Вывоз ТБО включен в перечень услуг, закупаемых по регулируемым коммунальным тарифам. Каким образом произвести закупку вывоза отходов в 2022 году, расскажем в статье.
- Закупка услуг по вывозу мусора в 2022 году
- Пошаговая инструкция закупки услуг по вывозу ТБО
- Описание объекта закупки
- Составление технического задания на закупку услуг по вывозу мусора
- Требования к оформлению заявок
- Оформление госконтракта
- Вывоз ТБО по 44-ФЗ у единственного поставщика
- Порядок извещения о закупке в ЕИС
- Порядок ценообразования
- Последние изменения в законодательстве о вывозе ТБО по 44-ФЗ
Закупка услуг по вывозу мусора в 2022 году
Вывоз мусора относится к услугам, которыми приходится пользоваться наиболее часто. Новичку предмет такой закупки может показаться простым, однако это не так. Дело в том, что вывоз ТБО по 44-ФЗ имеет немало нюансов. Начнем с того, что в процессе закупок бытовое понятие «мусор» обычно заменяется на ТБО, то есть «твердые бытовые отходы», или ТКО – «твердые коммунальные отходы».

Закон 44-ФЗ позволяет осуществлять деятельность по вывозу ТБО компаниям, юридическим лицам, ИП, имеющим соответствующую лицензию. Исполнитель должен выполнять обязательства, зафиксированные в контракте на оказание услуг. Нужно понимать, что особенности транспортировки отходов непосредственно зависят от их категории.
Интересующие нас услуги закупаются жителями многоквартирных домов. В таком случае за состояние площадки, контейнеров для сбора отходов отвечает собственник дома. Кроме того, подобные ТРУ могут получить юридические лица и ИП.
Статья 426 ГК РФ устанавливает: право на подписание документа, по которому будет производиться вывоз ТБО по 44-ФЗ, есть у всех субъектов, имеющих такую потребность. Соответствующий контракт должен быть заключен с региональным оператором, для выбора последнего тарифная комиссия проводит конкурс. Единый региональный представитель имеет все возможности для выполнения условий соглашения, так как обладает грамотно выстроенной логистикой и несет ответственность за все процессы. Под последними понимаются сбор, перевозка к месту назначения и переработка отходов.
Пошаговая инструкция закупки услуг по вывозу ТБО
Для выбора исполнителя условий контракта по вывозу ТБО по 44-ФЗ могут использоваться конкурентные способы либо заключается соглашение с единственным поставщиком в 2022 году. При проведении конкурентных торгов заказчикам рекомендуется использоваться такую последовательность действии:

Описание объекта закупки
Для того чтобы корректно сформировать предмет закупки, заказчик должен определить, какой вид отходов необходимо вывозить с его территории. Выделяют два основных понятия: твердые бытовые и твердые коммунальные.
Понятие ТКО введено 89-ФЗ от 24.06.1998. Этот же закон и определяет вывоз и ликвидацию мусора в качестве коммунальных услуг.
ТБО — это отходы бытового характера, то есть мусор, скапливающийся ежедневно. ТБО подразделяют на:
- биологические — остатки пищи и растений;
- небиологические (синтетические) — пластик, текстиль, стекло, целлюлоза.
Понятие ТКО установлено законом 89-ФЗ. Также данный законодательный акт определяет такие коммунальные услуги, как вывоз, ликвидация мусора. По актуальным нормам любой вывозимый мусор может обозначаться исключительно как «твердые коммунальные отходы».
Составление технического задания на закупку услуг по вывозу мусора
Главной задачей заказчика во время составления технического задания является корректное установление класса опасности вывозимых отходов. На данный момент закон фиксирует такие классы для ТКО:
- чрезвычайно опасные, имеют критический уровень опасности (ртутьсодержащие, минеральные масла, терфенилы);
- высокоопасные (аккумуляторы, батарейки, отходы свинца, нефть);
- умеренно опасные (дизельное топливо, цементная пыль, ацетон);
- малоопасные, имеют низкий уровень опасности (строительный мусор, ТБО, отходы от асфальта);
- неопасные, очень низкий уровень опасности (древесина, керамические предметы, пищевой мусор).

Пример технического задания

Требования к оформлению заявок
Когда речь идет о закупке услуг по вывозу ТКО, основное требование, предъявляемое к участникам, — наличие лицензии. С 01.07.2015 деятельность организаций по сбору, транспортировке, обработке и ликвидации отходов 1-4 классов опасности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с 458-ФЗ и ПП РФ № 1062 от 03.10.2015. Вывоз и утилизацию ТКО вправе проводить только специализированные компании, имеющие соответствующие лицензии на уборку, переработку и утилизацию всех видов мусора. Если заказчику необходимо закупить услуги по вывозу и обращению отходов как 1-4 классов, так и 5 класса опасности, то необходимо формировать два различных заказа, так как к участникам таких торгов будут предъявляться различные требования. У компаний, предлагающих услуги по обращению ТКО 1-4 классов, в обязательном порядке должна быть лицензия (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
Оформление госконтракта
В тексте договора прописываются не только услуги по вывозу ТБО по 44-ФЗ, но и по приему, перевозке, обработке, обезвреживанию, захоронению. В проект документа обязательно вносятся значимые условия, имеющие отношение к составу, способу складирования, массе, месту приема, принципам коммерческого учета объема ТКО.
В приложениях к госконтракту должны быть определены:
- объем и место сбора и накопления отходов;
- информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним.
Также региональный оператор должен предоставлять заказчику документы, подтверждающие захоронение вывезенного мусора.
Документ, подписываемый заказчиком и исполнителем, может обозначаться как «контракт» или «договор». В данном случае конкретное название является непринципиальным, главное, чтобы соглашение было составлено в письменном виде. Договор на оказание услуг по обращению с отходами является публичным для регионального оператора. А значит, у последнего нет права отказаться от заключения подобного контракта при условии, что места накопления отходов расположены в зоне, за которую он несет ответственность.
Образец типового контракта на вывоз ТКО

Вывоз ТБО по 44-ФЗ у единственного поставщика

На данный момент заказчикам разрешается осуществлять закупку услуг по вывозу ТБО по 44-ФЗ у одного исполнителя. Объектом договора могут быть:
- услуги по водо-, тепло-, газоснабжению и водоотведению;
- обращение с ТКО;
- подключение к инженерно-техническим сетям;
- хранение, ввоз наркотических средств, психотропных веществ.
Понятие «обращение с отходами» включает в себя сбор, вывоз, накопление, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Все перечисленные услуги могут стать предметом контракта с единственным исполнителем.
К твердым коммунальным отходам относятся те, что образуются в жилых помещениях, и товары, потерявшие свойства, необходимые потребителю. А также весь мусор, появляющийся во время деятельности юридических лиц и ИП. Заказчику важно внимательно подходить к видам и классам отходов, поскольку для некоторых из них нельзя заключить контракт с единственным исполнителем.
За обращение с ТКО отвечают региональные операторы, а значит, только они могут выступать в роли единственных поставщиков.
Получить функции регионального поставщика может любое юридическое лицо при любой правовой и организационной форме. Оно должно иметь:
- российскую регистрацию;
- опыт работы в данной сфере;
- государственную лицензию на сбор, утилизацию, транспортировку, размещение отходов разных классов опасности.
Юридическому лицу придется пройти конкурсный отбор, после чего, в случае победы, ему будет присвоен статус регионального оператора максимум на 10 лет. Цена госконтракта на вывоз ТБО по 44-ФЗ устанавливается при помощи тарифного метода.
Порядок извещения о закупке в ЕИС
Перед подписанием договора учреждение размещает извещение о запланированной закупке в ЕИС. Документ должен быть опубликован минимум за пять дней до момента заключения договора.

В извещении указывают:
- наименование местонахождения, почтовый адрес, контактный номер и электронную почту, ответственное должностное лицо заказчика;
- краткие условия договора, в том числе наименование и описание предмета торгов;
- размер, требования к обеспечению исполнения контракта и порядок его предоставления, (если обеспечение должно использоваться по ст. 96 закона 44-ФЗ).
При формировании в ЕИС плановых документов и извещения о торгах заказчик должен прописать код из ОКПД2. В зависимости от специфики деятельности покупателя применяются такие коды:
- 11.29.000 – «Услуги по сбору прочих неопасных отходов, непригодных для повторного использования»;
- 11.21.000 – «Услуги по сбору неопасных отходов городского хозяйства, непригодных для повторного использования».
Порядок ценообразования
Тарифы на вывоз ТБО по 44-ФЗ устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Либо эту функцию может выполнять орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов, если полномочия были переданы законом субъекта РФ. Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не может быть выше, чем стоимость услуг по организации данной деятельности, которая была определена по результатам конкурсного отбора региональных операторов.
При подписании договора с региональным оператором на оказание услуг по вывозу и обращению с ТБО по 44-ФЗ в тексте документа обязательно ссылаются на нормативный акт, устанавливающий тарифы для данной сферы. Например, это можно сделать в разделе «Цена договора и порядок расчета».
Последние изменения в законодательстве о вывозе ТБО по 44-ФЗ
После внесения поправок в закон 44-ФЗ вывоз ТБО может проводиться региональным монополистом:
- заказчики имеют право заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с единственным поставщиком, о чем говорилось ранее;
- крупные регионы разделяются между несколькими РО, небольшие по площади – с одним, устанавливаемым тарифной комиссией;
- оплата по регулируемым тарифам производится не в соответствии с фактическим объемом имеющихся отходов, а на основании количества граждан, прописанных в многоквартирных домах или частном доме;
- принципы ценообразования в регионе фиксирует тарифная комиссия, опираясь на результаты конкурса между претендентами на оказание услуг;
- юридические лица обязаны уведомлять о своих отходах, подавая необходимую отчетность, кроме того, они не могут выходить за пределы установленного для них лимита.

По закону разрешается снизить размер оплаты вывоза ТБО. Для этого сумму рассчитывают не по нормативу, а опираются на такой показатель, как объем отходов, образующихся в жилых помещениях МКД и выгруженных в определенное количество баков для мусора. Иными словами, расчет производится не на основании количества жильцов/арендаторов торговых помещений, а в соответствии с реальными объемами мусора. Однако нужно понимать, что для получения такой услуги жителям придется сортировать отходы по классам опасности.
Также отметим, что зафиксированная договором периодичность вывоза ТБО по 44-ФЗ приведет к тому, что жильцам придется платить за половину контейнера ту же сумму, что и за полный бак.
Отдельно стоит остановиться на правилах подписания контракта на вывоз ТКО с жильцами частного сектора. Используемая в данном случае форма соглашения утверждена на законодательном уровне, поэтому не отличается от той, что используется жителями многоквартирных домов. Договор заключается с региональным оператором, который победил в проведенном конкурсе. Либо исполнителем может стать другое юридическое лицо, если на территории города работает сразу ряд поставщиков такого рода услуг.
