Особенности совместных закупок по 44-ФЗ

Полезные статьи

В этой статье мы разберем понятие «совместные закупки». Ответим вопрос, как они проводятся, и кто вправе их организовывать. Узнаем плюсы и минусы этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.

Совместные закупки по 44-ФЗ, что это и как они проводятся?

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Совместные закупки по ФЗ-44 — формат закупки, в которой два и более заказчиков хотят купить одинаковые товары, работы или услуги. Они объединяются через соглашение и делают единый заказ. Это позволяет:

  • минимизировать затраты на подготовку к проведению торгов;
  • вызвать интерес у крупных оптовых поставщиков: они охотней подают заявки на большие объемы и предлагают выгодные цены;
  • отдельные заказчики получают возможность закупить товары. Бывает, что их потребности незначительны и организовывать торги бессмысленно — поставщики не будут подавать заявки.

Правила проведения совместных закупок утверждены в Постановлении Правительства № 1088.

Совместные торги проводятся только при аукционах, реже конкурсах. Конкурс сложно организовать, так как требуется учесть технические задания каждого заказчика. Аукцион организовать немногим проще: участникам нужно выбрать организатора, собрать и обработать информацию от всех организаций, заключить многосторонний договор.

Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.

Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.

Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.

Объединяться для совместных торгов — право заказчиков по 44-ФЗ, принудить кого-либо к торгам невозможно

Кто может стать организатором совместных закупок по 44-ФЗ?

Совместными закупками руководит организатор.

Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.

Участники выбирают его из своих рядов и наделяют полномочиями на организацию и проведение закупок.

Второй вариант — организатором становится госорганы, муниципальные и казенные организации, которые имеют право определять победителя в госзакупках.

Какие обязанности у организатора?

Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:

  1. Разработать документацию и при необходимости скорректировать ее на любом этапе проведения торгов.
  2. Опубликовать документацию в ЕИС.
  3. Оформить и опубликовать протоколы.
  4. Опубликовать контракт для победителя закупки.
  5. Утвердить состав комиссии.

Что касается комиссии, в нее входят представители компаний-участников. Традиционно количество представителей пропорционально объему закупок, однако, заказчики могут договориться на иные условия и закрепить их в соглашении.

Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.

Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.

Какие есть требования к соглашению о проведении совместных закупок по 44-ФЗ?

Прежде чем начать совместные закупки, участники заключают соглашение. Оно подтверждает, что они согласны передать организатору права на организацию закупки.

В соглашении содержится информация:

  1. Об организаторе и его полномочиях.
  2. О каждом участнике.
  3. Об объекте закупки.
  4. НМЦК для каждого заказчика с обоснованием.
  5. Порядок формирования комиссии и регламент ее работы.
  6. Прочая информация.

Часть соглашения о проведении совместных закупок по 44-ФЗ

Полный перечень о содержании соглашения описан в ч. 2 ст. 44-ФЗ.Начало соглашения о проведении совместных закупок

Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.

Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.

Другие особенности совместных закупок по 44-ФЗ

Совместные закупки регламентируются постановлением Правительства РФ от 28.11.13 №1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».

Заказчикам, которые хотят принять участие в совместной закупке, стоит обратить внимание на то, что расходы на проведение процедуры делятся не в равных долях. Они рассчитываются пропорционально доле НМЦК каждого участника в общей сумме НМЦК контрактов.

Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними  в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.

  1. Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы.
  2. Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.

Интересно и то, что при публикации извещения о закупке, поставщики видят суммарную НМЦК. Однако в дальнейшем в индивидуальных контрактах указывается НМЦК и обоснование от каждого заказчика в отдельности.

Преимущества и недостатки совместных торгов по 44-ФЗ

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Вывод

Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей,  оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий