Экспертами в сфере социально-экономического развития аналитического центра при правительстве высказано мнение, что существующий в настоящее время реестр недобросовестных поставщиков недостаточно действенно регулирует процесс госзакупок. В качестве наиболее подходящей альтернативы РНП специалисты рассматривают создание рейтинга деловой репутации, формирование которого уже предусмотрено одним из рассматриваемых законопроектов.
Сотрудники аналитического центра, основываясь на имеющихся сведениях, отмечают: включение организаций в РНП, а также связанный с этим не допуск к участию в госзакупках нередко выглядят недостаточно обоснованными. Одновременно с этим настоящие нарушители уходят от ответственности и продолжают заключать госконтракты. Компании включают в РНП независимо от размера ущерба и имеющейся вины. Чаще всего организации попадают в реестр в связи с фактом уклонения от заключения контракта, которое порой бывает достаточно оправданным. Например, причиной могут стать ошибки в описании объекта закупки, допущенные заказчиком.
Руководитель управления АЦ отмечает: «Компания добросовестно сообщает, что не сможет выполнить условия заказчика, но помимо потери обеспечения заявки попадает в реестр и теряет доступ к госзаказу на два года». При этом организации, не отказывающиеся от выполнения госконтракта, но выполняющие его недобросовестно, в РНП не вносятся. У таких компаний до двух третей подписанных контрактов могут иметь претензии.
Рейтинг деловой репутации, по мнению экспертов, является модернизированной и более обоснованной версии РНП, если он будет содержать информацию и о положительных, и об отрицательных данных о поставщиках. К последним можно отнести наложенные пени (в том числе их размер), факты уклонения от заключения госконтракта, наличие претензий к качеству товаров или услуг.