Экспертами в сфере социально-экономического развития аналитического центра при правительстве высказано мнение, что существующий в настоящее время реестр недобросовестных поставщиков недостаточно действенно регулирует процесс госзакупок. В качестве наиболее подходящей альтернативы РНП специалисты рассматривают создание рейтинга деловой репутации, формирование которого уже предусмотрено одним из рассматриваемых законопроектов.
Сотрудники центра, основываясь на имеющихся сведениях, отмечают: включение организаций в РНП, а также связанный с этим не допуск к участию в госзакупках нередко выглядят недостаточно обоснованными. Одновременно с этим настоящие нарушители уходят от ответственности и продолжают заключать госконтракты. Компании включают в РНП независимо от размера ущерба и имеющейся вины. Чаще всего организации вносятся в реестр в связи с фактом уклонения от заключения контракта, которое порой бывает достаточно оправданным: так, причиной могут стать нарушения при описании объекта, допущенные заказчиком.
Руководитель управления АЦ отмечает: «Компания добросовестно сообщает, что не сможет выполнить условия заказчика, но помимо потери обеспечения заявки попадает в реестр и теряет доступ к госзаказу на два года». При этом организации, не отказывающиеся от выполнения госконтракта, но выполняющие его недобросовестно, в РНП не вносятся. У некоторых подобных компаний до 2/3 подписанных госконтрактов могут быть с претензиями.
Рейтинг деловой репутации, с точки зрения эксперта, представляется в качестве модернизированной и более обоснованной версии РНП, если он будет содержать информацию и о положительных, и об отрицательных данных о поставщиках. К последним можно отнести наложенные пени (в том числе их размер), факты уклонения от заключения госконтракта, наличие претензий к качеству товаров или услуг.
Как вам статья?