаются и обрабатываются с меньшим желанием и с меньшей вовлеченностью. Это недальновидная стратегия. Работа в период исполнения контракта закладывает фундамент для длительных отношений. Если хорошо себя зарекомендовать, заказчик продолжит сотрудничать дальше, уже вне контракта.
Критическое мышление
В эпоху бесконечного потока информации очень трудно поддерживать трезвый взгляд на те или иные вещи. Поэтому с каждым днем все сложнее и сложнее определить стоит участвовать в закупке или нет.
Надежность заказчика и добросовестность конкурентов не видна с первого взгляда и кустарными способами выявить правду становится практически невозможно.
Работа в режиме неопределённости
Далеко не всё можно предусмотреть заранее, поэтому нужно готовиться к непредвиденным обстоятельствам. Во время пандемии не все смогли перестроиться под новые требования рынка, например, не у всех были электронные сервисы обмена данными. Были случаи расторжения уже заключенных договоров. Были и те, кто сумел оперативно внедрить электронные сервисы.
В коммерческих тендерах распространены конкурентные переговоры. Если предложения участников более-менее равны, здесь реально проявить навыки переговоров.