Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это способ надзора Генеральной прокуратурой, к которому прибегают в случае необходимости уточнения фактов нарушения законодательства о закупках. Проверку проводят досконально: нарушение на любом этапе начиная с составления плана и заканчивая исполнением контракта, может привести к административной и уголовной ответственности.
Что из себя представляет проверка прокуратурой?
Прокуратура контролирует исполнение законов во всех сферах общественной жизни. В её юрисдикцию входят также и проверки заказчиков в сфере государственных закупок. Проверяют заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
Порядок проверки подробно описан в методических рекомендациях, который составила Генпрокуратура для прокуроров субъектов РФ. Основная цель проверок — выявление нарушений. Если таковые находятся, то заказчика, который их допустил, могут привлечь к административной ответственности.
Контрольные мероприятия проводят по плану и вне плана, если есть основания (о них мы подробнее остановимся в разделе «Основания для проведения проверки»). Также они могут быть выездными (например, при выезде сотрудников на юридический адрес заказчика) и документарными, когда для проверки к прокурору вызывают нужных ему лиц либо присылают нужные документы.
Основания для проверки прокуратурой
Прокуратура следит за исполнением законов, включая закон о контрактной системе, всеми видами физических и юридических лиц, государственными и муниципальными заказчиками. Основная задача органов прокуратуры в сфере закупок — выявление фактов нарушения заказчиками требований нормативных актов о контрактной системе и применение к ним мер прокурорского реагирования.
Проверки прокуратурой проводятся в двух случаях:
- на плановой основе с учетом данных о законности действий заказчика;
- на внеплановой основе по жалобе, обращению или иной информации о нарушении законодательства.
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Такие проверки бывают:
- документарными — когда прокурор вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и изучает необходимую документацию, находясь на своем рабочем месте;
- выездными — когда после изучения полученных документов, прокурор выезжает в учреждение заказчика.
Прокуратура является одним из субъектов профилактики правонарушений. В п. 10 ч. 2 ст. 8 федерального закона №182-ФЗ от 23.06.2016 указывается, может ли прокуратура проводить мониторинг соблюдения закона о контрактной системе. Мониторинг информации о закупках — важнейший элемент прокурорского надзора. Прокурорские органы анализируют информацию из следующих источников:
- данные органов госвласти и местного самоуправления, надзорных и правоохранительных органов;
- сведения с официальных сайтов и данные СМИ;
- обращения граждан и юрлиц, материалы уголовных, арбитражных и административных дел.
Сведения, которые публикует заказчик в ЕИС — является одним из главных источников информации при прокурорском мониторинге.
Как подготовиться к проверке по 44-ФЗ?
Заказчики должны быть всегда готовы к контрольным мероприятиям, чтобы они не застали врасплох. Для этого в первую очередь, всегда нужно помнить о возможной внеплановой проверке прокуратуры. Если вести деятельность в соответствии с законом, тогда специально подготавливаться к проверкам не придётся. Однако есть определённые моменты, на которые прокуратура обращает особенное внимание, и о них следует помнить.
Этап закупки | На что обратить внимание | Статья 44-ФЗ (НПА) |
Планирование закупок | — содержание и сроки размещения плана-графика; — обоснование необходимости закупки; — проведение обязательного общественного обсуждения закупок; — правильность расчета и обоснования начальной цены контракта | ст. 16 ст. 18 ст. 20 и постановление правительства №1635 от 11.12.2019 ст. 22 |
Осуществление закупок | — наличие контрактной службы или контрактного управляющего, наличие у работников соответствующего образования; — соответствие состава закупочной комиссии требованиям закона; — правильность способа выбора определения поставщика; — проведение процедуры совместных закупок; — законность ограничения участия в определении поставщика, применение национального режима; — законность предоставления преимуществ; — законность установления заказчиком требований к участникам закупки; — правомерность установления критериев оценки заявок; — соблюдение правил описания объекта закупки и применения КТРУ; — соответствие проекта контракта в документации тексту заключенного сторонами контракта; — включение условий об ответственности, приемке, сроках возврата обеспечения | ст. 38 ст. 39 ст. 24 ст. 25 ст. 27, 14 ст. 28-30 ст. 31 ст. 32 ст. 33 и 23 ст. 34 ст. 34 |
Исполнение контракта | — приемка ТРУ и проведение экспертизы; — своевременность и полнота оплаты ТРУ; — процедура изменения, расторжения контракта | ст. 94 ст. 94 ст. 95 |
В любом учреждении, которое работает по 44-ФЗ, обязательно наличие положения о комиссии по осуществлению закупок. Этот документ отражает, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам надзорные органы.
Прокуратура проверяет:
- правильно ли проверяется соответствие участников закупки требованиям, установленным заказчиком;
- правильно ли принимаются решения о допуске либо отклонении заявок участников закупки;
- как проходит рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в определении поставщика;
- как ведутся протоколы в ходе осуществления процедуры определения поставщика.
Ежегодно органы прокуратуры анализируют и систематизируют основные нарушения заказчиков при проведении закупок. Знание основных нарушений, которые выявляет надзорный орган, позволит заказчику не допускать ошибок при проведении закупок. К таким нарушениям относятся:
- принятие незаконных нормативных актов, которые регулируют порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок, вопросы деятельности осуществления закупок внутри учреждений;
- связанные со ст. 19 закона №44-ФЗ нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура выдает по факту нарушений представления об отмене закупок, которые размещались с требованиями, отличными от нормативных;
- нарушения в сроках публикации, содержании и утверждении планов-графиков закупок, отчета о закупках у СМП;
- заключение контрактов с единственным поставщиком, когда необходимо провести конкурентную процедуру, дробление контрактов;
- отсутствие расчета и обоснования начальной цены, ее неверное определение или завышение;
- заключение контрактов на условиях, которые противоречат или отсутствуют в документации;
- необоснованный отказ в допуске (либо допуск) участников к торгам и запросам котировок;
- ограничение конкуренции при формировании излишних технических требований в документации;
- нарушение сроков размещения сведений о заключении, изменении и об исполнении контрактов; незаконное изменение существенных условий контрактов;
- нарушение сроков оплаты.
Как проходит проверка?
Методика проверки заключается в сверке требований закона с фактическими обстоятельствами его применения. В отличие от аудиторской проверки программы проведения проверки по 44-ФЗ у прокуратуры нет. Надзорный орган имеет сведения о нарушении закона и проверяет достоверность этой информации. Для этого он запрашивает у заказчика необходимую информацию, документы и материалы. Все требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 закона о прокуратуре).
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Алгоритм проведения проверки закреплен в ст. 21 закона о прокуратуре:
- Прокурор или его заместитель принимает решение о проверке и направляет его в учреждение заказчика. В нем указывается основание, срок, предмет и цель проверки.
- Заказчик готовит требуемые документы и направляет их в прокуратуру в установленный решением срок. Заказчику необходимо понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам и нормам оформления. Проверяющий орган руководствуется инструкцией по делопроизводству согласно приказу генпрокуратуры №450 от 29.12.2011. Прокурор требует готовить документы на основании этой инструкции.
- Прокурор анализирует полученную информацию, при необходимости требует дополнительные материалы, вызывает представителя заказчика для разъяснений или выезжает к нему сам. Прокурор прибегает к помощи контрольных и финансовых органов, когда сталкивается с большими объемами бухгалтерской, финансовой и технической информации.
- Если обнаружат, что имеются другие нарушения в законах, прокурор или его заместитель расширяют предмет проверки или назначают новую.
- Если по результатам проверки нарушений не нашли, заказчику в течение 10 дней со дня окончания проверки выдается акт по форме, утвержденной генпрокуратурой. В ст. 22-25.1 закона о прокуратуре указано, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений. В качестве наказания прокурор прибегает к мерам прокурорского реагирования (протест, представление, постановление, предостережение).
- Заказчик устраняет нарушения, которые после проверки находятся на контроле у прокуратуры.
Неисполнение или игнорирование требований прокуратуры, которые содержались в запросе, несвоевременное, неполное или искаженное предоставление сведений послужит поводом для наложения штрафа по ст. 19.7 КОАП до 5 000 рублей.
Сроки проведения проверки:
- Решение о проверке доводится до заказчика не позднее дня ее начала.
- Решение о расширении предмета проверки или проведения новой отсылается заказчику не позднее дня принятия такого решения.
- По общему правилу проверка длится не более 30 дней. Срок увеличивают не более чем на 30 дней по решению прокурора и еще на 30 по решению генеральной прокуратуры.
- В срок не включают приостановления, которые возникают, например, в случае проведения испытаний или сложных экспертиз. Такие приостановления удлиняют проверку на срок до одного года.
Приказом генпрокуратуры №45 от 30.01.2013 установлено, как прокуратура проводит проверку по жалобе гражданина, которая содержит сведения о нарушении закона. Она осуществляется в три основных этапа:
- Подготовка. Прокурор определяет поле задач: изучает сведения по жалобе, основания, оценивает круг вопросов и лиц, участвующих в проверке.
- Проверка. Прокурор проверяет документы, при необходимости назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.
- Заключение. Прокурор составляет акт, в котором указываются результаты проверки. При обнаружении нарушений принимаются меры по привлечению нарушителей к ответственности, результаты передаются контролирующим органам. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов.
Оформление результатов проверки
Если при проверке прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, заказчика ждет одна из мер прокурорского реагирования:
- Постановление о возбуждении административного производства согласно КОАП (ст. 25 закона о прокуратуре) . В зависимости от вида правонарушения дело передается в суды или ФАС. По результатам рассмотрения дел назначается наказание в виде предупреждения или штрафа.
- Вынос протеста на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 закона). В течение десяти дней заказчик или уполномоченный орган принимает меры, например, отменяет или вносит изменения в документ, который опротестован. В случае несогласия в этот же срок заказчиком готовится возражение с обоснованием причин несогласия.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона о прокуратуре);
- Представление об устранении нарушений законодательства о закупках. В соответствии со ст. 24 закона о прокуратуре заказчик устраняет нарушения и подает ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ в письменном виде в течение месяца. В случае безосновательного отказа от устранения нарушений заказчика привлекают к административной ответственности.
В случае признания вины заказчика по итогам прокурорского расследования возможна одна из мер наказаний:
- привлечение к дисциплинарной ответственности должностного лица;
- административная ответственность виновных лиц согласно КОАП;
- возбуждение уголовных дел в суде.
Невыполнение требований прокурора грозит заказчику штрафом до 100 000 рублей или приостановлением деятельности до 90 суток в соответствии со ст. 17.7 КОАП.
Как обжаловать результат?
Заказчик вправе обжаловать в установленном законом порядке любое действие или бездействие, решение прокурора.
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Результаты проверки обжалуются:
- в досудебном или административном порядке (т.е. вышестоящему прокурору);
- в судебном порядке.
При досудебном обжаловании заказчику следует обратиться в городскую или областную прокуратуру, где обжалуются действия и решения сотрудников районной прокуратуры. Жалоба подается в письменном виде в двух экземплярах. В ней указывается:
- сведения о лице, которому она направляется на рассмотрение;
- сведения о заявителе;
- суть претензии с указанием времени обращения и сведений о сотруднике прокуратуры, который вынес неправомерное решение или нарушил права заявителя своими действиями или бездействием;
- желаемые требования. К примеру, отмена неправомерного решения или восстановление заявителя в его законных правах.
Сроки досудебного обжалования законодательно не регламентированы.
Обжалование в судебном порядке касается постановлений, протестов и представлений:
- Постановление выносится прокурором, возбуждается дело об административном правонарушении и передается в суд. Судом выносится судебный акт, который заказчик вправе обжаловать в рамках Кодекса об административном правонарушении. Суд рассматривает обращение об обжаловании в течение 2 месяцев.
- В ситуациях, когда в рамках расследования надзорным органом выявлены нарушения и сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает для рассмотрения в течение 30 суток. Если заказчик отказывается принимать меры, дело передается в суд, где оно рассматривается в рамках Кодекса об административном судопроизводстве. На рассмотрение претензии в отношении представления суду дается три месяца.
- Обжалование протеста прокуратуры проходит по аналогии с представлением в рамках Кодекса об административном судопроизводстве.