Уголовно-правовые риски при работе с госконтрактами

Полезные статьи

Согласно статистике Генпрокуратуры за последний год 40 000 человек были привлечены к ответственности за нарушения в сфере госзакупок, а после прокурорских проверок было возбуждено 1 500 уголовных дел. В статье рассказываем, как случайно не попасть под обвинение в хищении государственных денег.

За что могут наказать в госзакупках?

Статья 159. Мошенничество. Это самый распространенный случай привлечения к уголовной ответственности в госзакупках.
Статья 160. Присвоение или растрата.Статья близка к мошенничеству, но по ней привлекают тех, кто на основании специальной доверенности или своих полномочий имели право и доступ к имуществу, которое в результате было похищено. 
Статья 165.  Причинение ущерба. Тоже один из популярных сценариев — имущество остается на месте, но ему нанесен урон.
Статья 178. Ответственность за ограничение конкуренции.Раньше практики по этой статье практически не было, но сейчас она распространена. ФАС все чаще выявляет случаи картельного соглашения в аукционах, проводит проверки, привлекает к ответственности, а потом направляет решение в следственные органы, которые проводят проверки и возбуждают дела. 
Статья 201. Злоупотребление полномочиями. Эта статья больше подходит  при злоупотреблении полномочиями лицом, которое выполняет управленческие функции в коммерческой организации. 
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями. По этой статье привлекают к уголовной ответственности должностных лиц в компаниях с государственным участием. 
Статья 291. Дача взятки

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве. 
Ответственность предусмотрена для субъекта, который по поручению участника передает взятку должностному лицу со стороны заказчика.

Риски при заключении государственного контракта

решетка

Непрозрачные торги

Сильно привлекает внимание победа в конкурсе менее выгодного предложения. Контрольно-надзорные и правоохранительные органы могут заинтересоваться, как была совершена та или иная закупка, соблюдены ли требования, которые установлены законом или внутренними регламентами. 

Для доказательства сговора в ход идет переписка, СМС, записи в личных ежедневниках и т. д. Нередко представители бизнеса перед участием в тендерах вступают в какие-либо переписки или общение с представителями государственного заказчика. 

Даже если контакты не связаны с закупками, в случае заинтересованности вышеупомянутых госорганов, такое общение может быть принято негативно. Поэтому избегайте неоднозначных контактов, пересылок документов за пределами электронных площадок.

Риски во время исполнения госконтрактов

заключение

Неисполнение всех работ

Самое распространенное основание привлечения к уголовной ответственности по ст. 159 УК — госконтракт, работы по которому не выполнены полностью или частично, либо не соответствуют техническому заданию, требованиям к качеству, при этом заказчик оплатил работы в полном объеме. Срок давности за такое преступление (при сумме контракта более 1 млн руб.) — 10 лет с даты перечисления денег. Наказание — лишение свободы сроком до 10 лет.

Срыв сроков

В Гражданском кодексе давно предусмотрены механизмы урегулирования этой ситуации, в том числе в виде штрафов. Но в определенных случаях нарушение условий контракта может привести к уголовной ответственности. Такие ситуации обычно возникают, когда по контракту предусмотрен аванс и подрядчик получает деньги, но работы по каким-то причинам не выполняет. 

Авансовые платежи — красная тряпка для правоохранительных органов. Следователь может трактовать это так: деньги взяли, хотя заранее знали, что в данный срок не поставят. 

Правоохранители будут искать доказательства умышленного срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя. Подтверждением будут: подбор ненадлежащих субподрядчиков, невозможность выполнения объема самостоятельно, перевод аванса на другие работы и т. д. В этом случае исполнителей могут привлечь по ст. 159 УК и по ст. 160 УК.

По документам работы выполнили раньше, чем по факту

Подписание акта выполненных работ, когда работы еще не выполнены — классическая ситуация. Часто это происходит по вине заказчика. Например, нужно сдавать объект к приезду высокого чиновника, который будет перерезать ленточку. И заказчик обращается к подрядчику: «Давайте мы сейчас всё подпишем все закроем, у нас там проверки будут. Вы потом выполните, у нас к вам претензий никаких не будет». А на деле происходит так: начинается проверка, и претензии будут к исполнителю. 

У правоохранителей возникнет вопрос о несоответствии документов фактам выполнения работ, и только сложные экспертные исследования помогут исполнителю доказать добросовестность. 

Заменили дорогие материалы дешевыми

Чтобы соблюсти сроки по контракту или уладить проблемы с материалами, исполнитель может их заменить. Кажется, что замена незначительная и нет необходимости согласовывать ее с заказчиком. Однако если контрольно-надзорные органы или представители заказчика установят факт такой замены, то могут расценить как умышленные действия, которые направлены на хищение бюджетных денежных средств. Естественно, это произойдет в том случае, когда примененные материалы дешевле тех, которые указаны в смете.

Судебная практика складывается таким образом, что причиненным ущербом будет считаться вся сумма государственного контракта (постановление Пленума ВС от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»). Поэтому любую замену, даже самую незначительную, нужно согласовывать с заказчиком, составлять для этого допсоглашения и делать перерасчеты.

Заказчик связан с подрядчиком

Любая аффилированность, прямая или косвенная, может вызвать подозрения. Если ее подтвердят, у правоохранителей будут вопросы о правомерности аукциона или конкурса, независимо от добросовестного исполнения госконтракта. Проверять аффилированность будут специалисты Росфинмониторинга.

Работа через третье лицо 

Речь идет о ситуациях, когда в контракте указан один подрядчик, а услуги выполняет другой. При этом добросовестный исполнитель может не знать о посреднике, но это все равно могут трактовать как хищение. 

Бывают ситуации, когда заказчик передает частично исполненную другой организацией работу исполнителю, чтобы последний выдал его за собственную. А деньги частично переводят через исполнителя по контракту истинному исполнителю. Иногда о таких ситуациях добросовестному исполнителю становится известно уже после заключения контракта. Не желая вступать в конфликт с заказчиком, исполнитель не предпринимает действий к расторжению контракта. Такую ситуацию правоохранители трактуют как хищение бюджетных средств через завышение цены: если бы непосредственный исполнитель участвовал в закупке напрямую, то бюджет не потратил бы деньги на посредника.

Выполнили работы, которых нет в контракте

На каком-то из этапов строительства становится невозможно выполнить определенные виды работ по независящим от сторон обстоятельствам. Заказчик просит подрядчика выполнить другие работы, которые не предусмотрены в договоре и не включены в смету. Исполнитель может согласиться, и израсходует деньги на работы, которые не предусмотрены в контракте. Через некоторое время на стороне заказчика может смениться руководитель, который потребует завершить строительство согласно условиям госконтракта. 

Подрядчика могут привлечь к уголовной ответственности, так как государственные деньги он самостоятельно потратил не на сметные работы. А предыдущий представитель заказчика на допросе будет утверждать, что никаких указаний не давал, и опровергнуть его утверждения будет нечем.

правоохранительные органы

Правила для снижения уголовно-правовых рисков 

При работе с госконтрактами соблюдайте простые, но важные правила:

  • выполняйте договорные обязательства
  • заранее просчитывайте риски трактовки технического задания
  • проверяйте надежность собственных контрагентов
  • возникающие конфликты решайте в ходе переговоров
  • подписывайте документы только фактическими датами
  • старайтесь письменно согласовывать все договоренности и избегайте двусмысленности формулировок
  • привлекайте специалистов, если нужно провести уголовный аудит
  • контролируйте деятельность уволенных сотрудников
Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий