Соглашение между различными компаниями об ограничении конкуренции называется картелем. Такие соглашения являются незаконными и могут повлечь за собой большие штрафы.
Картельный сговор, что это такое?
Свободная конкуренция — важное условие развития рыночной системы и экономики страны. Только в условиях честной конкуренции у компаний появляется мотивация к оптимизации производства, повышению эффективности, снижению затрат на продукцию и повышению качества.
Принцип свободной конкуренции в целом соблюдается и способствует интересам экономических операторов и потребителей.
Члены картеля — это компании, которые не конкурируют на одном рынке с одними и теми же убеждениями, но имеют контракты, которые позволяют им вести бизнес на этом рынке и получать прибыль от продажи ТРУ, не желая оставаться на этом рынке. Целью данного соглашения является:
- Исключить отдельных участников рынка;
- Поддерживать постоянный уровень цен на рынке;
- Распределение влияния на рынок.
На рынке ТРУ сотрудничество между картелями возможно и всегда незаконно, но государственные закупки требуют особого внимания к картелям.
- Картельное сотрудничество между клиентами и поставщиками. Клиент должен заключить договор с компанией, независимо от того, утвержден он или нет. Тогда возможна справедливая процедура отбора;
- Контракты между несколькими участниками торгов.
Что касается конкурентного сотрудничества и рисков, требуемых в 44-ФЗ, следует отметить, что законодательство о контрактной системе предусматривает использование бюджетных ресурсов, а также ресурсов закупающих органов. Закупки — это не только способ предоставить потребителям лучшие продукты, рабочие места и услуги, но и способ сэкономить общественные ресурсы. Организации, приобретаемые государством, не только снижают качество предлагаемых товаров и услуг, но также не получают выгоды от эффективности бюджетных ресурсов, что отрицательно сказывается на экономической и политической системе страны.
В сфере госзакупок заключено много картелей:
- Претендент часто соглашается с тем, что цена существенно не упадет. Это противоречит одной из целей системы торгов — экономии бюджета;
- Распространенная форма картельного сотрудничества, известная как массовое движение, предполагает участие двух участников торгов вместе. В отличие от НКМК, первый участник торгов существенно снижает стоимость фьючерсных контрактов, что делает его невыгодным для участников торгов, снимающихся с аукциона. В конце аукциона второй претендент предложит немного меньше, чем НКМК. Таким образом, есть два подходящих кандидата, чьи предложения передаются на рассмотрение спонсору. Первоначальное предложение будет сочтено неадекватным, а предложение о создании совместного предприятия, которое не было признано успешным, будет немного ниже, чем предложение НКМК. В результате клиент вынужден заключить договор с другой стороной, которая не является лучшим участником торгов и не предлагает лучшую цену;
- Некоторые контракты заключаются до начала торгов. Компании, работающие на одном рынке, соглашаются не участвовать в одной и той же заявке. Они просто делят рынок между своими регионами;
- В большинстве случаев сам клиент будет участником процесса.
Сам заказчик часто становится участником:
- Манипуляция тендерной документацией, чтобы «случайно» выбранные компании не нарушили условия намеренно;
- На этапе торгов требуется ограничение, чтобы обойти ненужные компании по необоснованным причинам.

Признаки картельного соглашения
Планы взаимодействия с заговорами пользуются успехом, а их передвижения часто не понятны иностранцам. Если появится какой-либо из этих признаков, покупателя можно заподозрить в сговоре с участником торгов:
- Поскольку это особая характеристика, которую предпочитают клиенты, очень важно обращать внимание на требования или комбинации требований, которые могут объективно соответствовать только одной компании;
- Документы для торгов написаны глянцевым шрифтом и содержат множество предложений, но веских доказательств нет, а торги — непростая задача;
- Слишком мало НМЦК-расчетов, вызывающих серьезный недостаток интереса со стороны соискателей и не участвующих в процессе;
- Заказчики высказали предположение о сложности условий производительности, например о слишком коротких сроках выполнения. Это часто происходит потому, что клиент уже отправил товар и пытается решить проблему, используя формальные процедуры.
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Если вы подозреваете поведение картеля в государственном контракте, вы можете отслеживать поведение поставщика:
- Поведение игрока — странное и отрицательное решение;
- В начале процесса значительное снижение НМЦК — признак «тарана»;
- Игроки в одной группе переходят из одной группы в другую;
- Честные кандидаты абсолютно исключены.
Антимонопольное законодательство — одна из основных политик правительства, и российские регулирующие органы осознают это. В частности, ищутся инициативы по усилению борьбы, такие как создание цифровых реестров картелей. Компании из этого списка не смогут участвовать в государственных торгах. Картели не являются особой проблемой в России, но для борьбы с картелями на иностранных торгах были созданы специальные правительственные агентства, такие как Федеральное агентство по картелям, например, в Германии.
Антимонопольное соглашение в госзакупках
Для обеспечения наиболее рационального использования бюджетных средств в России действует система государственных закупок, которая основана на конкуренции. Согласно статье 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», картельным признается соглашение между конкурентами, если оно направлено на:
- Установление или поддержание цен;
- Снижение или ограничение производства;
- Разделение товарного рынка по территориальному принципу или по составу участников;
- Отказ от заключения договоров с определенными поставщиками или клиентами.
Примеры и практика
Примеры картельных сговоров в государственных закупках включают:
- Сговор по поддержанию цен: Компании договариваются не снижать цену на торгах ниже определенного уровня, что противоречит одной из целей системы торгов — экономии бюджетных средств.
- Схема «Таран»: Первый участник значительно снижает цену на начальном этапе торгов, создавая условия, при которых дальнейшее участие становится невыгодным для других претендентов. В результате остается лишь один участник, предложивший цену чуть ниже начальной. Пример: Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа 4 июля 2019 года по делу А10-3052/2018 признал такой аукцион недействительным, так как было доказано, что участники действовали в сговоре.
- Разделение рынка: Компании договариваются не участвовать в одних и тех же тендерах, разделяя рынок по территориальному принципу или по конкретным закупкам.
- Сговор с заказчиком: Заказчик формирует тендерную документацию таким образом, чтобы обеспечить победу определенной компании, исключая других потенциальных участников.

Штрафы за картельный сговор
Вид санкции | Содержание |
Административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ | Сотрудникам, нарушившим такие нарушения, грозит штраф или дисквалификация в размере от 20 000 до 50 000 рублей на срок до 3 лет. -Корпоративный-От 1/10 до 1/2 НТМК. Однако вы будете оштрафованы не менее чем на 100 000 рублей. |
Уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника повлекли крупный или особо крупный ущерб. | Наказания за соглашение об ограничении конкуренции — до 6 лет лишения свободы, до 5 лет условно, до 3 лет запрета на работу, 1-3 года запрета на гос. должность и до 1 миллиона рублей штрафа. Если ущерб серьезный, но срок давности картеля составляет 2 года с даты совершения преступления, также до 6 лет, если ущерб серьезный. |
Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Что делать, если столкнулись с антимонопольным сговором?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России является первым государственным органом, рассматривающим дела о картелях и имеющим прямые полномочия по применению антимонопольного законодательства. Жалобы в суд могут подаваться только после того, как жалоба рассмотрена в ФАС.
Если вы подозреваете картельный сговор, следует внимательно проанализировать поведение участников торгов до и после закупочной процедуры, обращая особое внимание на так называемые «повторяющиеся» компании, которые регулярно участвуют в торгах вместе.
Например, 4 июля 2019 года Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа признал конкурс по А10-3052 / 2018 недействительным, поскольку в нем используется система блокировки.
Претендент подал иск в суд, утверждая, что другие претенденты согласились во время аукциона. Суд постановил, что оба участника снизили цены более чем на 90%, что выглядело как конкуренция. Предложение было намеренно составлено с ошибкой, и поставщик его отклонил. Как и было запланировано, наивысшую награду получил третий участник торгов.
Для доказательства вины суд рассмотрит как прямые, так и косвенные доказательства. Например, в случае антимонопольного законодательства виновными являются:
- Записи компаний-участниц хранятся в офисах других компаний-участниц;
- Подтверждение перевода между компаниями;
- Использование того же IP-адреса.
Ограничительные соглашения приостановили развитие рынка. У организаций нет стимула инвестировать в инновации, если ожидается, что рыночные цены останутся высокими.
Об обнаруженном картеле будет сообщено в ФАС:
- Официальные жалобы необходимо подавать в письменной форме, по почте или непосредственно в Секретариат ФАС. Особых требований к жалобам нет, но вы должны иметь возможность идентифицировать получателя (заявителя), выявить факты и утверждения и приложить дополнительный документ;
- Это корректирующее действие считается формальным.

Чтобы получить консультацию юриста по 44-ФЗ и 223-ФЗ -заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78
Образец жалобы на сговор в ФАС

Скачать образец жалобы в ФАС на антимоноольный сговор:
