Если цена контракта небольшая, какой смысл участвовать и в чем тогда «выхлоп», когда любой тендер требует подготовки, времени и сил. В статье разбираемся, чем могут быть привлекательны закупки с начальной ценой до 50 тыс. рублей.
Увеличивается число недорогих закупок
Закупки с минимальной начальной ценой (НМЦ) в основном свойственны для госзаказа: в 2021 году закупок с НМЦ до 50 тыс. рублей по 44-ФЗ было более одного миллиона, а по 223-ФЗ — немногим более 134 тысяч.
Госзаказчики обязаны отчитываться за потраченные бюджетные деньги, поэтому даже при маленьких закупочных объемах они проводят тендеры.
Рост количества недорогих закупок косвенно может быть связан с мерами по привлечению в торги малого и среднего бизнеса: увеличиваются льготы, создаются специализированные площадки (электронные магазины, маркетплейсы), на которых можно быстро и удобно проводить некрупные сделки.
Почему стоит участвовать в недорогих закупках
Необходимость в небольших закупках со стороны заказчиков понятна, но зачем они поставщикам? Выделим три основные причины.
Рентабельность
Одна недорогая закупка сама по себе прибыли не принесет, но регулярное участие в таких тендерах может быть стабильным или дополнительным каналом продаж. Чтобы участвовать в тендерах, не обязательно быть крупной фирмой и иметь большой штат. Проанализируйте рынок, выберите конкурентную нишу и выработайте стратегию в торгах.
Отрасль | Кол-во закупок, ед. | Место |
Фармацевтика | 127 328 | 1 |
Коммунальные услуги | 90 992 | 2 |
Образовательные услуги | 61 517 | 3 |
Аппаратура медицинская | 46 780 | 4 |
Энергетика | 40 874 | 5 |
Бумага, канцтовары, офисное оборудование | 36 571 | 6 |
Услуги электросвязи | 28 426 | 7 |
Прочее (услуги) | 24 969 | 8 |
Оборудование и материалы | 18 998 | 9 |
Недвижимость | 18 617 | 10 |
В недорогих закупках поставщики зарабатывают не на разовых контрактах, а за счет большого количества участий и побед. Поставщиками часто выступают индивидуальные предприниматели (ИП). Для них тендеры — стабильный канал сбыта продукции, зачастую это единственный рынок для реализации их товаров и услуг.
Преимущества такой стратегии понятны:
- Меньше затрат на организацию тендерной деятельности: не нужно создавать специальный отдел, не обязательно тратиться на рекламу и продвижение товара.
- Гарантия оплаты: госзаказчики не могут не заплатить по контракту. Сейчас срок оплаты по общему правилу составляет 15 рабочих дней, малому бизнесу исполненные контракты оплачиваются быстрее — за 10 рабочих дней.
- Удобство планирования: заказчики публикуют планы-графики, можно прикинуть участие в будущих тендерах на длительный период и готовиться к ним заранее.
Любопытно и распределение маленьких закупок по регионам:
Регион | Количество закупок, ед. | Место |
Москва | 105 838 | 1 |
Московская область | 67 107 | 2 |
Санкт-Петербург | 52 162 | 3 |
Новосибирская область | 35 853 | 4 |
Краснодарский край | 34 627 | 5 |
Челябинская область | 32 611 | 6 |
Республика Башкортостан | 25 781 | 7 |
Ростовская область | 25 441 | 8 |
Красноярский край | 25 068 | 9 |
Республика Татарстан | 24 470 | 10 |
Работа на репутацию и опыт
Целью участия в закупке может быть не только прибыль в текущий момент, но и приобретение опыта. Иногда участники снижаются в торгах до предела, заранее зная, что на исполнении этого контракта они не заработают. Это работа на перспективу: опыт исполнения контрактов поможет в будущем подтвердить квалификацию и надежность в более дорогих закупках.
Разберем несколько ситуаций, в которых участники могут подтвердить свою квалификацию исполнением небольших контрактов и получить определенные преимущества:
- Среди критериев оценки заявки в конкурсах по 44-ФЗ и 223-ФЗ часто фигурирует опыт исполненных контрактов или договоров по похожим сделкам.
- В случаях демпинга (ст. 37 44-ФЗ), когда кто-то из игроков снижает цену на 25% и более, обязательное обеспечение, указанное в извещении, увеличивается в полтора раза. Но если этот участник за последние три года исполнил без неустоек три и более контрактов, он может внести стандартное обеспечение — для него оно не увеличится.
Представители малого бизнеса и некоммерческие организации могут вовсе не обеспечивать контракт в тендерах по 44-ФЗ, если подтвердят успешный опыт работы с госзаказчиками. Для этого должны соблюдаться три условия:
- В реестре контрактов в ЕИС есть хотя бы три контракта, которые исполнены за три года до даты подачи заявки.
- Сумма трех контрактов должна быть быть не меньше НМЦ текущей закупки.
- Контракты исполнены без штрафов и неустоек.
Выход на определенного заказчика
Часто поставщики участвуют в недорогих закупках, чтобы выйти на определенного заказчика и наладить работу с крупными компаниями. На первых этапах они заключают с этими заказчиками небольшие контракты или договоры с целью зарекомендовать себя как надежного и добросовестного поставщика. Если опыт успешен, заказчики могут предлагать прямые контракты и на более крупные суммы.
Эта стратегия надежна и безопасна, особенно для выхода на рынок закупок: браться за сложные и дорогие закупки новичкам рискованно. Но у такого подхода есть и минус: результата придется ждать долго. Компаниям с небольшим оборотом на старте в торгах желательно иметь основной канал сбыта, не связанный с закупками, а тендеры воспринимать как дополнительный источник дохода.
Маленькая цена закупки не означает, что подготовка к участию будет проще и дешевле: как и в других тендерах, здесь нужно время на оформление заявки, анализ рентабельности и изучение документов. Но участие в таких закупках несет определенные выгоды: они могут послужить хорошим плацдармом для развития нового направления и увеличения оборота компании, помогут накопить опыт для участия в дорогих тендерах или выстроить длительное и плодотворное сотрудничество с крупными заказчиками.