Какие есть риски при выборе контрагентов: должная осмотрительность

Полезные статьи

Покупатели и поставщики всегда хотят иметь только надежных партнеров. Поэтому каждая компания, которая хочет избавить свой бизнес от лишних рисков, должна проводить предварительный анализ для проверки добросовестности своих контрагентов. Ведь если этим не заняться, то ФНС может принести проблем: контрольные мероприятия и даже доначисление чужих налогов. В этой статье мы подробно расскажем о таких рисках и инструментах их снижения.

Внешние признаки недобросовестности

афера

При встрече с исполнителем, некоторые эксперты советуют проверить наличие следующих признаков на недобросовестность:

  • неоднократные устные заверения в своей платежеспособности, упоминания об ответственности за взятый кредит или товары на реализацию;
  • торопливость при подписании договора, стремление объяснить это занятостью, необходимостью выехать на очередную встречу;
  • рассказы о своих деловых связях в коммерческих и финансовых кругах, о возможностях, которые трудно проверить;
  • неконкретность заявлений, отсутствие ссылок на конкретных людей, у которых можно перепроверить заявления;
  • небрежность в оформлении договора, стремление оговорить устно ряд пунктов;
  • cуетливость при переговорах о получении кредита или товаров на реализацию;
  • предоставление гарантий негодными средствами;
  • предложение более выгодных условий сделки.

Иногда выезд в офис, на производственные или складские площади дает неожиданные результаты и позволяет добыть доказательства того, что контрагент не способен быть надежным партнером.

фальшь

В рамках госзакупок шанс наткнуться на недобросовестного контрагента ниже, чем при работе с другими компаниями. Поставщики имеют дело с бюджетными структурами или крупными корпорациями, за которыми стоит государство. Однако хозяйственная деятельность не ограничивается только закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ. У многих есть сторонние коммерческие заказы, которые не регулируются никакими специальными нормами. Также они работают с другими поставщиками и субподрядчиками в рамках заключенных контрактов. Так что понимать, чем они рискуют, связавшись с недобросовестным контрагентом, будет полезно всем.

Проверка на банкротство

Если в отношении компании нет поданных заявлений о признании банкротом, это еще не означает, что компания не находится в процедуре несостоятельности. Проверить компанию на наличие заявления можно в картотеке арбитражных дел. В такой ситуации юристы рекомендуют обращать внимание на то, как часто судится компания и какие это споры.

Если организация часто выступает ответчиком по денежным обязательствам, это очевидно плохой признак. Если компания, наоборот, является истцом, это довод в пользу того, что организация ведет реальную деятельность и скорее всего является добросовестной.

Проверка по исполнительным производствам

При заключении сделки с контрагентом одним из страшных признаком является наличие исполнительных производств. Юристы рекомендуют проверять нет ли в отношении компании исполнительных производств на официальном сайте судебных приставов.

По результатам поиска частично будет понятно, по каким причинам возбуждено исполнительное производство, и будет видна сумма задолженности.

  • Производства на незначительные суммы по автомобильным штрафам — показатель того, что компания реально осуществляет свою деятельность. Пропустить срок оплаты штрафа ГИБДД не редкость.
  • Большие долги по налогам и долги по заемным обязательствам сигнализируют о том, что организация потенциально ненадежный контрагент.

Исполнительное производство может быть уже окончено, тогда сведения о нем убираются из открытой базы ФССП, или исполнительный лист по каким-то причинам еще не был подан в ФССП. Кроме сведений о долгах можно получить еще и своеобразную характеристику контрагента (например, о способности отстаивать свои интересы в юридическом поле).

Что такое должная осмотрительность

Определение должной осмотрительности в законодательстве нигде не прописано.

Однако существуют разработанные ФНС России (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333) критерии, согласно которым из числа налогоплательщиков осуществляется отбор наиболее вероятных кандидатов на выездную налоговую проверку. Среди этих критериев присутствует и такой, как ведение деятельности с высоким уровнем налогового риска, описание которого (п. 12 приложения 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333) содержит перечень признаков, составляющих основу для оценки контрагентов с точки зрения возможных рисков работы с ними.

недобросовестность

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента — категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти моменты приобрели в связи с контролем за реальностью операций, учитываемых при расчете 2 основных налогов: 

  • на прибыль;
  • НДС.

Меньший (но также растущий) интерес должная осмотрительность вызывает:

  • собственников бизнеса, желающих вести его с наименьшими потерями (риски покупки-продажи некачественного товара, несвоевременных поставок, неполучения платежей, невозможности взыскания ущерба);
  • у банков, не только обязанных контролировать определенные сделки своих клиентов (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ), но и заинтересованных в как минимум стабильном финансовом положении лиц, получивших в банке кредит.

В отношении налоговых споров понятие должной осмотрительности было введено Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»: налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осторожности и осмотрительности.

Жукова Маргарита
Жукова Маргарита
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Как вам статья?
 

Стартендер
Добавить комментарий