В РНП (реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей) уполномоченный на это орган по инициативе заявителя (или нескольких заявителей) может внести данные об участниках сферы закупок товаров, работ или услуг, которые уклоняются от правил «игры». Этот орган — Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Основная задача процедуры — признание конкретного участника указанной сферы недобросовестным с целью ограничить его деятельность и исключить вероятность повторного «отклоняющегося» поведения. Иными словами, все сводится к тому, чтобы исключить вероятность того, что «уклонист» и в будущем станет нарушать законодательные нормы.
В материале публикации рассказываем, когда и на каких основаниях возможным становится включение в реестр недобросовестных подрядчиков (исполнителей, поставщиков) участников закупок, «играющих» не по общепринятым правилам. Также описываем порядок процедуры, говорим о том, какие документы нужно включить в минимально необходимый пакет и не только.
Основания для включения
Сразу следует отметить, что не является основанием для включения в реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, поставщиков ситуация, когда договор в сфере закупок на контрактной основе расторгнут по обоюдному согласию сторон. Ни положениями №44-ФЗ, ни положениями №223-ФЗ указанный случай не рассматривается причиной или же основанием для включения участника закупок в РНП.
Нельзя вносить в перечень (реестр) информацию о якобы недобросовестном поставщике (или другом субъекте из перечня указанных), если расторжение контракта — результат спора в Третейском суде. Необходимым является решение арбитража.
Далее рассказываем, какие есть основания по №44-ФЗ, а также по №223-ФЗ.
По №44-ФЗ
С опорой на положения части 2 статьи 104 указанного федерального закона можно говорить, что включить информацию о недобросовестном участнике закупочной деятельности в реестр можно при условии:
- если он уклоняется от заключения договора в рамках контрактной системы;
- что договор расторгнут по решению суда, если есть доказательство фактов того, что условия, прописанные в контракте, нарушены;
- одностороннего отказа заказчика от соблюдения условий контракта по причине нарушений со стороны исполнителя (или поставщика, или подрядчика).
По №223-ФЗ
Здесь все точно так же, как и в случае с №44-ФЗ. Однако есть нюанс
В №223-ФЗ основание — расторжение договора по решению суда. №44-ФЗ, что выгодно для заказчиков работ или услуг, товаров, дает им своего рода инструмент для защиты прав. Речь о возможности расторгнуть договор в одностороннем порядке. Однако последнее возможно только при наличии хотя бы одного из указанных в предыдущем разделе оснований.
Порядок включения в РНП
В данном разделе рассматриваем порядок внесения информации в РНП. Представим данные в виде отдельных пунктов или же шагов (этапов).
Подготовка документов в ФАС
Данный шаг сводится к подготовке письменного обращения к сотрудникам Федеральной антимонопольной службы. Текст его должен содержать:
- сведения, соответствующие положениям части 3 статьи 104 №44-ФЗ или аналогичного раздела №223-ФЗ;
- указание на приложенные к письму документы.
Что включить в пакет документов? Все, что может быть рассмотрено в качестве основания для того, чтобы внести информацию об участнике закупок, показавшем себя не с лучшей стороны, в реестр.
Если заказчик документально не обосновывает факт недобросовестности исполнителя или поставщика, сотрудники ФАС могут не рассматривать заявление, то есть не обрабатывать запрос.
Передача документов в ФАС
Подать документы можно:
- традиционно, то есть на бумаге. Варианты: почта, личный визит в территориальный орган ФАС (найти адрес ближайшего территориального подразделения можно на сайте управления службы);
- онлайн. Речь об электронном формате. Для этого необходимо выпустить и использовать электронную подпись.
Подать заявление необходимо в период не позднее чем 3 дня после того, как было обнаружено основание или причина из тех, которые были указаны ранее с опорой на положения №44-ФЗ и №223-ФЗ.
Получение уведомления о заседании
Если заявление одобрят, вам предстоит заседание. Сначала вы получите уведомление. Порядок уведомления не регламентирован, но ответ от ФАС должен быть дан в течение 5 рабочих дней после подачи и регистрации заявления.
Рассчитывать стоит на обработку обращения в период до восьми рабочих дней.
Уведомление будет опубликовано на сайте антимонопольной службы. Проверить его наличие можно в разделе «База решений и правовых актов».
Исполнитель, подрядчик или поставщик — не имеет значения — имеет право предоставить возражения.
Участие в заседании
Участвовать в заседании могут и заказчики, и их «партнеры». Рассмотрение материалов проходит в несколько этапов:
- Специально сформированной комиссией будут изучены документы, подготовленные заказчиком, а также бумаги, предоставленные другой стороной спора.
- Далее последует приглашение в адрес заказчика кратко изложить свое видение ситуации.
- Следующий шаг — приглашение «ответчика» сделать то же.
- Дискуссия, совещание (члены комиссии удаляются, чтобы провести последнее).
- Решение.
Получаем решение
Включение в РНП информации о недобросовестном участнике закупок возможно при условии, что специально сформированная комиссия в лице ее членов примет положительное решение, то есть согласиться с доводами и аргументами заказчика. В ином случае заявителю откажут.
Копии решения отправят заказчику и «обвиняемому». Срок — не более чем 3 рабочих дня после заседания.
Последствия включения в РНП
После внесения участника закупок в реестр недобросовестных поставщиков наступают последствия.
Отметим, что существует 2 реестра. Один «работает» по №44-ФЗ, второй же по №223-ФЗ. Первым руководствуются преимущественно казенные учреждения, органы власти. Второй законодатель посвятил юридическим лицам, в том числе с долей участия государства.
Последствия такие:
- невозможность недобросовестного «игрока» участвовать в закупках;
- есть вероятность того, что вменят обязанность по уплате пеней, штрафов, по покрытию убытков, с которыми столкнулся заявитель.