Как обратиться в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ? Схематичная инструкция

Юридическая практика

Процедуры государственных закупок часто нарушают права и законные возможности участников. К ним относятся незаконное отклонение заявок, ограничение конкуренции и установление неправомерных требований. Это может быть связано с незнанием или непониманием законодательства заказчиком, а в некоторых случаях — с умышленным нарушением прав участников рынка ради собственной выгоды. В таких случаях нарушенные права должны быть восстановлены. Одним из наиболее эффективных способов сделать это является подача участником жалобы в регулирующий орган. Согласно Закону о защите конкуренции и Федеральному закону № 223-ФЗ, участники закупок могут жаловаться регулятору на незаконное поведение. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и ее региональные отделения являются федеральными административными органами, уполномоченными осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о государственных закупках.

Обжалование нарушений по 223-ФЗ

Участники процедуры закупок имеют право подать жалобу в антимонопольный орган или суд (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) . Многие участники, считающие, что их права или закон были нарушены, подают жалобу в ФАС. Согласно правилам закупок, потенциальные поставщики, признанные участниками торгов, могут подать жалобу на действия заказчика. Однако на практике, ФАС получает жалобы как от формально признанных участников торгов, так и от поставщиков, которые могли бы принять участие в тендере, если бы заказчик не нарушил правила.

В случае подачи жалобы ответственный комитет проведет полное расследование. Поэтому нередки случаи, когда заказчика обвиняют в нарушении прав, даже если жалоба поставщика необоснованна. Однако, если антимонопольный орган установит факт нарушения, это может привести к санкциям для заказчика. Если будет установлено нарушение, ФАС может наложить штраф, но не вправе вынести запретительный судебный акт. Запретительный судебный акт возможен только в случаях значительных нарушений, которые могли повлиять на выбор победителя торгов.

Совет. Не допускайте, чтобы ситуация дошла до жалобы в ФАС или судебного разбирательства. Убедитесь в правомерности своих действий на 100%, прежде чем принимать меры. Нередко поставщики подают жалобы, не зная юридических деталей и не понимая, что сами неправы. Постарайтесь разрешить любые разногласия, возникающие в процессе общения, и проинформируйте заказчика о причинах их возникновения.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции и статья 18.1 Закона № 223-ФЗ устанавливают процедуру, согласно которой участники государственных закупок могут подать жалобу в антимонопольный орган, и все процедуры должны быть завершены в течение одной недели. Этот срок необходим для того, чтобы антимонопольный орган мог отменить неправильное решение до заключения контракта с победителем торгов. Если контракт уже заключен, аннулировать его может только суд, а ФАС может лишь наложить штраф на нарушителя. Судебная процедура, регулируемая АПК, занимает больше времени по сравнению с внесудебной процедурой, которая может длиться несколько месяцев.

Закон не запрещает подавать жалобу и иск в ФАС одновременно. Однако рекомендуется сначала использовать внесудебную процедуру, и только при необходимости обжаловать решение ФАС в суде и требовать компенсации от заказчика за нарушение прав поставщика. Хотя судебные и внесудебные механизмы правовой защиты предназначены для поставщиков, чьи права были нарушены, они также могут быть использованы в исключительных случаях, когда заказчик сталкивается со сговором между поставщиками, что приводит к ограничению конкуренции в закупках.

Согласно положениям ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участники торгов могут подавать жалобы заказчику в следующих случаях, перечисленных в закрытом перечне ЕИС: не опубликование договорной документации, изменений к договорной документации и информации о контракте, или нарушение положений общей процедуры государственных закупок, касающихся такого опубликования. Также жалобы могут касаться требования к участникам торгов представить документы, которые не требуются, и неофициального опубликования договорной документации.

Обжалование решения о заключении договора в соответствии с Законом о контрактной системе (ФЗ-44) должно быть подано в течение 10 календарных дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки в ЕИС. Действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки, связанные с аутентификацией участников торгов, могут быть оспорены в течение 30 дней. Жалоба должна содержать информацию о действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, оператора платформы и членов конкурсной комиссии в течение вышеуказанного периода.

Чтобы получить консультацию юриста по составлению жалобы в ФАС по 44-ФЗ или 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Обжалование нарушений по 44-ФЗ

Антимонопольный орган не рассматривает жалобы на нарушения законодательства о государственных закупках в рамках упрощенной процедуры. Такие жалобы подлежат рассмотрению в рамках основных административных процедур.

В частности, Федеральная антимонопольная служба России и ее региональные управления расследуют дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции. Дела могут быть возбуждены на основании уведомлений юридических или физических лиц, сообщений СМИ, а также в результате проверок, проведенных Антимонопольным ведомством.

Иск о нарушении правил конкуренции может быть подан в течение трех лет с даты, когда произошло нарушение, или, если нарушение продолжается, в течение трех лет с даты его прекращения или обнаружения. Дело может быть возбуждено антимонопольным органом по месту совершения нарушения или по месту жительства или постоянного пребывания ответчика. В редких случаях, когда дело расследуется не региональным управлением антимонопольной службы, а непосредственно Административным судом Российской Федерации, местонахождение ответчика или место совершения нарушения не имеет значения. Правила передачи заявлений, документов и антимонопольных дел из одного антимонопольного управления в другое установлены приказом ФАС РФ.

Для расследования дел Антимонопольное бюро создает комитет по расследованию нарушений антимонопольного законодательства. Состав комитета утверждается Антимонопольным бюро и действует от имени Антимонопольного бюро.

Подача заявления в ФАС

Заявление должно быть подано в письменном виде в антимонопольный орган. Оно должно содержать информацию о заявителе, предмете запроса, описание правонарушения, характер преследования и перечень подтверждающих документов. Если эти документы не могут быть предоставлены, заявитель должен указать причины, по которым они не могут быть предоставлены, и от какого лица или органа они могут быть получены. Соблюдение этого требования важно, поскольку, согласно статье 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган отклонит заявку без документации и уведомит об этом заявителя в письменной форме в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.

Предварительное рассмотрение заявления

В случае подачи заявления о нарушении закона о защите конкуренции, орган рассмотрит заявление и соответствующие материалы в течение одного месяца. Этап расследования является подготовительным для рассмотрения жалобы и в конечном итоге определяет, может ли жалоба служить основанием для возбуждения дела. В ходе расследования ФАС России вправе запросить в письменной или устной форме документы, информацию и объяснения, касающиеся обстоятельств, изложенных в заявлении или материалах.

На этапе предварительного расследования ответчик имеет возможность убедить ФАС не возбуждать дело, предоставив максимально подробный, четкий и обоснованный ответ на запрос ФАС.

Решение по предварительному рассмотрению

Если необходимо собрать и проанализировать дополнительные доказательства, срок может быть продлен на два месяца с уведомлением заявителя (ст. 44 Закона о защите конкуренции). В результате заявитель будет проинформирован в течение одного месяца о возбуждении дела или об отклонении заявления, либо о продлении срока рассмотрения. Согласно ст. 44 Закона о защите конкуренции, решение об отклонении заявления будет направлено заявителю в течение 10 дней. В случае возбуждения дела ФАС издает приказ о создании комиссии по рассмотрению дела, копия которого направляется заинтересованной стороне в течение 3 дней.

Рассмотрение дела по существу

Рассмотрение дела является наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. ФАС рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение дела, если необходимо собрать дополнительные доказательства или если установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции.

Чтобы получить консультацию юриста по составлению жалобы в ФАС по 44-ФЗ или 223-ФЗ, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Решение по результатам рассмотрения дела

Для принятия решения комиссия оценивает доказательства, аргументы и мнения экспертов, принимает решение о правах и обязанностях сторон. Если комиссия сочтет жалобу обоснованной, она может издать предписание в отношении ответчика. Если предписание не будет выполнено в установленные сроки, ответчик будет привлечен к административной ответственности. Срок выполнения предписания может быть продлен максимум на шесть месяцев. Заявки на продление должны подаваться в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Комиссия может делать заявления по запросу заинтересованной стороны или по собственной инициативе, не изменяя содержания решения. Эти заявления направляются заинтересованной стороне в течение трех рабочих дней с даты принятия решения, но не позднее чем через 15 рабочих дней с даты запроса. Решение должно быть доведено до сведения заинтересованных сторон.

Решение ФАС может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его вынесения. Действие решения ФАС приостанавливается до вступления в законную силу окончательного решения суда.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Как вам статья?
 

Стартендер
Добавить комментарий