Жалоба в ФАС по 44‑ФЗ: как правильно составить и подать

Полезные статьи

Информацию о том, как написать жалобу в ФАС, можно легко найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

С 1 июля 2019 года жалобы на действия или бездействие заказчика в момент проведения государственных закупок в рамках Закона № 44-ФЗ подаются в различные органы.

Таким образом:

  • В ФАС поступают жалобы на федеральных заказчиков и на операторов электронной торговой площадки, операторов специализированных электронных площадок;
  • В органы исполнительной власти субъекта подаются жалобы на региональных заказчиков. Также рекомендуют направлять их в разные комитеты или управления, контролирующие закупки, на которые в регионе возлагаются подобные обязанности: в разных регионах они, как правило, различаются — управления государственных закупок, управления по контролю за государственными закупками;
  • В органы местного самоуправления городского округа, которые наделены полномочиями контролировать область закупок, поступают заявления на муниципальных заказчиков. В случае, если между субъектом и муниципальным образованием был подписан договор о передаче прав в области контроля, тогда заявки на муниципальных заказчиков рассматривают субъектовые органы исполнительной власти.

Если возникнут сложности с определением нужного органа власти, тогда можно обратиться в ФАС, чтобы понять, кому переданы права на обработку заявок подобного типа.

Также жалоба может быть рассмотрена в дистанционном порядке. Некоторое время назад практиковалась только подача заявления в ФАС с помощью онлайн-сервиса, сейчас её обработка также происходит дистанционно: комиссия рассматривает мнение каждого из участников закупки и оглашает своё решение. Объявление итогов по жалобе ФАС также осуществляется в онлайн-режиме. Наибольший срок ожидания результата составляет 5 рабочих дней.

При нарушении прав следует обращаться:

  • В ФАС;
  • В суд;
  • В прокуратуру;
  • В общественную организацию;
  • К уполномоченному по защите прав предпринимателей. И хотя эта возможность существовала уже давно, по существу, ею начали пользоваться только последние пять лет.

Надзор ФАС

Надзор ФАС в отношении заказчиков, к которым причисляются:

  • Заказчики;
  • Контрактные службы и управляющие;
  • Комиссии по совершению закупок и их члены;
  • Уполномоченные органы или учреждения;
  • Специализированные организации.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Правила составления жалобы

Алгоритм составления жалобы не поменялся:

  • По какой причине можно подать жалобу

Жалоба может быть подана, если поставщика не удовлетворяет некоторое действие или бездействие заказчика, в том числе условия в Положении о закупках, в результате чего происходит нарушение его прав или ограничение возможности осуществления обязанностей договора.

  • Кто имеет право на жалобу

Любой участник закупки имеет право составить жалобу в случае, если это касается документов закупки или извещения о закупке, находящихся в открытом доступе.

В случае, если жалоба основана на действиях или бездействии заказчика, которые нарушают права поставщика, тогда жалоба будет принята исключительно от того, кто принял участие в закупке.

  • Период подачи жалобы

Под термином «день подачи жалобы» подразумевается день, когда заявление было принято контрольной службой, но не день её отправки. Заявка, которая была получена вне указанных сроков, не будет рассмотрена.

  • Жалоба на пункты извещения, документы закупки может быть принята в период, указанный в документации, и зависит от конкретного случая;
  • Жалоба на действие или бездействие заказчика принимается спустя пять дней после публикации итогового протокола в ЕИС.

Например, в последнее время множество обращений от поставщиков поступает по поводу определения НМЦК. В случае, если ФАС получит жалобу, где указано, что заказчик некорректно рассчитал и пояснил начальную максимальную цену контракта и таким образом нарушил Закон № 44-ФЗ, контрольная служба возвратит её, не рассмотрев. Согласно Закону № 44-ФЗ контролёр в ФАС имеет право рассматривать исключительно наличие или отсутствие НМЦК в извещении, документах закупки (ч. 3. ст. 99 Закона № 44-ФЗ), а правильность расчётов и пояснение НМЦК определяются органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

  • Доказательства нарушений заказчика

В жалобе, помимо заявления об ущемлении прав и несоответствии документов требованиям закона, следует конкретно указать факт несоответствия и обоснование, каким образом и почему интересы поставщика были нарушены.

Результат рассмотрения жалобы может быть обжалован в суде в период до трех месяцев.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Где находятся требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы?

Требования к написанию, подаче и рассмотрению жалобы содержатся в:

  • статьях 105 и 106 Закона № 44-ФЗ;
  • Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок»;
  • Приказе ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как составить жалобу — рассмотрим в инструкции «Составляем жалобу в ФАС по 44-ФЗ»

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:

а) в ЕИС:

  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

Если результаты рассмотрения жалобы заявителя не устраивают, он вправе обжаловать его в арбитражном суде в течение 3-х месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Результат рассмотрения жалобы

Не подлежат контролю итоги оценивания заявок участников закупки согласно критериям:

  • Качество, функциональные и экологические параметры;
  • Квалификация участников.

Подобные итоги могут обжаловаться участниками закупок в суде согласно ч. 12 ст. 99; ч. 6 ст.106 Закона №44-ФЗ.

При наличии такой возможности число жалоб бы сильно увеличилось. Позиция антимонопольной службы состоит в том, что участник не может быть отклонён по критериям, заказчик назначает поставщику баллы согласно этим критериям. Государственный заказчик считает, что если участник не был отклонён, значит, он может быть рассмотрен, а баллы по соответствию критериев учитываются в конкурсе. Поэтому опытные поставщики, понимая неоспоримость ситуации, сразу подают обращение в суд.

Вероятные решения

  • Жалоба признаётся необоснованной;
  • Выдаётся признание об устранении нарушений;
  • Выдаётся признание о совершении иных действий.

Данные о принятом решении, выданном предписании обязательно размещаются в ЕИС в период не более трех рабочих дней.

Причины для отклонения жалобы

  • Жалоба не согласуется с законными требованиями и не имеет подписи или имеет подпись лица, полномочия которого не были подтверждены;
  • Жалоба подано после установленного периода;
  • Суд контрольного органа в сфере закупок уже огласил результат по похожей жалобе на те же действия.

В таких случаях жалоба будет возвращена.

Заказчик не заключает контракт

Заказчик, даже если он полностью уверен в собственной правоте, остановит составление договора до конца разбирательств. Так как на решение ФАС никак не повлияет составление и даже исполнение договора. В случае, если суд встанет на сторону контролёра, договор аннулируется, и оплата по нему должна быть возвращена.

Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» как раз говорит о невозможности составления договора при поданной жалобе: «Заказчик, получивший уведомление о рассмотрении жалобы, не вправе заключать договор до решения антимонопольного органа. Если договор заключен при таких обстоятельствах, он будет признан ничтожным».

Составление жалобы на заказчика после заключения контракта

Возможность подачи заявления на заказчика после того, как был заключен контаркт, осуществляется исключительно в судебном порядке. Если суд окажется на стороне поставщика, тогда закупка получит статус недействительной, товар возвратится на склад, а оплата будет начислена на счёт участника. Тем не менее, исполнение договора является одной из основных причин отказа суда в признании закупки недействительной. Однако, попробовать обратиться в суд всё же стоит. К примеру, во время рассмотрения дел на стадии исполнения контракта у победителя, с которым был заключен контракт, возможно взыскать упущенную выгоду. Более того, через суд возможно уменьшить размер штрафа, если сроки были нарушены исполнителем, или взыскать задолженность с заказчика.

Защита в суде

Каждый участник закупки право на обжалование в судебном порядке или порядке, который устанавливается гл. 6 Закона №44-ФЗ в контрольном органе в сфере закупок (ч.1 ст.105 Закона №44-ФЗ). Решение, которое было принято в результате рассмотрения жалобы, подлежит обжалованию в суде в период до трёх месяцев с даты его принятия.

Результат или предписание ФАС могут обжаловаться в арбитражном суде в срок до трёх месяцев с даты оглашения решения или выдачи предписания (ст.52 Закона №135-ФЗ). Поставщик имеет право обжаловать деятельность заказчика в суде в период до трёх месяцев с момента, как появилась информация о нарушении его прав и законных интересов (ч.4 ст.198 АПК).

Стоит учитывать, что в области государственных закупок необходимо не только побеждать, но и уметь отстаивать собственные интересы.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий