Контрактная служба по 44-ФЗ, что это такое и какие у нее функции?

Полезные статьи

Крупные заказчики обязаны создавать контрактную службу (в случае если годовой объем закупок превышает 100 млн. руб.) или назначать контрактного управляющего (в случае если не создана контрактная служба и годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб.), которая отвечает за закупки и заключение и исполнение госконтрактов. Когда ее необходимо создать и в каком виде? Какие функции возложены на службу и какие полномочия ей даны? Ответы на эти вопросы – в сегодняшней статье.

Что такое контрактная служба?

Контрактная служба  — это, скорее, возлагаемый функционал, чем название подразделения, осуществляющего закупки для государственных и муниципальных нужд.

Там, где малые заказчики могут обойтись всего одной штатной единицей – управляющим, большим приходится формировать целую службу. Разделение на «больших» и «малых» закреплено в части 1 статьи 38 закона 44-ФЗ. Норма гласит, что если совокупный годовой объем закупок по плану-графику превышает 100 млн рублей, заказчик обязан создать службу.

Что значит сформировать контрактную службу? Вовсе не обязательно физически создавать отдел – можно просто утвердить постоянный состав сотрудников службы и закрепить за ними определенные функции. Однако первое, что нужно сделать – утвердить Положение о контрактной службе, разработанное на основе Типового положения из приказа Минэкономразвития № 631 от 29.10.13.

Чтобы получить бесплатную коснультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Кто может входить в контрактную службу?

В состав контрактной службы нельзя включить человека «со стороны». Это должны быть лица, которые работают (служат) у заказчика. То есть нельзя заключить гражданско-правовой договор с каким либо лицом и возложить на него функции сотрудника контрактной службы. Такова точка зрения Минэкономразвития (письмо от 31.01.2014 № ОГ-Д28-834). Указанные ограничения накладывает часть 2 статьи 38 закона 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 17 упомянутого Типового положения, сотрудников в службе не может быть меньше двух человек. Если служба создается в виде отдельного структурного подразделения, то руководителем назначается один из его сотрудников. Если подразделение не создается, то службу возглавляет либо руководитель организации, либо кто-то из его заместителей.

С начала 2017 года каждый сотрудник контрактной службы должен иметь высшее либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Минэкономразвития и Минобрнауки рекомендуют курс длительностью не менее 108 часов для освоения азов работы по 44-ФЗ.

Отметим, что в отличие от контрактной службы, к членам закупочной комиссии предъявляются менее строгие требования в плане образования. В нее могут быть включены как лица, прошедшие переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, так и лица, не имеющие такой подготовки, однако обладающие специальными знаниями по объекту закупки.

Важно! Если включение отдельных сотрудников в состав контрактной службы связано с изменением или расширением их трудовой функции, а, следовательно, с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия указанных сотрудников и при условии внесения соответствующих изменений в их должностные инструкции.

Какие требования к квалификации сотрудников контрактной службы?

Требования к уровню образования членов комиссии по осуществлению закупок менее строги. В состав комиссии по осуществлению закупок заказчиком включаются:

  • лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,
  • лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

То есть, в состав комиссии по осуществлению закупок заказчик может включать лиц, не имеющих высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок, но обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (Письма Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070, п. 1 письма Минэкономразвития России от 22.05.2014 N Д28и-777).

Вопрос о необходимости обучения и повышения квалификации сотрудников решается заказчиком самостоятельно (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 № Д28и-1129). Документом, подтверждающим наличие профессионального образования (среднего или высшего), является диплом, а повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (ч. 7, ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Минэкономразвития России в Письме от 08.11.2013 № ОГ-Д28-15539 разъяснил, что после 1 января 2017 года все работники контрактной службы должны будут иметь либо высшее образование (без учета профиля), либо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (Письма Минэкономразвития России от 06.04.2016 № Д28и-841,  от 13.05.2016 № Д28и-1220). В совместном письме Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций» есть рекомендация установить минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций). 

Создание приказа о контрактной службы заказчика

Организация решила создать контрактную службу. Законом № 44-ФЗ форма принятия такого установлена. Как правило, оно оформляется в виде приказа: в произвольной форме, на бумажном носителе.

Что необходимо указать в приказе:

  1. фамилию, имя, отчество, должность руководителя контрактной службы;
  2. структурное подразделение, на которое возлагаются функции контрактной службы, или фамилии, имена, отчества, должности сотрудников контрактной службы;
  3. срок подготовки руководителем контрактной службы документов (должностных регламентов, инструкций и т.п.), определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы (п. 10 Типового положения).

Кто составляет: уполномоченное должностное лицо.

Кто утверждает: руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Срок утверждения: не позднее начала финансового года, в котором совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) заказчика превысит 100 млн руб. Если СГОЗ превысит указанную сумму в результате утверждения дополнительных объемов финансирования заказчику, — не позднее даты доведения до него соответствующего решения (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Оформление документов

Решение заказчика о создании контрактной службы оформляется соответствующим приказом. Он может быть составлен в произвольной форме, однако в нем обязательно указать следующее:

  • данные руководителя контрактной службы – ФИО, должность;
  • структурное подразделение и данные о вошедших в его состав лицах – если такое подразделение создается;
  • ФИО и должности всех сотрудников службы — если подразделение решено не создавать;
  • срок, в который руководитель службы должен подготовить инструкции, должностные регламенты и прочие документы, определяющие обязанности каждого сотрудника контрактной службы и его ответственность.

Приказ составляется уполномоченным лицом и подписывается руководителем заказчика либо лицом, которому он делегировал эти полномочия.

Функционал контрактной службы

Полный комплекс функций по организации закупок вплоть до контроля исполнения госконтракта исполняет контрактная служба. Когда закупки только планируют, специалистами службы составляются планы и планы графики, размещаются документы в ЕИС, готовятся обоснования закупок, определяются цены заключения контрактов с единственным поставщиком.

Функциями контрактной службы являются:

  • Осуществлять подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами.
  • Разрабатывать план-график, осуществлять подготовку изменений для внесения в план-график, размещать в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.
  • Разрабатывать план закупок, осуществлять подготовку изменений для внесения в план закупок, размещать в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения.
  • Обеспечивать осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
  • Участвовать в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществлять подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы.
  • А так же иные полномочия, предусмотренные законодательством.

На этапе определения поставщика контрактная служба готовит документы: описание объекта закупки, извещение, закупочную документацию, проект контракта, протоколы заседаний комиссии и прочие. В функции службы также входит выбор типа процедуры определения поставщика (если он есть), уточнение начальной цены контракта, подготовка и публикация разъяснений по запросам участников, согласование цены с единственным поставщиком. Кроме того, на службу наложена обязанность по хранению документов и обеспечению сохранности конвертов до момента вскрытия, а также по организации работы закупочной комиссии.

Когда победитель определен, задачей службы становится обеспечение заключения контракта, в том числе проверка предоставленной поставщиком банковской гарантии. Если контракт все же не заключен, служба должна подать соответствующие документы и проследить, чтобы уклонившийся поставщик попал в РНП.

С заключением контракта работа не заканчивается – теперь необходимо следить за его исполнением. Если что-то пошло не так, то есть контракт расторгается или изменяется, служба осуществляет взаимодействие с поставщиком по этим вопросам. Когда поставщик исполнил свои обязанности, контрактная служба должна организовать приемку и экспертизу объекта закупки, оплату и возврат обеспечения, а также подготовить и разместить в ЕИС все необходимые отчеты.

Какие функции и полномочия у контрактного управляющего?

Контрактная служба и контрактный управляющий в равной степени наделяются следующими функциями и полномочиями:

1. Подготавливают и размещают в ЕИС:

  • план-график и изменения в него;
  • извещения об осуществлении закупок;
  • документацию о закупках;
  • проекты контрактов;
  • приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами.

2.  На стадии планирования закупок организуют консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в них. Определяют лучшую цену товаров, работ, услуг, лучшие технологии и другие параметры.

3. Обеспечивают закупки, в том числе заключение контрактов.

4. Участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для претензионно-исковой работы.

5. Осуществляют иные полномочия, предусмотренные Законом № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий несет ответственность в пределах осуществляемых им полномочий (ч. 5 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Какие задачи у контрактного управляющего?

Помимо Закона № 44-ФЗ, существует документ «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» (далее — Положение). Он утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631. Это Положение может использоваться и для контрактного управляющего. Ведь по смыслу ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий назначается вместо контрактной службы. Следовательно, их функции должны быть совершенно идентичны.

В Положении более подробно, нежели в законе, перечислены функции и полномочия контрактного управляющего. Задачи, стоящие перед контрактным управляющим прописаны в п. 4, 5 и 15 данного Положения.

Выделим следующие задачи контрактного управляющего:

1 задача: организация и ведение процесса закупок

Делать это нужно «от и до»: начиная с планирования, и заканчивая разрешением споров с поставщиками и госорганами. Причем начать нужно с себя, так как так как назначить контрактным управляющим можно гражданина, имеющего высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

2 задача: работа в соответствии с законодательством

Контрактный управляющий обязан руководствоваться:

  • Конституцией РФ;
  • Законом № 44-ФЗ
  • Гражданским кодексом;
  • Бюджетным кодексом;
  • нормативными правовыми актами о контрактной системе;
  • иными нормативными правовыми актами РФ;
  • положением о контрактном управляющем.

3 задача: заключать выгодные заказчику контракты

Выполнение первых двух задач контрактным управляющим должно приводить к реализации третьей задачи — контракты должны заключаться на наиболее выгодных условиях. То есть, контрактный управляющий должен позаботиться о том, чтобы были закуплены по максимально выгодной цене именно те товары, работы и услуги, которые действительно необходимы  заказчику.

Цель всей деятельности контрактного управляющего в обобщении трех задач: экономия бюджетных средств при закупке нужных товаров, работ и услуг, организованной по правилам, определенными нормативными правовыми актами.

Чтобы получить бесплатную коснультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Какие обязанности у заказчика?

Заказчик обязан:

  • не допустить возникновения оснований, по которым заключенный контракт может быть признан судом недействительным, в том числе, по такому основанию, как личная заинтересованность контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта;
  • не допускать разглашения сведений, ставших ему известными в ходе проведения процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не проводить переговоров с участниками закупок до выявления победителя определения поставщика, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством;
  • не допускать в своей работе нарушений законодательства о контрактной системе, которые могут привести не только к наложению штрафа на самого контрактного управляющего, как на должностное лицо, но и на заказчика, как на юридическое лицо. Например, за неразмещение плана-графика на официальном сайте может быть оштрафован не только контрактный управляющий на 50 00 рублей, но и заказчик, причем на сумму в 10 раз больше — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Основополагающие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового приложения (регламента) о контрактной службе».
Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий