Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), если говорить о нем простыми словами, представляет собой «черный список» и одновременно страшный сон для недобросовестных участников закупок и аукционов. Что это такое, кто ведет реестр, какие есть основания для включения в него — об этом и не только рассказываем в материале публикации.
Что такое РНП
Разбираемся, что такое на самом деле реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В №44-ФЗ и №223-ФЗ в статьях 104 и 5 соответственно указано, что это специальный перечень, в котором содержится информация о неблагонадежных участниках закупок товаров, работ, услуг. Учет ненадежных организаций и предприятий осуществляется в единой информационной системе (ЕИС).
В контексте РНП справедливее всего говорить о наличии нескольких условных «черных списков». Один ведет уполномоченный на это государственный орган для сферы госзакупок, чтобы обеспечить государственные и муниципальные нужды. Второй — то же, но «адресаты» другие. Они, что установлено законодателем — отдельные виды юридических лиц, в том числе с долями государства. Это видно из прямых названий №44-ФЗ и 223-ФЗ соответственно. Есть и так называемый реестр недобросовестных подрядных организаций (ПП РФ 615).
Мы будем говорить об РНП в единственном числе, то есть без попытки обособить «части» и выделить 3 отдельных реестра. На практике сведения о недобросовестных участниках закупочной деятельности включают в условно единый.
Кто ведет реестр
Уже было указано на то, что за реестр и операции с ним отвечает уполномоченный на это государственный орган — Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в лице территориальных обособленных подразделений.
Порядок ведения реестра недобросовестных исполнителей, подрядчиков и поставщиков (регламент) в общем случае сводится к следующим аспектам, согласно Постановлению Правительства от 22.11.2012 №1211:
- вести реестр могут только антимонопольные органы в ЕИС в электронном виде;
- сотрудники ФАС размещают в РНП сведения, которые предусмотрел законодатель и включил в специальный Перечень, утвержденный уже упомянутым Постановлением (№1211). О том, что это за сведения, расскажем далее;
- решение о включении сведений в реестр принимает ФАС в установленные сроки (на обработку конкретной жалобы отведено 5 дней, после чего выносится вердикт);
- включенная в указанную систему (ЕИС) информация является доступной для любых субъектов без каких-либо исключений. Проверить наличие ее в реестре может любое заинтересованное лицо на безвозмездной основе. Взимание платы не является допустимым;
- подтвержденные сведения сотрудники упомянутого уполномоченного органа по итогам проверки в каждом конкретном случае включают в РНП, образуют при этом реестровую запись. Последняя может быть удалена при условии, что обвиняемый в недобросовестности участник закупок смог оспорить ее целесообразность и справедливость.
Основания для внесения в РНП
Согласно положениям №44-ФЗ, основания, которые можно рассматривать в качестве причин, используемых сотрудниками ФАС для формирования каждой новой записи в РНП с указанием информации о конкретном участнике закупочной деятельности, следующие:
- попытка (намеренная или ненамеренная) не заключать контракт. То есть в случае, когда участник по объективным или субъективным причинам уклоняется от контрактных принципов, его можно включить в реестр;
- контракт расторгнут в судебном порядке;
- односторонний отказ заказчика от заранее известных (оговоренных и имеющих документальную форму) условий контракта в случае, когда последние нарушены исполнителем (подрядчиком, поставщиком).
В №223-ФЗ в качестве оснований рассматриваются такие:
- есть подтвержденный факт, что участник закупок уклонился от договорных принципов (нежелание заключать договор);
- договор расторгнут в судебном порядке.
Видно, что отличий не так много. При этом следует понимать, что №44-ФЗ дает государственным и муниципальным учреждениям больше свободы. Это выражается в возможности одностороннего отказа, когда условия конкретного контракта нарушены поставщиком или прочим участником закупок.
Какая информация включается в РНП
Та, которую предусмотрел законодатель. В реестре недобросовестных исполнителей, поставщиков и подрядчиков, согласно специальному Перечню, предусмотренному Постановлением №1211 (в редакции Постановления №1217), можно найти такую информацию:
- специально присвоенный реестровый номер записи, дата, когда сотрудники ФАС включили сведения о конкретном ненадежном участнике в реестр;
- наименование территориального подразделения Федеральной антимонопольной службы, сотрудники которого создали реестровую запись;
- наименование недобросовестного субъекта или ФИО лица, лиц, то есть нарушителей правил, требований №44-ФЗ и №223-ФЗ;
- место нахождения предприятия или организации в роли нарушителя или адрес проживания ненадежного лица, группы лиц, являющихся недобросовестными (в контексте закупочной деятельности);
- ИНН нарушителя;
- дата, когда подведены итоги закупки или последняя признана несостоявшейся (или дата, когда контракт признан исполненным ненадлежащим образом);
- реквизиты документа, подтверждающего последнее, то есть факт нарушения (несостоявшаяся закупка, неисполненный контракт);
- данные, касающиеся договора (работы, услуги, ОКПД 2, валюта, цена, срок и так далее);
- дата, когда контракт был расторгнут (с указанием на основание или перечень причин).
Есть некоторые отличия, которые можно обнаружить в №44-ФЗ. Например, в нем есть оговорка, позволяющая утверждать, что в случае с корпоративными предприятиями и организациями необходимо вносить в РНП данные, касающиеся лиц, способных влиять на деятельность указанных субъектов.
Представленный перечень следует считать абсолютно справедливым для №223-ФЗ, посвященного закупкам, которые совершают предприятия и организации — юридические лица (отдельные виды).
Почему в РНП лучше не попадать
Уже было упомянуто, что сведения из реестра недобросовестных участников сферы закупок — поставщиков и других — доступны всем без исключения заинтересованным в этом субъектам. Они будут содержаться, например, в СБИС, rusprofile и так далее. «Почетное» членство в РНП сильно бьет по репутации.
Отметим последствия ситуации, когда контракт заключен, но не выполнен. Это, что понятно, в первую очередь дорога в РНП, но не только. Последствия:
- пеня. Будет начисляться в порядке, предусмотренном статьями 34 и 96 №44-ФЗ;
- штрафы. Конкретный штраф может составить 10% от цены договора;
- взыскание убытков. В №44-ФЗ с 2022 года в отношении заказчиков предусмотрено такое право;
- потеря средств и ресурсов, которые обеспечивают сделку.
Согласно положениям №44-ФЗ, все сведения, которые касаются недобросовестного участника закупок, будут содержаться в РНП 2 года. Однако это не правило: если действия антимонопольного органа признаны неправомерными, если информация, которую предоставил заказчик, будет оспорена, все записи из реестра удалят. Но это не повод рисковать репутацией и «испытывать судьбу».