Новости тендерного сопровождения

Как запрашивать разъяснения у заказчика?

Электронные торги давно и прочно вошли в жизнь. Значительная часть товаров и услуг закупается на аукционах и тендерах. В первую очередь это касается государственных структур, муниципальных предприятий и организаций, учреждений образования и здравоохранения.

И, как показывает практика, очень часто закупочная документация содержит пробелы, указываются противоречащие друг другу требования. Или потенциальный исполнитель хочет получить информацию из первых рук, почему торги завершились тем или иным образом, почему его заявка была отклонена.

Для разрешения всех вышеперечисленных ситуаций на законодательном уровне разработан такой документ, как запрос к Заказчику. От того, насколько грамотно составлен запрос, зависит не только ответ покупателя, но зачастую и общий исход торгов.

Данная статья посвящена формированию запросов, их типам и срокам подачи.

Существующие виды запросов на получение разъяснений в соответствии с ФЗ-44

05.04.2013 года в России в законную силу вступил ФЗ-44, регулирующий заключение контрактов на право поставок товаров и услуг государственным и муниципальным предприятиям. В данном документе перечислены возможные виды запросов.

От поставщика может поступить:

  • Запрос с требованием разъяснить положения, указанные в документации по тендеру. Правом формировать подобные запросы наделены все участники в течение времени, отведенного на подачу заявок на участие.
  • Запрос с требованием разъяснить, почему комиссия приняла то или иное решение по торгам. Данный документ можно сформировать уже после того, как в ЕИС будет размещен протокол с итогами торгов. Важно: правом формировать подобные запросы наделяются только те организации, которые подавали заявки на участие в торгах.

Следует отметить, что не по любой процедуре торгов может быть подан соответствующий запрос. Отличаются и сроки подачи запросов, и их формы.

По какой причине исполнитель имеет право подать запрос?

Наиболее часто запросы подаются по следующим причинам:

  • Документы, техзадание содержат либо заведомые ошибки, либо опечатки, искажающие смысл текста.
  • Содержимое документации противоречит действующему законодательству.
  • Покупатель не включил в документацию важные требования, например, к закупаемому товару.
  • Выполнение всех предъявляемых к товарам требований физически невозможно или не имеет смысла.
  • Критерии отбора товаров или услуг лишены конкретики, расплывчаты. На основании приведенных данных невозможно однозначно идентифицировать, что же планирует купить заказчик: яхту или сантехнику.
  • Покупатель внес в документацию требования, изначально ограничивающие количество участников, отдающие явное предпочтение кому-то одному.

Если торги уже прошли, то среди наиболее частых причин подачи запросов можно выделить следующие:

  • Заявка участника отклонена под надуманным предлогом, без надлежащих оснований.
  • При отклонении заявки потенциального исполнителя вообще не указана причина.
  • В процессе электронных торгов произошел сбой, что сделало невозможным участие исполнителей.
  • В процессе оценки заявок допущены ошибки в расчетах.

Сколько дней дается на подачу запроса?

Точные сроки подачи запросов определяются типом торгов.

  1. Открытый конкурс. В данном случае стоит исходить из положений ч. 7 ст. 50 ФЗ-44. Запрос не будет принят к рассмотрению, если с момента его подачи до окончания срока поступления заявок осталось менее 5 (пяти) дней.

В свою очередь покупателю на формирование ответа отводится 2 (два) рабочих дня. Форма — на выбор: стандартное письмо или электронный формат.

Еще 1 (один) день дается покупателю на то чтобы сформулированный ответ разместить в ЕИС для всех участников данных торгов. В соответствии с ч. 8. ст. 50 ФЗ-44 в системе размещается и запрос, и ответ на него. Запрещена только публикация данных участника, запросившего разъяснения.

Если торги завершены, каждому участнику дается 2 (два) рабочих дня на то, чтобы сформулировать и направить покупателю запрос с требованием разъяснить, почему было принято то или иное решение. Форму подачи запроса выбирает участник торгов (ч. 13 ст. 50 ФЗ-44).

Важно: заказчик обязан ответить на такой запрос, но не должен размещать его в ЕИС.

