Открытый конкурс по 44-ФЗ, что это за процедура? Инструкция по проведению

Полезные статьи

Многие участники тендеров полагают, что открытый конкурс по 44-ФЗ – это одна из самых непрозрачных и сложных процедур. Действительно, подготовить заявку для участия в нем достаточно сложно, да и субъективная оценка заявки заказчиком может отпугнуть.

Однако не стоит бояться подобных открытых конкурсов. В этой статье мы подробно расскажем об открытом конкурсе, критериях оценки предложений поставщиков, а также приведём примеры оценок конкурсных заявок.

Открытый конкурс по 44-ФЗ, что это?

Открытый конкурс по 44-ФЗ — это способ определения поставщика, при котором победителем становится участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта. В этом случае на выбор победителя влияет не только самое низкое предложение цены, но и другие факторы.

Квалификация и опыт поставщика, качественные, функциональные и экологические качества товара, условия жизненного цикла товара — всё это критерии, по которым заказчик выбирает исполнителя контракта. Критерии, по которым оценивается участник и порядок оценки указаны в документации к закупке.

Другими словами, чтобы участник стал победителем, он должен выполнить три требования:

  1. Заявка должна полностью соответствовать всем условиям, указанным в документации к закупке.
  2. Заявка должна полностью соответствовать всем нормам, указанным в законе о контрактной системе.
  3. Поставщик должен предложить лучшие условия исполнения контракта.

Заявка участника состоит из трёх частей: информации об условиях контракта, сведениях о поставщике и информации о цене.

Порядок, в котором проводится открытый конкурс по 44-ФЗ, изложен в статьях 48–55.

По похожим правилам, кроме открытого конкурса по 44-ФЗ, проводится и электронный аукцион. В чем разница между ними, в рамках этой статьи мы рассматривать не будем. В большинстве случаев конкурентные закупки проводятся через открытый конкурс по 44-ФЗ. Эта схема применяется, если отсутствуют особые обстоятельства, описанные в статьях 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 вышеуказанного Федерального закона.

К числу исключений относятся:

— конкурентная закупка предусматривает ограниченное число участников (ст. 56 44-ФЗ);

— конкурс проводится в два этапа (ст. 57 44-ФЗ);

— конкурентная закупка проводится в виде электронного аукциона (ст. 59 44-ФЗ);

— конкурентная закупка проводится в форме запроса котировок (ст. 72 44-ФЗ);

— закупка проводится в форме запроса предложений (ст. 83 44-ФЗ);

— для определения поставщика выбрана закрытая форма конкурса (ст. 84 44-ФЗ);

— закупка предполагается у единственного поставщика (ст. 93 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса по 44-ФЗ

Реализация конкурентных закупок методом открытого конкурса по 44-ФЗ имеет следующие преимущества:

  • победитель определяется с учётом не только наиболее выгодной заказчику цены, но и принимаются во внимание другие существенные качества товара;
  • заказчик может привлекать специализированные организации на стадии подготовки документации и проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 40), в том числе поручить разместить сведения в Единой информационной системе (ЕИС);
  • проведение конкурентной закупки на электронной площадке в формате открытого электронного конкурса по 44-ФЗ обеспечивает отсутствие технических сбоев.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Профессиональная помощь участникам государственных закупок от «СтарТендер»

Процедура открытого конкурса имеет и некоторые недостатки:

  • Поскольку существует жёсткий регламент проведения открытого конкурса по 44-ФЗ (оформление документов, требования к объектам закупки, участникам, самой процедуре), то уполномоченные органы часто контролируют, каким образом и насколько правильно выбирается поставщик.
  • Проведение открытого конкурса занимает достаточно много времени, если сравнивать с остальными видами конкурентных закупок.
  • Сама процедура открытого конкурса очень сложна, поэтому заказчики и конкурсные комиссии часто допускают ошибки, которые в дальнейшем оборачиваются проблемами.
  • Заказчик должен выполнить намного больше работы при проведении открытого конкурса (если сравнивать с аукционом по 44-ФЗ в электронном виде). В частности, добавляется процедура приёма, регистрации и хранения заявок.

Как проводят открытый конкурс?

Заказчик указывает не менее двух критериев, по которым он выбирает исполнителя, в закупочной документации. При этом цена контракта обязательно должна присутствовать в этом списке. Указывается и их процентное соотношение и значимость.

Пример: влияние цены контракта может составлять 20%, влияние квалификации поставщика — 30%, влияние качества товара — 50%.

Информация о закупке размещается на ЕИС (Единая информационная система) и к ней имеет доступ неограниченный круг лиц. Соответственно, заявку может оставить любой поставщик.

20 дней — такой минимальный срок размещения информации об открытом конкурсе на портале закупок. Заказчик может внести изменения в информацию о закупке не позднее, чем за пять дней до срока окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок продлевают ещё минимум на 10 дней.

Краткая пошаговая инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ:

Шаг 1. Готовим и размещаем закупочную документацию, извещение, проект контракта.

Шаг 2. Принимаем заявки от участников закупки.

Шаг 3. Изучаем предложения и проводим отбор участников.

Шаг 4. Анализируем первые части заявок.

Шаг 5. Рассматриваем вторые части заявок.

Шаг 6. Подводим итоги в результирующем протоколе и публикуем его.

Шаг 7. При необходимости разъясняем результаты.

Виды критериев оценки

Все виды критериев можно разделить на две большие категории: стоимостные и нестоимостные. Как понятно из названия, к первой категории относятся критерии, так или иначе связанные с финансами. Вторая категория вмещает в себя все остальные параметры.

Правила оценки заявок установлены в Постановлении Правительства РФ № 1085. Заказчик выбирает как минимум два критерия, по которым он будет оценивать поставщиков. Один из этих критериев обязательно должен быть ценой контракта.

Стоимостные критерии оценки

К стоимостным критериям оценок относят:

  • цену контракта или сумму цен единиц товара, работы, услуги;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • стоимость жизненного цикла товара, в случаях, когда это понятие заменяет стоимостные критерии оценки;
  • предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые он осуществит или понесёт по энергосервисному контракту.

Нестоимостные критерии оценки

К нестоимостным критериям оценок относят:

  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • опыт работы, связанного с предметом контракта;
  • деловую репутацию поставщика;
  • наличие у участников финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов;
  • специалистов и иных работников определённого уровня квалификации.

Как подготовить документацию к открытому конкурсу?

Открытый конкурс — это общедоступная процедура. Просматривать информацию и участвовать в закупке вправе неограниченный круг лиц. Документы заказа размещаются в открытой части Единой информационной системы. Закупочные регистры готовятся по общим правилам. В ЕИС размещают конкурсную документацию, извещение о проведении открытого конкурса, проект контракта. В составе документации описывают объект заказа, составляют техническое задание, рассчитывают НМЦК (ст. 54.3 44-ФЗ). Но это не все. Важным шагом при формировании документов открытого конкурса является определение критериев оценки, о которых мы писали выше.

В документации необходимо отразить и условие о переторжке. Это особенность конкурсных процедур. Участники в течение определенного времени вправе улучшить условия, предложенные в заявках. Оператор торговой площадки направляет заказчику вторые части заявок не сразу, а по завершении периода, отведенного на рассмотрение вторых частей и формирование протокола (ч. 11 ст. 24.1, ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ). У потенциальных поставщиков появляется возможность улучшения своих предложений.

Если у заказчика нет специалиста или условия закупки требуют особых навыков и знаний, для разработки документации привлекаются специализированные организации. Это не противоречит законодательным нормативам (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Компания-разработчик не вправе участвовать в открытом конкурсе (ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ).

Документация состоит из описательной части, проекта контракта и извещения (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3 44-ФЗ). Все это размещается в открытой части ЕИС не позже пятнадцати рабочих дней до даты окончания подачи заявок от участников. Заказчики не ограничиваются Единой информационной системой и публикуют извещение (составляем в соответствии со ст. 54.2 44-ФЗ) на других официальных сайтах и открытых интернет-ресурсах. Объект закупки и размер обеспечения заявок менять нельзя, а вот корректировка других положений документации не запрещена. Главное — не нарушать сроки. Вносить изменения допускается не позднее пяти дней до даты окончания приема предложений.

Как определиться с участниками?

У потенциальных поставщиков есть пятнадцать дней на подачу предложений. Электронные конкурентные торги осуществляются на специальных торговых площадках. Конкурсные процедуры — не исключение, открытый конкурс в электронной форме проводится на таких площадках, как:

  • Сбербанк-АСТ,
  • РТС-тендер,
  • Российский аукционный дом,
  • ЕЭТП,
  • Электронные торговые системы,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ,
  • Агентство по госзаказу РТ.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Профессиональная помощь участникам государственных закупок от «СтарТендер»

Участники сразу отправляют обе части заявок — первую и вторую — и окончательное ценовое предложение (ч. 2, 3 ст. 54.4 44-ФЗ). По истечении 15-дневного срока приема предложений заказчик получает от оператора первые части заявок. Конкурсная комиссия анализирует и принимает решение по каждому предложению, отражая итоги в протоколе рассмотрения первых частей заявок. Подписанный протокол передается оператору площадки в течение одного дня рассмотрения первых частей (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6, 7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Процедура оценки вторых частей заявок ничем не отличается. Члены комиссии изучают содержание предложений, принимают решение, протоколируют его и передают подписанный протокол оператору ЭП в течение одного дня (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ). Окончательные предложения о цене станут доступны заказчику после публикации протокола рассмотрении вторых частей заявок.

Изучив ценовые и качественные характеристики участников, конкурсная комиссия ранжирует потенциальных поставщиков. Каждый член комиссии принимает индивидуальное решение о допуске или отклонении предложения. Разрешен только мотивированный отказ. Если комиссия обнаруживает, что участник предоставил недостоверные сведения, его отстраняют от участия в электронном конкурсе независимо от текущего этапа. Любое отклонение надлежит обосновывать в протоколах (п. 3 ч. 6 ст. 54.5, п. 3 ч. 7, п. 2, 4 ч. 12 ст. 54.7 44-ФЗ). Окончательное решение членов комиссии фиксируется в итоговом протоколе, который заказчик передает оператору ЭП.

Как оцениваются конкурсные заявки?

Для оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ заказчик использует 100-балльную систему. По каждому критерию отдельно заказчик выставляет оценку, которая и повлияет на дальнейший выбор победителя.

Оценка по стоимостным критериям

Для оценки по стоимостным критериям заказчик использует следующую формулу:

(минимальная цена / цена поставщика × 100) × процентное значение

Как уже было сказано выше, каждый из критериев имеет процентное значение, будь то стоимостный или нестоимостный. В вышеуказанной формуле используется процентное значение именно стоимостного критерия.

Важно: значимость критериев должна устанавливаться в соответствии с утверждёнными предельными значениями.

Пример:

Заказчик № 1 предложил 1 000 000 рублей.

Заказчик № 2 предложил 1 500 000 рублей.

Заказчик № 3 предложил 1 250 000 рублей.

Если значение стоимостных критериев будет равно 70%, то расчёты в этом случае будут следующими:

Заявка № 1. (1 000 000 / 1 000 000 × 100) × 0,7 = 70%

Заявка № 2. (1 000 000 / 1 500 000 × 100) × 0,7 = 47%

Заявка № 2. (1 000 000 / 1 250 000 × 100) × 0,7 = 56%

По стоимостному критерию побеждает заявка первого заказчика, но в расчёт нужно брать и другие критерии.

Оценка по нестоимостным критериям

Все нестоимостные критерии вместе считаются, как 100%, а каждому из них присваивается свой процент. Например, значение опыта может быть 40%, а значение деловой репутации — 60%, вместе — 100%.

Чтобы составить оценку по нестоимостным критериям, каждому из них присваивают не только процент, отражающий значение, но и числовое выражение.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Профессиональная помощь участникам государственных закупок от «СтарТендер»

Формулы расчёта по нестоимостным критериям такие.

  1. Если для заказчика лучшим предложением является минимальное значение показателя.
  2. Если для заказчика лучшим предложением является максимальное значение показателя.

Формулы похожи на те, что используются и для стоимостных значений.

Баллы, полученные в расчётах, складываются, участник с наибольшим баллом становится победителем. Даже если наибольший вес будут иметь стоимостные критерии, участник может стать победителем конкурса, набрав максимальное значение в нестоимостных критериях.

Критерии оценки заявки

Как рассмотреть первые части заявок?

Срок рассмотрения первых частей предложений зависит от НМЦК. Если цена закупки не превышает один миллион рублей, то рассмотреть заявки надлежит в течение одного рабочего дня. Если НМЦК выше одного миллиона рублей, то у вас есть пять рабочих дней на анализ (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

Решение каждого члена комиссии протоколируется. Вот пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ в части формирования протокола рассмотрения первых частей заявок от поставщиков (ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ):

  1. Комиссия проверяет и рассматривает первые части заявок.
  2. Ответственный исполнитель составляет протоколирующий регистр.
  3. Сотрудник указывает в протоколе основные данные по каждому запросу — идентификационный номер, дату, время и место рассмотрения.
  4. Комиссия определяет правила оценки в соответствии с документацией открытого конкурса. Среди возможных критериев выделяют качество, функциональность, технологии, экологичность и другие.
  5. Каждый член комиссии принимает решение о допуске или отказе. Отказ возможен только в случаях, определенных законом (ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ). Причины для отклонения — недостоверные сведения, несоответствие заявки требованиям документации об электронном конкурсе, внесение в предложение конкретных сведений об исполнителе или цене товара, работы или услуги (п. 2 ч. 4 ст. 54.5, пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5 44-ФЗ).

Как рассмотреть вторые части заявок?

Со вторыми частями комиссия поступает аналогично. Если начальная (максимальная) цена больше одного миллиона, то заявки изучают в течение трех рабочих дней. Если НМЦК — один миллион и ниже, то порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44 ФЗ обязывает заказчика проанализировать запрос от исполнителя за один рабочий день. Результаты работы комиссии отражают в протоколе.

В протоколе рассмотрения вторых частей указывают:

  • сведения о потенциальных поставщиках, участвующих в открытом конкурсе в электронной форме;
  • дату (с точным временем) и место оценки;
  • правила анализа, совпадающие с теми, что указаны в закупочной документации.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Профессиональная помощь участникам государственных закупок от «СтарТендер»

Отдельно отмечается соответствие (или несоответствие) потенциальных исполнителей требованиям открытого конкурса, установленным в документах заказа и извещении. Отказ в допуске возможен по тем же причинам — несоответствие требованиям конкурса, предоставление недостоверной информации или отсутствие необходимых документов в случае применения правил национального режима по ст. 14 44-ФЗ (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4, ч. 1, 1.1 ст. 31, п. 5 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ).

Как подвести итоги?

После публикации двух протоколов рассмотрения заявок оператор ЭП направляет заказчику ценовые предложения от участников открытого конкурса. Комиссия еще раз тщательно анализирует все запросы, сверяет их с установленными требованиями и критериями оценки и принимает решение.

В аукционных процедурах победителем является участник с наименьшим ценовым предложением — вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса. В конкурсных процедурах побеждает тот участник, который предложил заказчику наиболее выгодные условия исполнения контракта (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

Решение комиссии оформляется в итоговом протоколе. Окончательный протокол содержит следующую информацию:

  • дату, время и место формирования документа;
  • допуск или отказ по каждому участнику;
  • соответствие предложений требованиям, установленным конкурсной документацией;
  • регламент оценки запросов от исполнителей;
  • идентификационные и порядковые номера предложений.

Идентификационные номера формируются автоматически на торговой площадке, а вот порядковые номера присваивают члены конкурсной комиссии. Ранжирование производится по уровню выгодности каждого предложения: первый номер (он же победитель) получает то предложение, которое полностью соответствует всем требованиям, критериям оценки и является самым выгодным. Каждый последующий запрос получает второй, третий и последующие номера.

Несостоявшиеся поставщики вправе требовать от заказчика разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме. Если вам поступил запрос на разъяснение, ответить придется в течение двух рабочих дней (ч. 16 ст. 54.7 44-ФЗ). Ответ публикуйте в ЕИС.

Регламентируемые сроки открытого конкурса по 44-ФЗ

Если организуется открытый конкурс, то 44-ФЗ устанавливает сроки его проведения (калькулятор в Интернете позволит быстро рассчитать все временные промежутки).

Выстроить график открытого конкурса по 44-ФЗ поможет таблица:

Этап открытого конкурсаРегламентируемый срокОснование по 44-ФЗ
Размещение информации о проведении открытого конкурса в ЕИСНе менее 20 дней до окончания подачи заявокСтатья 49 часть 1
Размещение заказчиком в свободном доступе или передача участникам конкурсной документацииОдновременно с объявлением о проведении открытого конкурса либо в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запросаСтатья 50 часть 3, 4
Подача участником запроса на разъяснение документацииЗа 5 и более дней до даты вскрытия конвертовстатья 50 часть 7
Ответ за запрос участника о предоставлении разъяснений в отношении конкурсной документацииМаксимум 2 рабочих дня с момента поступления запросастатья 50 часть 7
Публикация в ЕИС ответа на запрос участника о предоставлении разъясненийВ течение рабочего дня с момента направления ответа участникуСтатья 50 часть 8
Внесение корректировок в конкурсную документацию и публикация новой редакцииЗа 5 и более дней до даты окончания подачи заявокСтатья 49 часть 4
Размещение в ЕИС обновленной конкурсной документацииВ течение рабочего дня с момента внесения изменений Статья 49 часть 4
Предоставление исправленного варианта участникам, которым ранее предоставлялась конкурсная документацияВ течение 2 дней (рабочих) с момента вступления решения в силуСтатья 50 часть 6
Вынесение заказчиком решения об отмене открытого конкурсаНе менее чем за 5 дней до момента окончания подачи предложенийСтатья 36 часть 1
Вскрытие конвертов и оформление протоколаДень окончания подачи заявокСтатья 52 часть 1
Размещение в ЕИС протокола вскрытия конвертов с заявкамиНе более 1 дня с момента подписания протоколаСтатья 52 часть 7
Рассмотрение заявок и оформление по его итогам протокола20 и менее дней с момента вскрытия заявокСтатья 53 часть 1
Размещение финального протокола закупки в ЕИСВ течение рабочего дня, следующего за датой формирования протоколаСтатья 53 часть 12
Направление победителю открытого конкурса итогового протокола и контрактаНе более 3 дней с даты публикации итогового протоколаСтатья 53 часть 12
Подписание контракта победителем и его направление заказчику вместе с документом, подтверждающим предоставление обеспечения контрактаМаксимально 10 дней с даты получения контракта на подписьСтатья 54 часть 3
Общая продолжительность процедуры подписания контрактаМинимум 10 и максимум 20 дней с даты размещения в ЕИС финального протоколаСтатья 54 часть 2

Очень важно соблюдать сроки при организации конкурентной закупки. Следует использовать калькулятор, проводя открытый конкурс по 44-ФЗ. Если заказчик вышел за регламентированные законом рамки, то ему грозит штраф.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий