В этой статье мы разберем понятие «совместные закупки». Ответим на вопрос, как они проводятся, кто вправе их организовывать, и рассмотрим плюсы и минусы этого процесса с точки зрения заказчиков и поставщиков. Также обсудим нюансы, которые должны учитывать исполнители при участии в таких тендерах.
Совместные закупки по 44-ФЗ, что это и как они проводятся?
Термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Совместные закупки по 44-ФЗ представляют собой формат закупки, при котором два и более заказчика объединяются через соглашение для проведения единого заказа на одинаковые товары, работы или услуги.
Преимущества совместных закупок:
- Минимизация затрат на подготовку и проведение торгов;
- Привлечение крупных оптовых поставщиков;
- Возможность для отдельных заказчиков, имеющих незначительные потребности, участвовать в крупных закупках.
Правила проведения совместных закупок утверждены в Постановлении Правительства № 1088.
Совместные торги проводятся только при аукционах, реже конкурсах. Конкурс сложно организовать, так как требуется учесть технические задания каждого заказчика. Аукцион организовать немногим проще: участникам нужно выбрать организатора, собрать и обработать информацию от всех организаций, заключить многосторонний договор.
Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.
Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.
Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки?
По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг. Участие в таких закупках является правом, а не обязанностью заказчиков.
Объединяться для совместных торгов — право заказчиков по 44-ФЗ, принудить кого-либо к торгам невозможно
Кто может стать организатором совместных закупок по 44-ФЗ?
Совместными закупками руководит организатор.
Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.
Участники выбирают его из своих рядов и наделяют полномочиями на организацию и проведение закупок.
Второй вариант — организатором становится госорганы, муниципальные и казенные организации, которые имеют право определять победителя в госзакупках.
Какие обязанности у организатора?
Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:
- Разработать документацию и при необходимости скорректировать ее на любом этапе проведения торгов.
- Опубликовать документацию в ЕИС.
- Оформить и опубликовать протоколы.
- Опубликовать контракт для победителя закупки.
- Утвердить состав комиссии.
Что касается комиссии, в нее входят представители компаний-участников. Традиционно количество представителей пропорционально объему закупок, однако, заказчики могут договориться на иные условия и закрепить их в соглашении.
Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.
Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.
Какие есть требования к соглашению о проведении совместных закупок по 44-ФЗ?
Прежде чем начать совместные закупки, участники заключают соглашение. Оно подтверждает, что они согласны передать организатору права на организацию закупки.
В соглашении содержится информация:
- Об организаторе и его полномочиях.
- О каждом участнике.
- Об объекте закупки.
- НМЦК для каждого заказчика с обоснованием.
- Порядок формирования комиссии и регламент ее работы.
- Прочая информация.
Часть соглашения о проведении совместных закупок по 44-ФЗ
Полный перечень о содержании соглашения описан в ч. 2 ст. 44-ФЗ.
Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.
Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.
Другие особенности совместных закупок по 44-ФЗ
Совместные закупки регламентируются постановлением Правительства РФ от 28.11.13 №1088 «Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов».
Заказчикам, которые хотят принять участие в совместной закупке, стоит обратить внимание на то, что расходы на проведение процедуры делятся не в равных долях. Они рассчитываются пропорционально доле НМЦК каждого участника в общей сумме НМЦК контрактов.
Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.
- Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы.
- Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.
Интересно и то, что при публикации извещения о закупке, поставщики видят суммарную НМЦК. Однако в дальнейшем в индивидуальных контрактах указывается НМЦК и обоснование от каждого заказчика в отдельности.

Преимущества и недостатки совместных торгов по 44-ФЗ
У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.
К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.
Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.
Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.
Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.
К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.
Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).
Вывод
Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.
В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.
