Какие гибкие навыки необходимы для тендерного специалиста?

Полезные статьи

Гибкие навыки необходимы в любой работе. Особенно в сфере закупок, ведь здесь нужно постоянно общаться с коллегами и клиентами. Инициативность, умение адаптироваться и договариваться с коллегами все это входит в состав такого понятия как «софт-скилл». Но какие именно навыки относятся к софт скиллам? Об этом расскажем в данной статье.

Что такое хард- и софт-скиллы

Для начала надо бы понять, чем гибкие навыки отличаются от жестких.

Жесткие навыки

В любой работе без исключения необходимы «хард-скиллы». К ним относятся:

  • знание законов;
  • оформление документов;
  • владение сервисами и т.д.

Жесткими навыками можно обучиться в вузе, на курсах или овладеть на практике, а их эффективность — измерить.

Коммуникабельность

Гибкие навыки

Более общие навыки, которые влияют на вашу продуктивность, умение общаться, стрессоустойчивость и т.д..

По результатам опросов следующие навыки наиболее важные:

  • Черты идеального поставщика:
    • ответственный;
    • объективный;
    • практичный;
    • честный;
    • рациональный;
    • экспертный;
    • активный;
    • самостоятельный;
    • позитивный;
    • эффективный.
  • Важные компетенции:
    • нацеленность на результат;
    • управление стрессом;
    • управление эмоциями;
    • планирование и целеполагание;
    • тайм-менеджмент;
    • системное мышление;
    • выработка и принятие решений;
    • управление изменениями;
    • энергия, энтузиазм, инициативность, настойчивость.

Внимательность к деталям 

Внимательно читать условия контракта и требования заказчика — это главное качество поставщика, особенно для госзакупок, где каждый шаг расписан в законе.

Участник госзакупок хочет запросить разъяснение по документации или проекту контракта? Для этого есть норма — нужно успеть в строго установленный законом срок. Например, в аукционе не позднее, чем за 3 дня до конца срока подачи заявок.

Документация может занимать сотни страниц, при этом каждая строчка важна,, поэтому среди тендерных специалистов распространена практика перекрёстных проверок. Когда эксперт изучает по 200 страниц в день, легко пропустить неточность, которая будет стоить победы на торгах. Будет лучше, если коллеги «свежим взглядом» перепроверят подготовленную заявку.

изучение правил

Многозадачность и тайм-менеджмент

Закупки имеют множество аспектов и процессов, поэтому даже с одним контрактом довольно сложно управиться. А взять множество различных контрактов означает, что придется работать с закупками в разных регионах.

Обязательный навык — тайм-менеджмент. Для обеспечительных платежей, открытия спецсчёта или получения гарантии установлены свои временные рамки. В случае нарушения заявка не будет отправлена заказчику (если ошибка в обеспечении заявки) или участник попадёт в РНП (если неверно подготовлено обеспечение исполнения контракта).

Умение работать с законами

Любая ошибка в нормативном акте может привести к тому, что поставщик не сможет попасть на аукцион.

Допустим, новичок снизил ценовое предложение в ходе закупок. Однако он не учёл применение антидемпинговых мер. Теперь ему нужно увеличивать обеспечительный платёж, выдержав процентное соотношение. Подразумевается, что участник аукциона обязан знать о подобных нюансах.

Косвенный признак незнания законов — неверно прописанные показатели товара. По наблюдениям, 90% товара отклоняют именно по этой причине. Закон требует указывать конкретные характеристики из диапазонов, которые установил заказчик. И это право нужно соблюдать.

Конструктивный подход к решению споров

Допускать в госзакупках ошибки дорогое удовольствие, даже если они были допущены не по вине поставщика.

Если проблема возникает, её надо решать конструктивно и по правилам. Заказчик устанавливает  невыполнимые условия? Подайте запрос на разъяснение. Ситуация не разрешилась? Жалуйтесь в ФАС в установленной форме. Практически на каждую спорную ситуацию в госзакупках закон предусматривает решение.

Целеустремлённость

эффективность

Даже соблюдая правила победа — победа не гарантирована. Но не стоит сразу опускать руки, ведь госзакупки — сфера, требующая подготовки.

Софт-скиллы для коммерческих торгов

Тендеры не связанные с госзакупками регулируются не так жестко, организатор самостоятельно определяет правила с учётом действующего законодательства. Так что в коммерческих проектах открывается простор для более широкого применения гибких навыков.

Какие качества пригодятся участнику коммерческих закупок?

Как правило, эксперты компании подключаются к клиентам на стадии получения банковских гарантий для обеспечения возврата аванса и исполнения контракта. Большинство недопонимания между участником и организатором можно избежать. 

Важно проявить свои софт-скиллы на этапе подготовки к конкурсу. В этом момент есть возможность зарекомендовать себя, выделиться среди остальных участников. Следуя этой логике, на первый план выходят такие софт-скиллы, как:

  • коммуникабельность;
  • поиск компромиссов;
  • ведение переговоров;
  • гибкость мышления;
  • умение слушать истинные потребности заказчика;
  • настоять на своём в случае необходимости.   

Клиентоориентированность

Во время предтендерной работы приходиться как можно больше коммуницировать с клиентом, а вопросы должны решаться внимательно и оперативно.

Любые возражения клиента воспринимаются и обрабатываются с меньшим желанием и с меньшей вовлеченностью. Это недальновидная стратегия. Работа в период исполнения контракта закладывает фундамент для длительных отношений. Если хорошо себя зарекомендовать, заказчик продолжит сотрудничать дальше, уже вне контракта.

Критическое мышление

В эпоху бесконечного потока информации очень трудно поддерживать трезвый взгляд на те или иные вещи. Поэтому с каждым днем все сложнее и сложнее определить стоит участвовать в закупке или нет.

ум

Надежность заказчика и добросовестность конкурентов не видна с первого взгляда и кустарными способами выявить правду становится практически невозможно.

Работа в режиме неопределённости

Далеко не всё можно предусмотреть заранее, поэтому нужно готовиться к непредвиденным обстоятельствам. Во время пандемии не все смогли перестроиться под новые требования рынка, например, не у всех были электронные сервисы обмена данными. Были случаи расторжения уже заключенных договоров. Были и те, кто сумел оперативно внедрить электронные сервисы.

В коммерческих тендерах распространены конкурентные переговоры. Если предложения участников более-менее равны, здесь реально проявить навыки переговоров.

Жукова Маргарита
Жукова Маргарита
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Как вам статья?
 

Стартендер
Добавить комментарий