Реестр недобросовестных поставщиков, а также прочих субъектов закупок (подрядчиков, исполнителей) — условная «грозная» база данных. Она содержит в себе данные обо всех участниках закупок или поставщиках, которые по объективным или необъективным причинам допустили определенные нарушения, например, не соблюли условия принятых на себя обязательств (согласно контрактам). Реестр ведет орган исполнительной власти, сотрудники которого отвечают за его целостность и информативность. Это орган, уполномоченный на это правительством, решающий задачи, связанные с нарушениями антимонопольного законодательства.
В материале публикации рассказываем, какой именно исполнительный орган ведет РНП, каков порядок подачи жалоб заинтересованными субъектами, какие есть особенности их рассмотрения и не только.
Кто ведет реестр недобросовестных поставщиков

Мы уже говорили об уполномоченном государственном органе. Представим далее конкретную информацию.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков и других субъектов закупок осуществляется сотрудниками Федеральной антимонопольной службы (ФАС), ее территориальными подразделениями.
Ведомство или его подразделения уполномочены:
- Рассматривать обращения, поступающие от заинтересованных в этом субъектов и содержащие жалобы на недобропорядочных участников закупок;
- Инициировать заседания и принимать решения в части того, стоит или нет включать в РНП того или иного участника закупки;
- Осуществлять включение в РНП информации о недобросовестных участниках закупочной деятельности в виде специальных реестровых записей;
- Исключать из реестра сведения об уже включенных в него субъектах при наличии причин и оснований.
«Черный список» является электронным. Доступ к нему свободный, плата за пользование информацией не взимается. Непосредственно перечень записей размещен в ЕИС (единой информационной системе).
Правила ведения РНП
Регламент установлен постановлением Правительства №1078 (далее — постановление). Он касается:
- порядка ведения РНП;
- направления обращений, их форм для того или иного случая, порядка рассмотрения жалоб;
- причин, по которым сотрудники антимонопольного контрольного органа могут решить включить того или иного потенциально недобросовестного субъекта в реестр;
- случаев, когда сотрудники ФАС могут отказать во включении поставщика, подрядчика или исполнителя в РНП из-за отсутствия весомых причин и оснований;
- порядка исключения сведений из реестра при наличии судебного решения.

Далее подробно раскрываем отдельные моменты, касающиеся регламента, предусмотренного законодателем и представленного в тексте постановления.
Порядок направления обращения
Форму можно найти в приложении №1 к упомянутому постановлению. Направить заполненный вариант и прикрепленные к нему документы нужно не позднее чем за 3 рабочих дня с даты, когда субъект закупочной деятельности по объективным или субъективным причинам уклонился от контракта или с даты, когда последний (контракт) был расторгнут по причинам, описанным законодателем в части 2 статьи 104 № 44-ФЗ (есть решение суда, заказчик отказался от контракта по собственной инициативе, если исполнитель или другой субъект закупки нарушил условия соглашения).
Куда направлять:
- В территориальное подразделение ФАС по месту нахождения юридического лица;
- В центральный орган ФАС (если цена контракта превышает миллиард рублей, если он касается оборонного заказа, если заказчик — Аппарат Госдумы или другие субъекты, указанные в упомянутом ранее постановлении).
О том, какие данные нужно указывать в обращении, подготовленном в рекомендуемой форме, мы уже писали. Также в другой статье мы перечислили документы, которые могут пригодиться при оформлении жалобы. Их нужно прикрепить к последнему.
Порядок рассмотрения обращения
В срок не более чем 5 дней после поступления и принятия обращения сотрудниками ФАС будут реализованы предусмотренные регламентом постановления мероприятия. На базе органа контроля:
- Документы будут рассмотрены, а информация, включенная в них — тщательно проверена;
- При необходимости будет сформирован запрос в адрес «обвинителя» с указанием на требование предоставить дополнительные документы или информационные данные;
- При необходимости будет сформирован запрос на электронную площадку о предоставлении необходимой информации для рассмотрения дела (например, активность поставщика на площадке за определенный период времени);
- Будет организовано коллегиальное рассмотрение на заседании (все субъекты спора — заказчик, «уклонист» — могут участвовать в нем).
Когда обращение рассмотрено, а также после того, как была проведена проверка, если она необходима (часть 15 статьи 99 № 44-ФЗ), подразделением ФАС будет принято или положительное, или отрицательное решение.

Заказчик может столкнуться с отказом со стороны антимонопольного органа в части включения в реестр потенциально недобросовестного участника закупки, если:
- Им нарушены требования, установленные законами и подзаконными нормативными актами, касающиеся контрактных отношений и предъявляемые, например, к направлению проекта контракта подрядчику, другому субъекту или к его заключению;
- Он не подтвердил факты ненадлежащего поведения обвиняемой в нарушениях стороны;
- Субъект (подрядчик или другой), претендующий на звание недобросовестного, не имел намерения вести себя ненадлежащим образом и смог обосновать это.
Так, подача обращения — не гарантия того, что конкретный субъект закупочной деятельности попадет в реестр. Без оснований и весомых причин добиться удовлетворения обращения не получится.
Порядок направления решения о включении исполнителя в РНП
Когда антимонопольным органом принято решение, в срок до трех рабочих дней:
- Об этом уведомляется заказчик и участник закупочной деятельности;
- Создается реестровая запись, если решение было принято о включении сведений о поставщике в РНП.
Дата создания записи не совпадает с датой, которая признается днем включения информации о недобросовестном субъекте в РНП. Дата включения — следующий после создания записи день.
Порядок исключения информации из реестра
Согласно положениям постановления, срок, на который в реестре размещается информация, не может превышать 2 лет.
Досрочно удалить запись из РНП можно в следующих ситуациях:
- Односторонний отказ заказчика признан незаконным (отказ от контракта);
- Решение ФАС признано недействительным.
Необходимо судебное разбирательство. Без наличия решения суда о признании действий заказчика незаконными или решения Федеральной антимонопольной службы недействительным реестровая запись не будет удалена.
Направить обращение об исключении записи из реестра могут заказчики и участники закупочной деятельности. Форма представлена в приложении №5 к постановлению. Сотрудники подразделения ФАС или центрального органа службы:

- Рассматривают обращение в срок не более чем 5 рабочих дней после поступления;
- Принимают решение об удовлетворении обращения;
- Информируют субъектов закупки о принятом решении в срок не более чем 3 рабочих дней после его принятия.
Так, работу антимонопольных органов можно считать действительно сложной. Они тщательно проверяют всю информацию, которую предоставляют заказчики и участники закупок. Рекомендуется ответственно подходить к формированию обращений во избежание ошибок и неблагоприятных ситуаций.
