Картельный сговор в госзакупках: признаки, штрафы и как подать жалобу в ФАС

Юридическая практика

Соглашение между различными компаниями об ограничении конкуренции называется картелем. Такие соглашения являются незаконными и могут повлечь за собой большие штрафы.

Картельный сговор, что это такое?

Свободная конкуренция — важное условие развития рыночной системы и экономики страны. Только в условиях честной конкуренции у компаний появляется мотивация к оптимизации производства, повышению эффективности, снижению затрат на продукцию и повышению качества.

Принцип свободной конкуренции в целом соблюдается и способствует интересам экономических операторов и потребителей.

Члены картеля — это компании, которые не конкурируют на одном рынке с одними и теми же убеждениями, но имеют контракты, которые позволяют им вести бизнес на этом рынке и получать прибыль от продажи ТРУ, не желая оставаться на этом рынке. Целью данного соглашения является:

  • Исключить отдельных участников рынка;
  • Поддерживать постоянный уровень цен на рынке;
  • Распределение влияния на рынок.

На рынке ТРУ сотрудничество между картелями возможно и всегда незаконно, но государственные закупки требуют особого внимания к картелям.

  • Картельное сотрудничество между клиентами и поставщиками. Клиент должен заключить договор с компанией, независимо от того, утвержден он или нет. Тогда возможна справедливая процедура отбора;
  • Контракты между несколькими участниками торгов.

Что касается конкурентного сотрудничества и рисков, требуемых в 44-ФЗ, следует отметить, что законодательство о контрактной системе предусматривает использование бюджетных ресурсов, а также ресурсов закупающих органов. Закупки — это не только способ предоставить потребителям лучшие продукты, рабочие места и услуги, но и способ сэкономить общественные ресурсы. Организации, приобретаемые государством, не только снижают качество предлагаемых товаров и услуг, но также не получают выгоды от эффективности бюджетных ресурсов, что отрицательно сказывается на экономической и политической системе страны.

В сфере госзакупок заключено много картелей:

  • Претендент часто соглашается с тем, что цена существенно не упадет. Это противоречит одной из целей системы торгов — экономии бюджета;
  • Распространенная форма картельного сотрудничества, известная как массовое движение, предполагает участие двух участников торгов вместе. В отличие от НКМК, первый участник торгов существенно снижает стоимость фьючерсных контрактов, что делает его невыгодным для участников торгов, снимающихся с аукциона. В конце аукциона второй претендент предложит немного меньше, чем НКМК. Таким образом, есть два подходящих кандидата, чьи предложения передаются на рассмотрение спонсору. Первоначальное предложение будет сочтено неадекватным, а предложение о создании совместного предприятия, которое не было признано успешным, будет немного ниже, чем предложение НКМК. В результате клиент вынужден заключить договор с другой стороной, которая не является лучшим участником торгов и не предлагает лучшую цену;
  • Некоторые контракты заключаются до начала торгов. Компании, работающие на одном рынке, соглашаются не участвовать в одной и той же заявке. Они просто делят рынок между своими регионами;
  • В большинстве случаев сам клиент будет участником процесса.

Сам заказчик часто становится участником:

  • Манипуляция тендерной документацией, чтобы «случайно» выбранные компании не нарушили условия намеренно;
  • На этапе торгов требуется ограничение, чтобы обойти ненужные компании по необоснованным причинам.

Признаки картельного соглашения

Планы взаимодействия с заговорами пользуются успехом, а их передвижения часто не понятны иностранцам. Если появится какой-либо из этих признаков, покупателя можно заподозрить в сговоре с участником торгов:

  • Поскольку это особая характеристика, которую предпочитают клиенты, очень важно обращать внимание на требования или комбинации требований, которые могут объективно соответствовать только одной компании;
  • Документы для торгов написаны глянцевым шрифтом и содержат множество предложений, но веских доказательств нет, а торги — непростая задача;
  • Слишком мало НМЦК-расчетов, вызывающих серьезный недостаток интереса со стороны соискателей и не участвующих в процессе;
  • Заказчики высказали предположение о сложности условий производительности, например о слишком коротких сроках выполнения. Это часто происходит потому, что клиент уже отправил товар и пытается решить проблему, используя формальные процедуры.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Если вы подозреваете поведение картеля в государственном контракте, вы можете отслеживать поведение поставщика:

  • Поведение игрока — странное и отрицательное решение;
  • В начале процесса значительное снижение НМЦК — признак «тарана»;
  • Игроки в одной группе переходят из одной группы в другую;
  • Честные кандидаты абсолютно исключены.

Антимонопольное законодательство — одна из основных политик правительства, и российские регулирующие органы осознают это. В частности, ищутся инициативы по усилению борьбы, такие как создание цифровых реестров картелей. Компании из этого списка не смогут участвовать в государственных торгах. Картели не являются особой проблемой в России, но для борьбы с картелями на иностранных торгах были созданы специальные правительственные агентства, такие как Федеральное агентство по картелям, например, в Германии.

Антимонопольное соглашение в госзакупках

Для обеспечения наиболее рационального использования бюджетных средств в России действует система государственных закупок, которая основана на конкуренции. Согласно статье 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», картельным признается соглашение между конкурентами, если оно направлено на:

  • Установление или поддержание цен;
  • Снижение или ограничение производства;
  • Разделение товарного рынка по территориальному принципу или по составу участников;
  • Отказ от заключения договоров с определенными поставщиками или клиентами.

Примеры и практика

Примеры картельных сговоров в государственных закупках включают:

  • Сговор по поддержанию цен: Компании договариваются не снижать цену на торгах ниже определенного уровня, что противоречит одной из целей системы торгов — экономии бюджетных средств.
  • Схема «Таран»: Первый участник значительно снижает цену на начальном этапе торгов, создавая условия, при которых дальнейшее участие становится невыгодным для других претендентов. В результате остается лишь один участник, предложивший цену чуть ниже начальной. Пример: Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 4 июля 2019 года по делу А10-3052/2018 признал такой аукцион недействительным, так как было доказано, что участники действовали в сговоре.
  • Разделение рынка: Компании договариваются не участвовать в одних и тех же тендерах, разделяя рынок по территориальному принципу или по конкретным закупкам.
  • Сговор с заказчиком: Заказчик формирует тендерную документацию таким образом, чтобы обеспечить победу определенной компании, исключая других потенциальных участников.

    Штрафы за картельный сговор

    Вид санкцииСодержание
    Административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФСотрудникам, нарушившим такие нарушения, грозит штраф или дисквалификация в размере от 20 000 до 50 000 рублей на срок до 3 лет.
    -Корпоративный-От 1/10 до 1/2 НТМК. Однако вы будете оштрафованы не менее чем на 100 000 рублей.
    Уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника повлекли крупный или особо крупный ущерб.Наказания за соглашение об ограничении конкуренции — до 6 лет лишения свободы, до 5 лет условно, до 3 лет запрета на работу, 1-3 года запрета на гос. должность и до 1 миллиона рублей штрафа.
    Если ущерб серьезный, но срок давности картеля составляет 2 года с даты совершения преступления, также до 6 лет, если ущерб серьезный.

    Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

    Что делать, если столкнулись с антимонопольным сговором?

    Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России является первым государственным органом, рассматривающим дела о картелях и имеющим прямые полномочия по применению антимонопольного законодательства. Жалобы в суд могут подаваться только после того, как жалоба рассмотрена в ФАС. 

    Если вы подозреваете картельный сговор, следует внимательно проанализировать поведение участников торгов до и после закупочной процедуры, обращая особое внимание на так называемые «повторяющиеся» компании, которые регулярно участвуют в торгах вместе.

      Например, 4 июля 2019 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал конкурс по А10-3052 / 2018 недействительным, поскольку в нем используется система блокировки.

      Претендент подал иск в суд, утверждая, что другие претенденты согласились во время аукциона. Суд постановил, что оба участника снизили цены более чем на 90%, что выглядело как конкуренция. Предложение было намеренно составлено с ошибкой, и поставщик его отклонил. Как и было запланировано, наивысшую награду получил третий участник торгов.

      Для доказательства вины суд рассмотрит как прямые, так и косвенные доказательства. Например, в случае антимонопольного законодательства виновными являются:

      • Записи компаний-участниц хранятся в офисах других компаний-участниц;
      • Подтверждение перевода между компаниями;
      • Использование того же IP-адреса.

      Ограничительные соглашения приостановили развитие рынка. У организаций нет стимула инвестировать в инновации, если ожидается, что рыночные цены останутся высокими.

      Об обнаруженном картеле будет сообщено в ФАС:

      • Официальные жалобы необходимо подавать в письменной форме, по почте или непосредственно в Секретариат ФАС. Особых требований к жалобам нет, но вы должны иметь возможность идентифицировать получателя (заявителя), выявить факты и утверждения и приложить дополнительный документ;
      • Это корректирующее действие считается формальным.

      Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

      Образец жалобы на сговор в ФАС

      Скачать образец жалобы в ФАС на антимоноольный сговор:

      Шинина Анастасия
      Шинина Анастасия
      Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
      Заказать консультацию
      Как вам статья?
       

      Стартендер
      Добавить комментарий