Минтранс обязал заказчиков, осуществляющих госзакупки в дорожной отрасли, включить в проекты контрактов условия, исключающие изменения стоимости работ, если они завершаются раньше, чем ожидалось.
Изменения в типовых условиях контрактов на строительство и ремонт дорог
27.10.2021 на портале правовой информации Минтранс опубликовал Приказ № 276 от 17.08.2021, который изменяет типовые условия контрактов на выполнение строительных работ (реконструкции), капитальный ремонт, ремонт автодорог, искусственных дорожных сооружений, которые утверждены Приказом Минтранса № 37 от 05.02.2019.
Типовые условия, которые придется включить в проекты контрактов на строительство и ремонт дорог
После вступления в силу типовых условий заказчик должен будет включать во все проекты контрактов на строительство (реконструкцию), капремонт, ремонт автодорог, искусственных дорожных сооружений следующие условие:
Почему было принято решение изменить типовые условия контракта по строительству и ремонту дорог?
Приказ № 276 от 17.08.2021 разработан по итогам совещаний в правительстве с участием представителей Счетной палаты, Минфина, Минстроя и Минтранса. На этих встречах установлено, что вопрос «деиндексации», т. е. исключение из цены госконтракта индексов-дефляторов, учитывающих инфляционные процессы будущих периодов времени, нормативно не урегулирован. Из-за этого для дорожной отрасли решили включить в госконтракты нормы, которые исключают изменение стоимости работ, если они досрочно завершены.
Дело в том, что в п. 8 порядка определения НМЦК в строительной сфере при определении начальной цены используют индексы-дефляторы Минэкономразвития по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозные индексы инфляции, которые установлены региональными властями, если закупки проводятся за счет средств бюджета субъекта. Индексы прогнозной инфляции применяются для пересчета сметной стоимости строительства из уровня цен на дату определения НМЦК в уровень цен соответствующего периода реализации проекта. Эти индексы рассчитываются как среднее арифметическое между индексами прогнозной инфляции на даты начала и окончания работ.
А заказчики, когда определяют НМЦК сроков исполнения госконтракта не всегда принимают их в соответствии со сроками выполнения работ, установленными проектной документацией, т. к. сроки выполнения работ из проектной документации определяются на основании максимально допустимой продолжительности строительства новых и расширения действующих предприятий, их очередей, пусковых комплексов, сооружений и зданий производственного и непроизводственного назначения в рамках положений СНиП 1.04.03-85* «Нормы продолжительности строительства и задела в строительстве предприятий, зданий и сооружений».
Получается, что при определении сроков исполнения госконтракта используется информация о сроках выделения бюджетных ассигнований на государственные капитальные вложения. А сроки выделения бюджетных ассигнований на государственные капитальные вложения часто превышают нормативный срок строительства, из-за этого при определении НМЦК используется больший срок исполнения контракта, чем нормативный срок строительства.
В этом случае формируется НМЦК в абсолютном выражении больше, чем если бы ее определяли с использованием нормативного срока. Но в номинальном выражении величины равны.
Еще необходимо учитывать, что в процессе реализации госконтрактов у заказчиков формируются резервы средств (за счет реализации иных объектов, доппоступлений из бюджетной системы и т. д.), которые могут быть направлены на ускорение строительства, досрочный ввод объектов и, соответственно, досрочное достижение целей строительства.
Но позиция Счетной палаты сводится к тому, что в таких случаях из-за методики определения НМЦК требуется «деиндексация».
Такое положение вещей демотивирует исполнителей госконтрактов, т. к. как они не заинтересованы в досрочном вводе объектов. Учитывая свободу воли в вопросе условий договоров, исполнители госконтрактов не идут на заключение с заказчиками допсоглашений, которые предусматривают досрочное выполнение работ при «деиндексации» цены контракта.
Поэтому решили провести совещания с представителями Счетной палаты, Минфина, Минстроя и Минтранса и приняли решение изменить Приказ Минтранса № 37 от 05.02.2019.