Иногда у заказчиков возникают сложности при использовании запретов на закупку зарубежной промышленной продукции, том числе промышленных работ или услуг, которые исполняют иностранцы, для осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 №616. Это приводит к ошибкам при составлении закупочных документов, что грозит заказчику неблагоприятными последствиями со стороны антимонопольных органов. Рассмотри в статье основные ошибки.
Не установлен запрет на допуск
Ситуация: заказчик правомерно не установил запрет на допуск, но при этом признал участников закупки не соответствующими требованиям ст. 14 44-ФЗ по причине того, что участниками закупки в составе заявок не были представлены сведения о наличии продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории РФ, или сведения о наличии такой продукции в реестре евразийской промышленной продукции.
Заказчик покупал бумагу для аппаратуры в офис, код продукта 17.12.14.129-00000025. Такая продукция описывается под номером №10 в перечне товаров промышленной сферы, изготавливаемых за рубежом, кроме стран-участников Евразийского экономического союза, составленном Постановлением №616, они не допускаются при необходимости организации закупок для потребностей государства и муниципалитетов.
Тем не менее, не запрещается использование промышленной продукции, изготавливаемой за рубежом, что следует из Постановления №616, в контексте конкретной закупки, вследствие пп. «б» п.3 Постановления №616, если производится покупка некоторого количества товаров, а их цена в совокупности составляет не более миллиона рублей.
Заказчик сделал заключение о несоответствии заявок участников критериям ст. 14 44-ФЗ под предлогом того, что они при составлении заявок в содержании вторых частей не предоставили информацию об описании товара в реестре промышленной продукции, изготавливающейся в Российской Федерации, или информацию об описании подобного товара в реестре евразийской промышленной продукции.
В итоге, УФАС решила, что аукционная комиссия организатора торгов поступила незаконно, так как указанные требования не описывались заказчиком в аукционных документах и не могли использоваться ввиду пп. «б» п.З Постановления №616.
Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Код ОКПД2, неправильный выбор
Ситуация: заказчик неверно определил код ОКПД2 для товаров, работ и услуг, которые нужно приобрести.
Заказчику было необходимо купить медицинские нестерильные бахилы одноразового пользования, он вписал в документы код ОКПД2 15.20.11.129, соответствующий «Обувь из полимерных материалов прочая, не включенная в другие группировки».
Антимонопольный орган пришёл к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч.1 ст.33, ч.3, ч.4 ст.14 44-ФЗ, ведь он ввёл неправильный код, в результате чего был установлен излишний лимит согласно Постановлению №616.
Произошло это потому, что «бахилы медицинские нестерильные одноразовые» предусматриваются каталогом товаров, в том числе работ и услуг, и обозначаются кодом ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включённые в другие группировки». Упомянутый товар входит в перечень товаров, утверждённый Постановлением №616, но запрет распространяется только на медицинские маски.
Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Неправомерно одновременно установлены запреты и ограничения
Ситуация: заказчик в документации о закупке неправомерно одновременно установил запреты и ограничения в соответствии с Постановлением №616 и в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства…».
Предмет аукциона, который был объявлен заказчиком — это одноразовая хирургическая маска, её код ОКПД2 — 32.50.50.190. Она указана в перечне товаров, предусмотренном Постановлением №616.
Заказчик учредил запреты и ограничения в извещении об организации аукциона согласно Постановлению Правительства №616 и приказу Минфина России №126н.
Действия заказчика были расценены как нарушение закона по мнению антимонопольного органа.
Вследствие ч.4 ст.14 44-ФЗ, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в области закупок по поручению Правительства Российской Федерации учреждает критерии допуска с целью организации закупок товаров, которые происходят из иностранных государств или группы иностранных государств, работ или услуг, соответственно выполняемых или оказываемых иностранными лицами, кроме товаров, работ или услуг, в отношении которых Правительство Российской Федерации установило запрет согласно ч.3 ст.14 44-ФЗ.
Можно сделать вывод, что Приказ №126н, где указываются критерии допуска товаров, изготавливаемых в иностранных государствах или группе иностранных государств, не упоминается в документах об аукционе вместе с Постановлением Правительства №616, где устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, изготавливаемых в иностранных государствах.
Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Приобретаются товары, включенные в перечень товаров и не включенные в него в рамках одной закупки
Заказчик приобретает в рамках одной закупки промышленные товары, включенные в перечень товаров, предусмотренных Постановлением №616, и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу) из-за неправильного определения кода ОКПД2.
Заказчик при организации аукциона в электронном формате вписал такое наименование объекта закупки: «Поставка медицинских изделий — белья одноразового».
Вместе с тем заказчик организовал закупку медицинских масок и других типов продукции, в их число входят: маски 3-хслойные на резинках, маски 3-хслойные на завязках, простыни для стола операционного, одноразовые комплекты белья и т.п.
В то же время заказчик в момент описания объекта установил некоторый код ОКПД2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» для продукции «Маска 3-хслойная на завязках, нестерильно», «Маска 3-хслойная на резинках, нестерильно», которые не описаны в перечне товаров, установленном Постановлением №616.
Также маски относятся к коду 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)».
Так как заказчик установил код ОКПД2, не соответствующий описанию объекта закупки, то требование Постановления №616 не применяется и не используется, в частности, п.12 Постановления №616, устанавливающий, что для целей соблюдения запретов, учреждённых п.1 и п.2 Постановления №616, не могут быть предметом одного контракта (или одного лота) промышленные товары, которые включены и не включены в перечень (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Также медицинские маски не могут стать предметом одного контракта или лота с прочими типами промышленных товаров, которые включены в перечень.
Такие действия расцениваются как нарушение п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 №616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров…».
Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78
Неправомерно установлен запрет на допуск товаров
Ситуация: заказчик неправомерно установил запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением №616, в отношении товаров с разными ОКПД2, суммарная стоимость каждого из которых менее 1 млн руб.
Заказчик создал аукцион в цифровом формате на право подписания контракта на поставку материалов для хозяйственных нужд, связанных с различными кодами ОКПД2. Он наложил ограничение, в результате чего не допускается иностранная продукция в контексте Постановления №616. Более того, по всем перечисленным позициям суммарная цена товаров не превосходит учреждённую пп «б» п.3 Постановления №616 (1 млн. руб.).
Антимонопольный орган вынес заключение о незаконной деятельности организатора торгов, ведь предметом указанного договора считаются промышленные товары, перечисленные в перечне к Постановлению №616 и относящиеся к различным ОКПД2, поэтому ограничение к единице любого подобного товара в частности не может распространяться по причине, предусматриваемой п. «б» п.3 Постановления №616.
То есть, если осуществляется закупка продукции в контексте единого кода ОКПД2, где общая цена меньше миллиона рублей, тогда недопуск не применяется и не используется при цене единицы товара не более 100 тыс. руб.