Вопросы, прямо или косвенно касающиеся национального реестра надежных поставщиков (НРНП) — область дискуссии. Некоторые руководители предприятий и организаций, предприниматели и другие субъекты, работающие в сфере закупок, не до конца понимают суть реестра. Есть споры на тему того, нужен ли сертификат НРНП, помогает ли он бизнесу и не только. Наша позиция однозначна: сертификации быть.
В материале публикации даем ответы на распространенные вопросы, которые касаются реестра надежных поставщиков. Также предлагаем полезные советы и рекомендации на тему того, как получить сертификат.
Что такое НРНП
Первый и главный вопрос: что это за АНО «НРНП»? Это автономная некоммерческая организация, цель деятельности которой сводится к предоставлению информационных услуг по формированию специального реестра надежных поставщиков (также реестр добросовестных поставщиков (РДП)).
То есть НРНП — не просто какой-то перечень или список, а полноценный реестр, который ведется определенной автономной некоммерческой организацией (АНО). Важно понимать, что НРНП — это реестр, а не организация.
В национальном реестре хранятся данные об участниках закупочной деятельности, являющихся проверенными и надежными. Это «обратная» по отношению к реестру недобросовестных участников закупок «база данных».
Отбор кандидатов осуществляется в первую очередь с опорой на критерий «добросовестность». При этом попасть в реестр и получить соответствующий сертификат не так просто: какие-либо «пятна» на истории предприятия или организации, предпринимателя могут стать причиной для отказа. Об этом поговорим подробнее далее.
Вот плюсы попадания в реестр для бизнеса:
- ощутимо расширяются возможности. Привлекательность в глазах потенциальных партнеров повышается;
- доверие заказчиков становится высоким.
Есть минус: за все нужно платить. И за сертификацию. Без нее попасть в реестр надежных поставщиков не получится. Но на фоне потенциальных выгод это можно рассматривать как инвестицию в будущее.
Цели реестра
Можно выделить множество целей, однако по причине отсутствия законов и подзаконных нормативных актов, которыми бы регламентировалась деятельность по ведению реестра надежных поставщиков, они были бы абстрактными и исключительно субъективными.
Поэтому будем говорить только об одной цели: она сводится к обеспечению доступности для заказчиков товаров, услуг или работ информации о добросовестных участниках закупочной деятельности. Практика показывает, что на электронных площадках для торгов все чаще появляются аукционы, в рамках которых организаторы отмечают, что наличие сертификата, подтверждающего членство в НРНП — преимущество для потенциального кандидата. Иногда это и вовсе становится требованием, без которого заявки будут отклоняться организаторами.
Принципы
Основные принципы формирования и ведения реестра надежных поставщиков следующие:
- Равенство для всех. Условия для того, чтобы вступить в НРНП, равны для поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Без исключений.
- Независимость оценки. Процедура сертификации проводится непредвзято и не предполагает учета субъективных факторов. Будут анализироваться только объективные моменты деятельности кандидата на членство в реестре и сертификат.
- Абсолютная законность. Хотя отдельных законов и подзаконных актов, посвященных формированию и ведению реестра нет, все осуществляется на законных принципах: права и интересы сторон соблюдаются, все направления деятельности в рамках «обращения» с НРНП прозрачны и просты.
Сведения обрабатываются и заносятся в реестр уже упомянутой автономной некоммерческой организацией.
Перед тем как рассмотреть вопросы, связанные с сертификацией, расскажем, кому и зачем нужна «заветная бумага».
Кому нужен сертификат
Всем участникам закупочной деятельности, желающим вывести уровень сотрудничества с заказчиками на новый уровень, а также повысить собственную привлекательность в их глазах. Речь о предприятиях, организациях, предпринимателях, которые ведут деятельность в сфере закупок или только планируют освоиться в ней, при этом хотят получить конкурентное преимущество перед несертифицированными «игроками».
Зачем нужен сертификат НРНП
Первая и самая главная причина, по которой нужно попытаться попасть в реестр надежных поставщиков — конкуренция. Заказчики чаще начинают при размещении тендеров указывать дополнительное требование, о котором мы говорили. Это наличие сертификата. Компании и предприниматели без него рассчитывать на выигрышные ситуации не могут.
Так, если выигрывать тендеры трудно и сертификата нет, пора задуматься о его получении. Стать его обладателем — значит выйти на принципиально новый уровень.
Можно говорить, что членство в реестре добросовестных поставщиков — гарантия конкурентоспособности бизнеса. Не единственная. И это далеко не панацея, но задуматься стоит.
Как получить сертификат и попасть в «Национальный реестр надежных поставщиков»
Преимуществом перед другими кандидатами будут обладать субъекты закупочной деятельности, отвечающие следующим условиям:
- отсутствие отметок в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- хорошая репутация;
- наличие квалифицированных кадров;
- отсутствие признаков или «индикаторов» утраты работоспособности;
- хорошие финансовые показатели, говорящие о стабильности;
- наличие лицензий и сертификатов (если вид деятельности предполагает эту необходимость).
Это не всегда обязательно, однако соответствие представленным критериям повышает вероятность получения сертификата.
Далее расскажем об этапах и коротко опишем их.
Этапы оформления сертификата
Вот эти этапы:
- Поиск центра сертификации. Найти надежный можно на официальном сайте АНО «НРНП». Выбор следует делать в пользу какого-либо из представленных на ресурсе центров, потому что в ином случае можно связаться с мошенниками. И закономерно потерять время, а также деньги.
- Подготовка документов. Их полный перечень будет озвучен представителем центра сертификации. На подготовку, согласно практике ряда предприятий и предпринимателей, уходит не более чем 5-7 дней.
- Получение сертификата. После того как документы подготовлены и направлены в сертифицирующую организацию, по факту проверки будет выдан сертификат. Рекомендуется тщательно проверять все бумаги перед отправкой, потому что ошибки или несоответствия будут рассматриваться в качестве оснований для отказа.
- Подача заявления в НРНП. Форму можно найти на сайте автономной некоммерческой организации. Потребуется дать согласие на обработку персональных данных и прикрепить к заявлению копии требуемых документов. Если все хорошо, будет выдано специальное свидетельство или же сертификат соответствия.
Особенности сертификации
Как таковых особенностей нет. Самое главное — учитывать то, о чем мы пишем, а также руководствоваться представленными рекомендациями. Бояться сертификации не нужно: все проходит быстро и даже гладко в некотором смысле. Трудности возникнут только при условии, что бизнес успел показать себя не с лучшей стороны.
Проверки пусть и будут формальными, но их тщательности это не отменяет. Ясно, что заботиться о собственной репутации следует с самого начала деятельности. В ином случае проблемы точно будут. И с закупками, и с заказчиками, и с получением членства в национальном реестре добросовестных исполнителей.
Срок действия сертификата
Сертификат соответствия действует 3 года.
Так, членство в национальном реестре добросовестных субъектов закупочной деятельности — гарантия конкурентоспособности. И пусть мнения на тему сертификации в данном контексте неоднозначны, получить «заветный документ» — значит вывести бизнес на новый уровень. Эксперты отмечают, что сертификат здесь — аналог лицензии на ведение деятельности в каком-либо направлении, то есть в нашем случае в сфере закупок.
Удачного бизнеса и больше выигранных тендеров!