Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика. Недавно правила изменились.
- Что изменилось закупках на строительство в июле 2020 года?
- Процедура электронного конкурса
- Работа конкурсной комиссии
- Будущие изменения в госзакупках работ по строительству
- Нормативная база
- Как выбрать способ определения поставщика?
- Подготовка закупочной документации
- Оформление проекта контракта и извещения
- Рассматрение заявки
- Заключение контракта
Что изменилось закупках на строительство в июле 2020 года?
29.06.2020 года на портале правовой информации опубликовали постановление правительства №921 от 25.06.2020, которое изменило правила оценки заявок участников конкурсов на строительство по ПП №1085 от 28.11.2013 и доптребования к ним по ПП №99 от 04.02.2015. Нововведения в закупках строительных работ по 44-ФЗ заработали с 09.07.2020 г.
Из правил оценки заявок убрали работы на особых объектах и автодорогах. Новый порядок действует в госзакупках:
- работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства;
- строительных работ по контрактам, указанным в ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона №44-ФЗ;
- работ по сохранению объектов культурного наследия.
С 09.07.2020 г. поправили доптребования к участникам закупок по строительству. В частности, снизили стоимостной порог таких закупок, при котором предъявляются доптребования. Например, в закупках работ по строительству, реконструкции линейного и нелинейного объекта капстроительства их установят, если НМЦК превышает:
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
Период, за который учитывают опыт в строительстве, увеличили с 3 до 5 лет. Участники закупок на строительство не подтвердят его, если предоставят сведения о выполненном контракте (договоре) на капремонт или снос объекта.
По новым правилам, документы, которые подтверждают опыт, должны быть подписаны не раньше чем за 5 лет (а не за 3, как сейчас) до даты окончания срока подачи заявок.
Похожие поправки предусмотрели и для закупок работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории и ремонт, содержание автомобильных дорог. Они перечислены в п. 2.2 и 2.3 приложения №1 к ПП №99.
В отдельное основание вынесли госзакупки работ по капремонту, сносу линейного и нелинейного объекта капитального строительства. В закупка таких работ подрядчики смогут подтвердить опыт (на выбор):
- любым выполненным госконтрактом (договором) на строительство, реконструкцию нелинейного объекта;
- выполненным контрактом (договором) на капремонт нелинейного объекта, который заключен по 44-ФЗ, 223-ФЗ.
Список ситуаций, когда придется установить доптребования, дополнили новой позицией. Их устанавливают в закупках работ по подготовке проектной документации или выполнению инженерных изысканий, если НМЦК превышает:
- 10 млн руб. — для федеральных нужд;
- 5 млн руб. — для региональных и местных нужд.
В Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 249-ФЗ предусмотрены отдельные условия проведения закупок по строительным работам, в том числе реконструкции, сносу и прочему, через электронный открытый конкурс, при этом в описание должна быть включена проектная документация.
Фактически описанные в 249-ФЗ условия уравнивают порядок проведения открытого конкурса к аукциону в электронной форме.
Новые условия применяются уже начиная с 1 сентября 2020 года.
Исключается необходимость указания следующих сведений в извещении о проведении электронного конкурса:
- дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
- дата подачи участниками открытого конкурса в электронной форме окончательных предложений о цене контракта
- дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
Таким образом, из процедуры исключены сведения о датах и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок, а также сроках подачи окончательных вариантов цены контракта.
Процедура электронного конкурса
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
При электронной форме конкурса оператор ЭТП предоставляет заказчику данные из первых и вторых частей заявок, которые были получены от потенциальных поставщиков, в течение одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Также заказчику предоставляются сведения о ценовых предложениях и прочие документы, предусмотренные 44-ФЗ.
В первой части присутствует только согласие потенциального поставщика на выполнение требуемого объёма работ в соответствии с представленной заказчиком документацией. Подобная норма исключает возможность указания заказчиком в первой части каких-либо качественных характеристик.
Работа конкурсной комиссии
В соответствии с требованиями 44-ФЗ после передачи первых и вторых частей заявок заказчику конкурсная комиссия проверяет полученные заявки на соответствие требованиям представленной документации и составляет соответствующий протокол на участие в открытом электронном конкурсе, который размещается на ЭТП и в ЕИС.
В течение следующего дня происходит размещение на ЭТП и в ЕИС окончательных результатов изучения поданных заявок, которые отражаются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме и заверяются подписью уполномоченных лиц.
Будущие изменения в госзакупках работ по строительству
С 01.09.2020 г. по ПП №921 из обязательного аукционного перечня исключили госзакупки на строительные работы. Это значит, что с этой даты заказчики вправе закупать эти работы как в форме аукциона, так и конкурсных процедур. А 31.07.2020 г. опубликовали поправки в ФЗ-44, которые закрепляют особенности закупок в сфере строительства в форме электронного конкурса.
Нововведения заработали с 01.09.2020 и будут действовать до 01.01.2024 года.
Собрали в таблицу ответы на ключевые вопросы об изменениях.
Вопросы | Ответы |
Для каких закупок действуют особенности | Для закупок работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства, которые закупаются в форме открытого конкурса в электронной форме. Особенности придется применять в госзакупках с проектной документацией. |
Как документально оформить | В извещении и закупочной документации не указывайте такую информацию: — о дате и времени рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок; — о дате предоставления подрядчиками окончательных предложений о цене госконтракта. Процедуры направления таких предложений не будет. В конкурсной документации не требуйте от потенциальных подрядчиков предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта госзакупки. В первой части заявки достаточно согласиться исполнить работы на условиях закупочной и проектной документации. |
Какие особенности в рассмотрении и оценке заявок | Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок оформлять не придется. В течение 5 рабочих дней со дня получения документов и информации комиссия заказчика обязана совершить такие действия: — рассмотреть и оценить предложения потенциальных подрядчиков; — оформить итоги рассмотрения вторых частей в виде протокола. Он отправляется оператору, который опубликует его на электронной площадке и в ЕИС. В этом же протоколе отразят, что закупка не состоялась; — оформить итоговый протокол. Его выложат в ЕИС и отправят оператору электронной площадки. Закупку признают несостоявшейся, если: — нет заявок; — все предложения отклонили. В этом случае госзаказчик изменяет план-график и вправе провести повторный конкурс. |
Нормативная база
Вот какими законами регулируются госзаказы в строительстве в 2021 году:
- Закон о контрактной системе (44-ФЗ от 05.04.2013).
- Градостроительный кодекс (190-ФЗ от 29.12.2004).
- Федеральный закон о порядке применения градостроительного кодекса (191-ФЗ от 29.12.2004).
- Бюджетный кодекс (федеральный закон №135-ФЗ от 31.07.1998)
- Гражданский кодекс (федеральный закон №51-ФЗ от 30.11.1994, 14-ФЗ от 26.01.1996)
- Федеральный закон о защите конкуренции (135-ФЗ от 26.07.2006).
Как выбрать способ определения поставщика?
При выборе способа госзаказа на строительство заказчики ориентируются на распоряжение правительства №471-р от 21.03.2016. Этот норматив — аукционный перечень товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр. Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП №471-р. Если объединяете лоты на строительство по 44-ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС №ИА/19176/19 от 13.03.2019).
Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:
- Электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
- Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 000 000 рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения №2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
- Заключение контракта с единственным поставщиком. Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Это все возможные способы госзакупок строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем.
Код ОКПД2 на разработку проектной документации 41.10.10.000 не входит в аукционный перечень. Поэтому вот каким способом провести закупку по изготовлению ПСД — конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.
Подготовка закупочной документации
В состав документов для конкурентных электронных торгов в строительстве включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):
- запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
- электронный аукцион, цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
- электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
- электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней; конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.
Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ №1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.
Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности госзакупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ работ по строительству (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):
Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования в госзаказах на строительство, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ). Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.
Дополнительные требования устанавливаются для аукционов с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.
Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).
Процедура госзаказа в области строительства по закону о контрактной системе особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс. Все строительные работы выполняются по проектной документации. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.
В проектной документации обосновывается НМЦК госзакупок на строительство.
Если проводите электронный аукцион с проектной документацией, отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписывать качественные, технологические и функциональные особенности объекта. В ней закрепляется не только объем, но и подробное содержание действий в сфере строительства.
Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Участники же предоставляют согласие на выполнение работ в составе первых частей предложений.
Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено. В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС №ИА/93181/19 от 24.10.2019.
Шаг 3. Устанавливаем требования к содержанию заявки.
Вот какие особенности работы по 44-ФЗ для подрядчиков устанавливают заказчики:
- на состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке);
- содержание второй части никак не меняется от наличия проекта. И не забывайте, что соответствие дополнительным требованиям подрядчик предоставляет оператору электронной площадки (в случае аукциона);
- если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику;
- для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ №1401 от 05.11.2019).
Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):
- электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
- электронный аукцион — 3 рабочих дня; электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
- электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
- электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.
Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).
Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.
Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).
Оформление проекта контракта и извещения
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в торгах, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия.
Сейчас используют типовые условия на строительство, которые утвердили приказом Минстроя №9/пр от 14.01.2020.
Если вы приобретаете работы по строительству, которые не включены в информационную карту к типовым условиям, готовьте собственный проект контракта, руководствуясь нормами законодательства и потребностями заказчика. К проекту контракта на закупку строительства сформируйте:
- условия о нескольких этапах оплаты в соответствии с выполняемыми объемами и стоимостью работ;
- график выполнения и оплаты работ;
- проектную и техническую документацию, устанавливающую объемы и содержание предмета госконтракта.
После подготовки закупочной документации и проекта контракта подготовьте и опубликуйте извещение, используя функции Единой информационной системы. При заполнении извещения учитывайте положения ст. 42, ч. 3 ст. 54.2, ч. 6 ст. 56.1, ч. 5 ст. 63, ч. 2 ст. 82.2 44-ФЗ.
Рассматрение заявки
Состав и алгоритм рассмотрения предложений участников определяется наличием проекта в составе закупочной документации. Если проект есть, то первые части заявок в аукционе не рассматриваются, и торги за контракт на строительные работы начинаются через 4 часа после окончания срока подачи заявок. Как только торги завершатся, оператор электронной площадки направит заказчику обе части заявок на анализ и оценку (ч. 19 ст. 68 44-ФЗ).
Если проектных документов нет, то действуют другие правила рассмотрения. Первые части анализируются до момента торгов. Комиссия обязана изучить заявки, допустить или не допустить участников, сформировать и разместить протокол рассмотрения. Протокол размещаем не только в ЕИС, но и на торговой площадке (ч. 6, 7 ст. 67 44-ФЗ).
После завершения торгов среди допущенных участников комиссия оценивает вторые части заявок. По итогам рассмотрения формируется протокол, который публикуется в ЕИС и на ЭП (ч. 8 ст. 69 44-ФЗ). Подтвердительные регистры от подрядчиков направляются вместе со вторыми частями заявок. Комиссия рассматривает их вместе с предложениями участников. Соглашения о субподряде не являются подтверждением соответствия дополнительным требованиям (п. 2 письма ФАС №МЕ/51304/19 от 19.06.2019). Если в закупке принимает участие только один подрядчик, то комиссия рассматривает сразу обе части его предложения (ч. 1 ст. 71 44-ФЗ).
При проведении электронных процедур — запроса котировок и конкурса с ограниченным участием — действует общий порядок рассмотрения и оценки заявок, установленный Федеральной контрактной системой.
Заключение контракта
Соглашение с победителем торгов заключается минимум через 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ). Если проводился запрос котировок, то контракт подписывают через 7 дней после размещения протокола оценки заявок. Никаких особых правил для заключения госконтракта на строительство не предусмотрено.