  1. Электронный аукцион. В этом случае для подачи запроса необходимо иметь аккредитацию на той электронной площадке, где проходит данный конкретный аукцион. И направляется запрос не конкретно заказчику, а на адрес площадки. Крайний срок приемки запросов — 3 дня до момента, когда будет закрыт прием заявок. Данное правило прописано в ч. 3 ст. 65 ФЗ-44.

Важно: помимо того, что получателем запросов является ЭТП, а не заказчик, еще и ограничивается количество запросов от одного участника — не более 3 (трех)! В свою очередь, оператору площадки на то, чтобы передать запрос покупателю, дается 1 (один) час.

Заказчику на формирование ответа и размещение его в ЕИС дается 2 (два) дня. Данные участника, подавшего запрос, разглашению не подлежат.

Важно: поставщики, желающие отсрочить или иным образом оспорить результаты торгов, стараются подать запрос в пятницу. При этом заказчик обязан разместить разъяснения не позднее воскресения. Если ответа не будет, исполнитель готовит жалобу в ФАС и оспаривает результаты торгов.

Некоторые изменения в установленном порядке возможны, если срок подачи запросов истекает в выходной день. В этом случае заказчик обязан принять к рассмотрению и те запросы, что будут поданы в ближайший рабочий день. Такая позиция была высказана Минэкономразвития в Письме № Д28и-2882 от 31.12.2014 года.

Порядок отправки запросов и получения ответов по итогам торгов аналогичен тому, что предусмотрен для открытых торгов и регулируется ч. 13. ст. 53 ФЗ-44. На подготовку ответа оператору ЭТП дается 2 рабочих дня. Размещение в ЕИС не предусмотрено.

  1. Запрос котировок и предложений. В данном случае ФЗ-44 не предусматривает для участников возможность подачи запросов по какому-либо поводу.

Если покупатель запрашивает котировки, то он не обязан размещать в ЕИС полную информацию, касающуюся проведения закупок. Соответственно, исполнители не могут подавать запросы, требуя разъяснить закупочную документацию.

Но никто не может запретить участнику подать запрос и потребовать разъяснить, почему приняты именно такие результаты по торгам. Это можно сделать после того, как в ЕИС будет размещен протокол рассмотрения заявок. Процедура подачи подобных запросов регулируется ч. 10 ст. 78 ФЗ-44. Заказчику на подготовку и отправку ответа отводится 2 (два) рабочих дня.

Важно: и запрос, и ответ можно сформировать в виде обычного или электронного документа.

Не менее важно: даже при запросе котировок у потенциальных исполнителей могут возникать вопросы, касающиеся закупочной документации. Но что делать, если подача запросов официально не предусмотрена?

В этом случае остается только налаживать личные контакты. В документации к торгам всегда указывается телефон контактного лица заказчика. Но важно помнить, что любые переговоры между заказчиками и исполнителями запрещены. Соответственно, представитель заказчика имеет полное право не отвечать по телефону на заданные вопросы. И этим часто пользуются те, кто уже наметил определенного поставщика и не хочет, чтобы кто-то другой составил ему конкуренцию.

Если вы полагаете, что документация содержит ошибки или преднамеренное искажение информации, заказчик не желает отвечать на заданные вопросы, никто не лишает права подать жалобу в ФАС.

  1. Закрытый аукцион или торги. Если заказчик по различным причинам проводит торги в закрытом формате, исполнители лишаются возможности подавать запросы по электронной почте. Так же заказчик, сформулировав ответ, не имеет права размещать его содержимое в ЕИС.

В то же время разъяснения и поступившие запросы должны быть доведены до всех потенциальных участников торгов в стандартной печатной форме. От кого поступило требование о даче разъяснений, не указывается.

Подавать запросы и получать ответы на них в случае проведения закрытого аукциона следует в те же сроки, что и при проведении обычных открытых торгов.

Как готовится запрос на получение разъяснений от заказчика?

При подготовке запроса, чтобы не допускать ошибок, лучше следовать алгоритму, приведенному ниже:

  1. Изучаем документацию по торгам.
  2. Если что-то непонятно, требует дополнительных объяснений, заполняется запрос. Заказчик имеет право предложить свою форму. Если ее нет — в свободном виде. Можно использовать фирменный бланк организации. На документе в обязательном порядке ставятся печать организации и подпись руководителя или иного уполномоченного лица. В последнем случае требуется доверенность, оформленная должным образом.
  3. Запрос передается заказчику. Для этого можно использовать обычную или электронную почту, сервис ЭТП.

После этого остается только дождаться ответа от покупателя и убедиться, что получена именно нужная информация. Если нет, можно готовить жалобу в ФАС. Но это — тема отдельной статьи.

Советы для тех, кто подает запросы и хочет получить разъяснения от заказчика

Приведем несколько советов для тех, кто только начинает свой путь в электронной торговле и еще не имеет достаточного опыта:

  1. Сначала прочитайте всю документацию полностью. Не стоит писать отдельный запрос на каждую непонятную букву. Лучше изучить все и составить общий документ. В противном случае, пока вы будете ждать ответа на каждый запрос, пройдет время подачи заявок.
  2. Все вопросы должны быть сформулированы предельно точно. Нельзя оставлять заказчику «лазейки» для формирования двусмысленных ответов. По возможности формируйте вопросы так, чтобы покупатель мог ответить только или «ДА», или «НЕТ». Никаких «МОЖЕТ БЫТЬ». Если полагаете, что при формировании документации нарушено законодательство, точно указывайте место нарушения и нормативный акт, положения которого нарушены.
  3. Если заказчик приложил к документации определенную форму для подачи запросов, используйте ее. Это покажет покупателю, что вы серьезно относитесь к торгам, изучили всю предложенную документацию, а не только то, что вам интересно.

При выборе формы подачи запроса стоит учитывать требования заказчика. Некоторые не возражают, если им будет направлена просто скан-копия бумажного документа. Другие требуют обязательного заверения ЭЦП. В качестве обоснования приводят Письмо, изданное Минэкономразвития № 10073-ЕЕ/Д28и от 06.05.2014 года. Если заказчик ссылается на этот документ, можно напомнить ему, что речь в нем идет не о запросах, а о жалобах в ФАС.

  1. Не пишите запросы на каждую мелочь. Законодательно исполнителю дается не более 3-х возможностей задать интересующие вопросы заказчику. Лучше формировать запросы после того, как вся документация прочитана и проанализирована.
  2. При формировании запросов важно помнить о сроках, в том числе, подачи заявок. Если прислать запрос после того, как отведенный срок истек, заказчик его просто проигнорирует.
  3. Если заказчик выбрал для проведения торгов запрос котировок, исполнитель лишается права подавать официальные запросы. Если же в документации есть непонятные места и явные нарушения федерального законодательства, разрешить ситуацию поможет жалоба в ФАС.
  4. Не отказывайтесь от подачи запросов. Если есть непонятные моменты, не стоит отказываться от возможности получить разъяснения. Не стоит и ждать, когда кто-то другой задаст тот же самый вопрос. Есть сомнения, спрашивайте.

Как заказчик будет наказан за отказ от дачи разъяснений?

Заказчик, получив запрос от исполнителя, обязан в установленные законодательно сроки дать на него ответ. Если это не произошло, можно подавать жалобу в ФАС. Если говорить о конкретных наказаниях, необходимо вспомнить ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ. В ней прописаны штрафы для нарушителей:

  • Должностное лицо, не пожелавшее или не успевшее ответить на запрос, заплатит в виде штрафа 15 тысяч рублей.
  • Если будет доказана вина юридического лица, сумма штрафа возрастет до 50 тысяч рублей.

Важно подчеркнуть, что наказать могут и конкретного человека, и организацию. Одно не исключает другое.

Как запрашивать разъяснения по ФЗ-223?

Первая часть статьи была посвящена подаче запросов по ФЗ-44. Как же поступать тем, кто участвует в торгах по ФЗ-223?

Федеральный Закон ФЗ-223 предусматривает, что каждый заказчик самостоятельно формирует Положение о закупках. Соответственно, он сам устанавливает порядок подачи запросов и формирования ответов на них. Он же определяет, как должен выглядеть запрос, и в какой форме подается.

Стоит отметить, что очень многие, работающие по ФЗ-223, придерживаются того же порядка, что прописан в ФЗ-44.

Напоследок

В данной статье мы рассмотрели ситуации, при наступлении которых исполнитель имеет право подать запрос и потребовать от заказчика предоставления разъяснений. Мы выяснили, а какие сроки можно и нужно подавать запросы и сколько стоит ждать отчета от покупателя.

Надеемся, наша информация будет для вас полезна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *