Самые популярные виды закупок по 44-ФЗ

Полезные статьи

По закону 44-ФЗ не слишком много выбора у заказчика, каким способом производить закупку, однако он все-таки есть. При этом заказчики отдают предпочтение одним процедурам, тогда как другие применяется достаточно редко. От чего же зависит этот выбор? В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.

Наиболее популярные способы закупок

Самые востребованные способы закупок:

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

Распространенные способы определения поставщика

Сравнивать популярность всех способов закупки не совсем верно, так как в некоторых случаях, установленных в законе 44-ФЗ, заказчик просто обязан применять ту или иную процедуру, иначе ему грозит административная ответственность. Каждый из способов может быть выбрана лишь в случае, если закупка удовлетворяет определенным требованиям. Тем не менее по статистике чаще всего заказчики объявляют электронный аукцион, запрос котировок или открытый конкурс. Также большой популярностью пользуется закупка у единственного поставщика.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Закупка у единственного поставщика, когда ее можно выбрать?

Если цена незначительна, закупка у единственного поставщика будет наиболее удобна для заказчиков. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

В каких случаях можно выбирать неконкурентную закупку?

Неконкурентная процедура имеет ряд преимуществ: быстрое получение необходимого товара (работы, услуги), возможность работы с проверенным поставщиком, экономия средств на подготовку закупочной процедуры. Из минусов отметим отсутствие конкуренции, а значит, и возможности получить наилучшие условия контракта, а также высокий риск дополнительного внимания со стороны проверяющих органов.

Когда речь идет о небольших суммах, заказчику часто выгодно не проводить конкурентную процедуру, а осуществить закупку у единственного поставщика. Закон 44-ФЗ разрешает это при условии, что сумма каждой закупки не более 100 тыс. рублей. При этом существуют дополнительные условия, которые должны исполняться — они связаны с долей таких процедур в совокупном годовом объеме закупок. Перечень разрешенных закупок у единственного поставщика содержится в пункте 1 статьи 93 закона 44-ФЗ.

Электронный аукцион, когда стоит выбирать этот способ?

Неоспоримые преимущества электронного аукциона заключаются в следующем:

  • организационные моменты берет на себя оператор торговой площадки;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки;
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика.

Но этот способ определения поставщика не лишен и недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Это самая прозрачная и формализованная процедура, к тому же наиболее выгодная для заказчика с точки зрения получения лучшей цены. Неудивительно, что электронный аукцион является наиболее популярной процедурой закупки. Существует перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р, товары, работы и услуги из которого можно закупать только через электронный аукцион. Кроме того, заказчик может самостоятельно выбрать эту форму закупки, если закон запрещает ему закупить объект у единственного поставщика или через запрос котировок, и если решающим критерием выбора является цена, а не качество товара или квалификация исполнителей.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Когда стоит использовать способ запроса котировок?

Если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку, то запрос котировок будет наиболее удобным для заказчика способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг,

Быстрее всего произвести закупку с невысокой НМЦ контракта можно через запрос котировок. Закон 44-ФЗ ограничивает цену контракта, заключаемого через указанную процедуру, суммой 500 тыс. рублей. Также установлено ограничение на годовой объем осуществляемых таким образом закупок (часть 2 статьи 72 закона). Кроме того, нельзя проводить запрос котировок, если закон обязывает для приобретения необходимых заказчику товаров, работ или услуг применять другие способы определения поставщика, в том числе закрытые.

Во всех остальных случаях заказчик может с учетом требований части 2 статьи 72 проводить запрос котировок. Специалисты рекомендуют прибегать к этому способу для небольших по объему закупок объектов, не являющихся технически сложными.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Открытый конкурс, когда выбирать его?

Заказчик проводит закупки конкурентными способами, к которым относятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

В конкурсе победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Выбор участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта, проводится заказчиком на основании установленных им критериев оценки и сопоставления заявок участников.

В аукционе победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Подвидами открытого конкурса являются конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Каждый из них назначается в определенных случаях.

Чтобы получить консультацию в рамках тендерного сопровождения, заполните форму обратной связи или позвоните по номеру: 8 (800) 201-12-78

Когда стоит выбирать двухэтапный конкурс?

Этот тип закупки применяется при соблюдении следующих условий:

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Когда стоит выбирать конкурс с ограниченным участием?

При проведении конкурса с ограниченным участием к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в следующих случаях:

  • Если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев проведения конкурса с ограниченным участием утвержден в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089.
  • Выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

В каких случаях стоит выбрать способ запроса предложений?

Главное достоинство запроса предложений — более  короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Закупать через запрос предложений можно следующие объекты:

  • спортивные инвентарь, экипировку и оборудования для подготовки и участия спортсменов в Олимпийских и Паралимпийских играх;
  • изделия народных промыслов с зарегистрированными образцами;
  • услуги по лечению гражданина России в иностранном государстве;
  • лекарственные препараты для пациента по медпоказаниям (требуется решение врачебной комиссии);
  • товары, работы и услуги, которые необходимо закупить в случае расторжения контракта по части 9 статьи 95 закона 44-ФЗ;
  • товары, работы и услуги, которые необходимо закупить из-за того, что итоги повторного конкурса или электронного аукциона признали несостоявшимися;
  • товары, работы и услуги, закупаемые консульскими, дипломатическими и торговыми представительствами, а также прочими заказчиками, за пределами России для обеспечения своей деятельности (НМЦК до 15 млн рублей);
  • услуги по защите интересов России, закупаемые за ее пределами с привлечением адвокатов и экспертов.
Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий