В законодательство о закупках внесли ряд изменений в первом полугодии 2021 года: скорректировали план закупок и реестр договоров, установили квоты на российские товары, обязали рассчитывать и обосновывать НМЦД. Во втором полугодии заказчиков также ждут поправки, которые важно не пропустить и учитывать в работе уже сейчас. В этой статье расскажем, какие изменения по 223-ФЗ ожидают нас во втором полугодии 2021 года.
Какие изменения по 223-ФЗ учитывать во втором полугодии 2021 года?
Заказчикам необходимо отслеживать изменения, которые вносят в Закон № 223-ФЗ и подзаконные акты, иначе можно получить жалобу от участника, предписание контролера или штраф. Не пропустить изменения поможет таблица. Смотрите, когда и какие поправки вступили в силу. В отдельной графе – ссылка на актуальные материалы Системы по теме изменения. Проверьте по таблице представленной нижи, все ли изменения за 2020 год учитываете в работе.
Таблица изменений по 223-ФЗ за 2021 год
С 1 января 2021 года
Что изменили | Суть изменений |
Квоты на российские товары Постановление Правительства от 03.12.2020 № 2013 | Установили перечень товаров, для которых нужно выполнить минимальную долю закупок российской продукции. Всего в перечне 251 позиция. Квоту рассчитывают от годового объема закупок каждого конкретного товара из перечня. Для товаров в постановлении № 2013 предусмотрели минимальную долю закупок с 2021 по 2023 год. На каждый год определена своя квота, но для некоторых позиций она меняться не будет.Внесите изменения в положение о закупке и в план закупок |
План закупок по 223-ФЗ Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799 | В план закупки на 2021 год нужно внести дополнительные сведения: о количестве и единице измерения товара, который заказчик закупает в рамках строительного договора и принимает к бухучету в качестве объекта основных средств;об объеме финансового обеспечения закупки за счет субсидии, которая предоставлена на реализацию национальных и федеральных проектов, а также комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, по каждому коду целевой статьи расходов, коду вида расходов.В остальном план закупки на 2021 год заполняйте по-прежнему.Используйте новую форму плана закупки |
Годовой отчет о закупках у МСП Постановление Правительства от 09.12.2020 № 2058 Постановление Правительства от 22.07.2021 № 1249 | Изменили форму годового отчета о закупках у МСП. Дополнили перечень договоров, которые не нужно учитывать в общем объеме закупок у МСП: исключили закупки, которые проводили с 1 января 2020 года госкомпании, созданные по специальным федеральным законам. При этом цель закупки – реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. План утвердило Правительство 30.09.2018 года под номером 2101-р. Такие закупки не учитывают, если сработали два условия: 1) по результатам закупки заключили договор, предмет которого одновременно проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования федерального значения и отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью; 2) компания установила в отношении участников закупки требование привлечь к исполнению договоров субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.С августа 2021 года госкомпании при расчете годовых объемов закупок у МСП не учитывают не только свои закупки, которые подпадают под указанные критерии, но и закупки своих дочерних компаний и их дочерних обществ. |
Реестр договоров по 223-ФЗ Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799 | Уточнили, когда нужно направлять сведения об исполнении договора. Внесите в реестр:сведения о том, что договор или его этап исполнен, и документы, которые оформили по результатам приемки исполнения;информацию об оплате договора и подтверждающие документы.Срок направления сведений – 10 календарных дней со дня приемки или оплаты. Направляйте в реестр договоров дополнительные сведения:о цене единицы товара, работы или услуги;при закупке строительных работ – о товарах, которые принимаете к бухучету.Новые правила ведения реестра договоров применяйте к закупкам, извещения о которых разместили после 1 января 2021 года |
Со 2 января 2021 года
Что изменили | Суть изменений |
Заказчики по 223-ФЗ Федеральный закон от 22.12.2020 № 443-ФЗ | Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами должны применять Закон № 223-ФЗ.Скорректируйте положения о закупке и разместите их в ЕИС. На это есть 90 дней со дня вступления в силу закона |
Штраф по 223-ФЗ Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-Ф3 | За нарушение сроков оплаты по договорам с субъектами МСП заказчика привлекут к ответственности: должностное лицо заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., юрлицо – от 50 000 до 100 000 руб.Соблюдайте срок оплаты по договору с МСП – 15 рабочих дней с даты, когда подписали документы о приемке |
С 22 февраля 2021 года
Что изменили | Суть изменений |
Реестр договоров по 223-ФЗ Приказ Минфина от 31.12.2020 № 343н | Дополнили новыми сведениями реестр договоров. Заказчики должны направлять в реестр информацию:по сделкам с самозанятыми;о стране происхождения и цене единицы товара, если по договору на выполнение работ или оказание услуг закупили товар;о стране и единице товара, если по строительному договору заказчик закупил товар, который примет к бухучету как отдельный объект основных средств;при формировании информации о цене: цену договора, договора с субподрядчиком, цену единицы товара, работы или услуги;при формировании информации о результатах исполнения договора: – дату окончания исполнения договора или отдельного этапа; – наименование и код страны происхождения товара по ОКСМ на основании документа о приемке; – наименование и код страны регистрации производителя товара по ОКСМ (при наличии) |
С 30 июня 2021 года
Что изменили | Суть изменений |
Закупки среди МСП Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ | 1. Скорректировали порядок проведения электронного конкурса:среди его этапов нельзя проводить квалификационный отбор участников;сроки проведения каждого этапа надо указывать в документации, а не в извещении.2. Электронный запрос предложений нужно проводить по тем же правилам, что и электронный конкурс. Подача окончательного и дополнительного ценового предложения не предусмотрена. 3. Установили требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки. 4. Предусмотрели исчерпывающий перечень документов, которые заказчик может требовать в составе заявки от участников – субъектов МСП.Внесите изменения в положение о закупке |
С 15 июля 2021 года
Что изменили | Суть изменений |
Расчет и обоснование НМЦД Федеральный закон от 05.04.2021 № 86-ФЗ | Заказчики по Закону № 223-ФЗ должны рассчитывать и обосновывать НМЦД в конкурентных и неконкурентных закупках.Положение о закупке должно содержать:порядок определения формулы цены;порядок определения и обоснования цены единицы товара, работы и услуги;порядок определения максимального значения цены договора;порядок обоснования цены договоров с едпоставщиком.У заказчиков есть 90 дней, чтобы привести свои положения о закупке в соответствие с новыми требованиями – до 14 июля 2021 года включительно.Внесите изменения в положение о закупке |
С 1 октября 2021 года
Что изменили | Суть изменений |
Ежемесячный отчет по договорам Постановление Правительства от 27.05.2021 № 814 | 1. Заказчики по Закону № 223-ФЗ будут размещать ежемесячный отчет о договорах по утвержденной форме. В новом отчете появится дополнительный раздел о закупках квотируемого товара.Ежемесячный отчет будет формироваться в ЕИС по тем сведениям, которые заказчик разместит в реестре договоров. Итоговые показатели по соблюдению квоты отразятся в отчетности за последний месяц календарного года в разделе 4 новой формы отчета.Разместите сведения в ЕИС до 10-го числа месяца, который следует за отчетным. Например, за июнь отчитайтесь до 10 июля включительно.Следите за выполнением обязательной минимальной доли закупок отечественных товаров.2. Протоколы, которые составляют в ходе закупки, будут содержать причины признания конкурентной закупки несостоявшейся. Всего определили пять причин. Одну из них нужно указывать в протоколе |
Закупки среди МСП Постановление Правительства от 19.06.2021 № 937 | Увеличили до 800 млн руб. предельный размер НМЦД, когда заказчики могут проводить закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства.Сейчас заказчики по Закону № 223-ФЗ могут закупать товары, работы и услуги у субъектов МСП и самозанятых, если НМЦД более 200 млн руб., но не превышает 400 млн руб. (п. 19 постановления от 11.12.2014 № 1352).При расчете НМЦД проверяйте пороговое значение стоимости договора для закупок у МСП.При необходимости скорректируйте перечень товаров, работ и услуг, которые закупаете у субъектов МСП |
Соблюдение минимальной доли закупок российских товаров
С 1 января 2021 года заказчики по 223-ФЗ должны соблюдать минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения. Перечень такого товара Правительство установило в постановлении от 03.12.2020 № 2013.
С 6 марта 2021 года для достижения квот признавайте не только продукцию из России, но и продукцию из любой страны, которая входит в ЕАЭС, – Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (постановление Правительства от 03.03.2021 № 304).
Для расчета минимальной доли российских товаров из перечня по постановлению № 2013 учитывайте как конкурентные, так и неконкурентные закупки (письмо Минфина от 15.01.2021 № 24-03-07/1390).
С 1 октября 2021 года заказчики по 223-ФЗ каждый месяц будут сдавать сведения о достижении квот в составе ежемесячной отчетности по договорам. Информацию о квотируемой продукции, которую заказчик принял в отчетном месяце, нужно включать в третий раздел отчета. Итоговые показатели отобразятся в отчете за последний месяц (постановление от 27.05.2021 № 814).
За период срока действия постановления № 2013 антимонопольные органы вынесли ряд решений. Смотрите в таблице, какие подходы к применению правил квотирования определяют УФАС.
Административная практика по постановлению № 2013
Суть жалобы | Вывод УФАС |
---|---|
Заказчик отклонил заявку на участие в конкурсе, так как она не соответствует постановлению № 2013 | Заказчик не установил требования к участникам закупки подтвердить документами или сведениями, что квотируемый товар российского происхождения.Действия заказчика нарушают пункты 1, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ |
Заказчик ненадлежащим образом установил долю объема закупок товаров российского происхождения, чем нарушил постановление № 2013 | У заказчика нет обязанности указывать в документации сведения из постановления № 2013.ФАС не уполномочен контролировать соблюдение заказчиками требований по квотам |
Заказчик закупал автогрейдер и указал конкретное наименование товара импортного производства, тем самым нарушил правила квотирования | Комиссия УФАС проверила план закупок на 2021 год и установила, что хоть одна закупка из пяти автогрейдеров не российского происхождения в 2021 году приведет к нарушению постановления № 2013 |
Заказчик в техническом задании документации ненадлежащим образом установил долю объема закупок товаров российского происхождения | Закон № 223-ФЗ не содержит обязанности указывать в документации о проведении конкретной закупки сведений из постановления № 2013 |
Заказчик объявил закупку бульдозера и описал характеристики под иностранного производителя, хотя в реестре промпродукции есть российский товар | По плану закупок на 2021 год больше таких поставок нет. Так как заказчик объявил закупку на приобретение двух иностранных бульдозеров, поэтому превысил максимальную долю закупок иностранных товаров |
Работа с НМЦД по новым правилам
С 15 июля 2021 года заказчики по 223-ФЗ должны рассчитывать и обосновывать цену договора по всем закупкам, независимо от способа определения поставщика и стоимости договора. Порядок, способы и форма расчетов начальной (максимальной) цены договора законом не регламентированы, поэтому заказчики должны самостоятельно установить способы и формулы для определения стоимости договора в своих положениях о закупке.
Сведения о начальной (максимальной) цене договора нужно включать в:
- положение о закупке;
- план закупок;
- извещение;
- документацию.
Вывод следует из части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.
Скачайте шаблон положения о закупке с описанием методов расчета НМЦД и порядком обоснования стоимости договора в конкурентных и неконкурентных закупках:
Закупка у МСП
С 30 июня 2021 года меняются правила конкурентных закупок у МСП и самозанятых. До этой даты заказчикам нужно изменить положения о закупке, где прописать новые правила проведения конкурентных электронных закупок среди МСП.
В закупках среди МСП учитывайте следующие особенности:
- не используйте в конкурсе этап квалификационного отбора участников;
- установите сроки проведения этапов конкурса в документации, а не в извещении;
- проводите электронный запрос предложений по правилам электронного конкурса;
- требуйте от участника представить в заявке только ограниченный круг сведений и документов.
Всего за год нужно провести закупки у МСП на сумму не менее 20 процентов от совокупной годовой стоимости договоров заказчика. При этом не меньше 18 процентов такого объема договоров нужно заключить по результатам закупок для МСП и самозанятых. При расчете объема закупок у МСП в годовом стоимостном объеме всех договоров ряд закупок не учитывайте.
Предусмотрите объемы закупок у МСП в плане закупок и контролируйте их объем в течение всего года. По итогам года о достижении объема закупок у МСП нужно отчитаться.
С 1 октября в закупках по 223-ФЗ увеличится предельный размер НМЦД до 800 млн руб., когда заказчики могут проводить закупки среди субъектов МСП (постановление от 19.06.2021 № 937). Сейчас заказчики вправе приобрести товары, работы и услуги у МСП и самозанятых, если НМЦД более 200 млн руб., но не превышает 400 млн руб. (п. 19 постановления от 11.12.2014 № 1352).
Оплачивайте договор с МСП в срок не более 15 рабочих дней со дня, когда подпишете документ о приемке по договору или его отдельному этапу. Такое условие оплаты действует только для закупок у МСП. Если договор заключили по итогам конкурентной закупки, которую провели на общих основаниях, а не только среди МСП, то можно такой срок оплаты не применять.
Какие изменения планируют внести в работу заказчиков по 223-ФЗ в 2021 году?

Чтобы получить консультацию юриста по 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Планируют ввести единые требования к банковским гарантиям для субъектов МСП. Сейчас проект прошел первое чтение. Если закон примут, он начнет действовать с 2022 года (проект Федерального закона от 22.02.2021 № 1116818-7).
Законопроект предусматривает, что для участия в закупке субъект МСП сможет предоставить гарантию, которая выдана любым из банков по перечню из Закона № 44-ФЗ. Сведения о гарантии должны быть в реестре в ЕИС.
По действующим правилам заказчики самостоятельно в положении о закупке и документации регулируют вопросы обеспечения заявок, исполнения обязательств по договору. Заказчики могут предъявлять любые требования к банковским гарантиям, устанавливать размер, форму, порядок предоставления, срок действия и требования к банкам, которые их выдают.
По проекту банковская гарантия для МСП будет содержать:
- срок действия – не менее одного месяца с даты окончания срока исполнения основного обязательства. Заказчик не может требовать иного срока действия гарантии;
- дату вступления в силу – с даты заключения договора;
- запрет на представление банку судебных актов в подтверждение нарушений обязательств участником закупки из числа МСП.
Также Правительство дополнительно установит:
- типовую форму банковской гарантии для МСП;
- форму требования об уплате денежной суммы по гарантии;
- дополнительные требования к банковской гарантии для МСП;
- перечень документов, которые заказчик направляет в банк одновременно с требованием об уплате денежной суммы.
Увеличат долю закупок у субъектов МСП. Если проект примут, изменения вступят в силу 1 января 2022 года (проект постановления Правительства от 14.05.2021).
- увеличить минимальную обязательную долю закупок у субъектов МСП с 20 до 30 процентов от годового объема закупок;
- увеличить минимальную обязательную долю закупок только среди малого и среднего бизнеса с 18 до 20 процентов от годового объема закупок;
- увеличить количество заказчиков, которые обязаны достигать минимальную долю закупок, и распространить обязанность на всех заказчиков по 223-ФЗ вместо отдельных категорий;
- внедрить электронный документооборот через ЕИС между Корпорацией МСП и заказчиками, в отношении которых Корпорация МСП проводит оценку и мониторинг минимальной доли закупок у субъектов МСП.
Закон № 223-ФЗ дополнят нормами о предотвращении конфликта интересов и выявлении личной заинтересованности (проект Федерального закона от 07.04.2021 № 1145363-7). Проект приняли в первом чтении.
В законе пропишут перечень физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по закупкам. Заказчики смогут дополнительно указать в положении о закупке иные случаи, при которых физическое лицо не может быть членом комиссии.
К руководителю заказчика, членам комиссии установят требования о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Установят иммунитет на денежные средства на спецсчете. Планируют запретить взыскивать долги участника закупки со специального счета в банке. Такое правило включили в оптимизационный закон поправок со сроком вступления в силу с 1 января 2022 года (проект Федерального закона № 1100997-7).
