Проект об упрощении госзакупок: что он значит для опытных и новых участников торгов

Полезные статьи

26 января 2021 года в Государственную Думу внесли законопроект, направленный на оптимизацию и упрощение госзакупок по 44-ФЗ. Пакет поправок предусматривает сокращение избыточного количества конкурентных процедур и подзаконных актов, упрощает и унифицирует документацию, корректирует порядок исполнения госконтрактов, определяет новые условия закупки у единственного поставщика и пр.

В статье рассматриваем важные изменения из этого пакета, чтобы участники торгов были готовы к работе в новых условиях.

В обновленном 44-ФЗ предлагают убрать почти треть статей и более 10 подзаконных актов, которые планируют ввести в тело закона

Количество конкурентных процедур сократится

Статья 24 44-ФЗ, регламентирующая способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), полностью переписана и предусматривает существенное сокращение конкурентных процедур. Их остается три:

  • конкурс (в закрытой, электронной и закрытой электронной форме);
  • аукцион (в закрытой, электронной и закрытой электронной форме);
  • электронный запрос котировок.

Из перечня конкурентных способов исключили запрос предложений,бумажные варианты открытых процедур, а также двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. В электронную форму перевели часть закрытых процедур, сохранив бумажную версию для закупок, содержащих гостайну.

Часть 8 обновленной статьи 24 устанавливает случаи, когда заказчик вправе проводить закупку с помощью электронного запроса котировок. Так, он может это делать, если цена контракта не превышает 3 млн рублей, а общий объем закупок, проведенных этим способом, – 50 % совокупного годового объема закупок. Ранее речь шла лишь о 10 % СГОЗ.

Более подробно об изменениях порядка проведения электронного запроса котировок с 01.04.2021 можно прочитать в этой статье.

Извещение становится главным закупочным документом

В соответствии с новой редакцией ст. 42 единственным закупочным документом для проведения открытых электронных процедур становится извещение о закупке. Документация требуется лишь для закрытых способов определения поставщика.

В связи с этим форма извещения существенно переработана, а перечень сведений о закупке расширен – теперь он состоит из 23 пунктов вместо 12. Помимо этого, частью извещения становятся следующие электронные документы:

  • описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;
  • обоснование НМЦК;
  • требования к составу заявки;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок;
  • проект контракта;
  • дополнительные требования (услуги депозитария, перевозки и др.).

Все документы подписываются ЭЦП заказчика.

Планируют сократить и сроки внесения изменений в извещение. Они будут едиными для открытых и закрытых электронных конкурсов и аукционов – 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок. Отменить процедуру можно до окончания срока подачи заявок. При проведении электронного запроса котировок вносить изменения в извещение нельзя, закупку можно только отменить, но не позднее чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

Требования к заявке будут едиными

Унификация коснется документации, формируемой как заказчиком, так и участниками торгов. После принятия поправок требования к заявке будут едиными для всех открытых электронных процедур.

Из закона убрали деление заявки на первую и вторую часть. Как и ранее, она будет включать информацию об участнике, при этом учредительные документы и другие сведения, внесенные в ЕИС, прилагать к заявке не понадобится. Эта информация будет направляться заказчику оператором ЭТП, а сверка проходить автоматически через интеграцию в ЕИС сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других баз данных.

Изменят требования к обеспечению заявок

Изменения коснулись и положения о предоставлении обеспечения заявки. Теперь оно потребуется не только для участия в конкурсе или аукционе, но и в электронном запросе котировок, если цена контракта превысит 1 млн рублей.

Для всех конкурентных процедур устанавливают единые правила и единый размер обеспечения заявки.

Заказчик вправе не требовать обеспечения контракта, если НМЦК не превышает 1 млн рублей. Это требование перенесли из Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 №439 в тело закона, убрав сумму 5 млн рублей.

Для участников, относящихся к уголовно-исполнительной системе и организациям инвалидов, размер обеспечения заявки не может превышать 0,5 % независимо от цены контракта (сейчас – 2 %).

Еще одно новшество коснулось банковских гарантий. Их смогут выдавать не только банки, включенные в перечень Минфина, но и другие финансовые структуры, в частности:

  • государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»;
  • региональные гарантийные организации – участники Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего бизнеса, предусмотренные Федеральным законом № 209-ФЗ.

Рынок гарантийных услуг расширится, но требования к поручителям останутся такими же строгими

Закупок у единственного поставщика станет намного больше

Действующая редакция ст. 93 44-ФЗ содержит 56 позиций, регламентирующих случаи проведения неконкурентных закупок. В новом проекте закона этот перечень продолжен еще 5 пунктами.

Дополнительно у единственного поставщика разрешили закупать:

  • здания, строения, помещения, земельные участки, реализуемые в соответствии с законодательством о банкротстве и исполнительном производстве;
  • материальные ценности из госрезерва;
  • ТРУ для предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций за счет средств из резервных фондов субъектов РФ;
  • спортивное снаряжение и оборудование для подготовки и участия спортивных команд РФ в международных соревнованиях и др.

Новации на этапе исполнения контракта

Стороны уже сейчас могут подписывать акты приемки в электронной форме при исполнении контракта, заключенного по итогам электронных процедур. В новой редакции в соответствии со ст. 94 44-ФЗ электронное актирование из права превращается в обязанность сторон.

Переводится в электронную форму и процедура одностороннего отказа заказчика от заключения контракта. Соответствующее решение он размещает в ЕИС, и оно автоматически направляется участнику. Дополнительно сообщать ему об этом не нужно.

У исполнителя контракта появляется право обжаловать односторонний отказ от заключения контракта в ФАС. Закон дает ему на это 3 дня со дня получения решения заказчика. Срок вступления одностороннего отказа в силу увеличен до 15 дней. В течение этого времени заказчик вправе отменить свое решение, если ФАС признает жалобу исполнителя обоснованной.

После принятия законопроекта Госдумой поправки будут вступать в силу поэтапно. Мы в свою очередь будем отслеживать изменения в сфере госзакупок и знакомить вас с каждым новшеством.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий