10 основных ошибок поставщиков при участии в закупках

Полезные статьи

Стоит обязательно изучить и принимать во внимание трудности, которые могут возникнуть во время проведения торгов.

Регистрация в электронных магазинах, маркетплейсах

Около 80% регионов обращаются к дополнительным системам определения поставщика (порталам, магазинам, маркетплейсам).

Во время кризиса объемы закупок у единственного поставщика составили более 500 млн. руб. в месяц.

Объемы закупок, а также пределы сумм регулярно увеличиваются:

  • П. 4 ст. 93 – до 300 тыс. руб. Предел – не больше 5% от СГОЗ либо 2 млн. руб. (сегодня повышен до 600 тыс. руб. и 10% от СГОЗ);
  • П.5. ст. 93 – до 600 тыс. руб. Предел – не выше 50% от СГОЗ или 5 млн. руб.
1 ошибка поставщиков в закупках

Не все участники имеют регистрацию в электронных магазинах, маркетплейсах. В связи с чем отсутствует доступ к широкому рынку товаров, работ и услуг. Сегодня до 80% регионов отыгрывают свои малые закупки. Ранее их размер составлял до 100 000 руб., сегодня он поднялся до 300 000 руб., а по п. 5 ст. 93 до 600 000 руб.

Как правило, регионы обращаются к дополнительным информационным системам – электронным магазинам, реализуемым посредством электронных торговых площадок или без них.

Для федеральных органов исполнительной власти и некоторых учреждений, подведомственных им, разработан ЭТП «Березка», который является новой формой осуществления закупок. Ранее эта система использовалась добровольно, сегодня она уже становится обязательной.

Рынок товаров, работ и услуг в Москве достаточно широк. Этому поспособствовал самостоятельно разработанный портал поставщиков. В 2018 году объем закупок составил 800 млрд. рублей, а в кризисное время Москвы – свыше 500 млн. рублей. Учитывая действующие на территории РФ ограничения, государственный заказ можно считать уникальным инструментом для повышения объемов продаж.

В скором времени ожидается вступление в законную силу изменений в федеральном законодательстве, связанных с увеличением суммы закупок до 600 000 рублей. Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика обретет более гибкий характер.

Подача жалобы не является обязательной

Чтобы выяснить и конкретизировать условия аспектов документации о закупке, можно обратиться к функции запроса на разъяснение.

Как правило, поставщики, подрядчики, исполнители вправе делать запросы на разъяснение не позже, чем за 3 дня до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

Ответы (разъяснения) размещаются заказчиком с текстом вопроса в ЕИС в открытом доступе.

При этом в закупку могут вноситься изменения.

2 ошибка поставщиков в закупках

Отдельное внимание стоит уделить запросу на разъяснение. Это важнейший инструмент, применяемый в рамках любой закупки, который позволяет оставлять поставщиков неизвестными. Это означает, что стороны процедуры не знают, от кого поступил запрос. При этом сами поставщики видят не только вопросы, но и ответы на них.

Данный инструмент позволяет не подавать сразу же жалобу в ФАС, потому что заказчик вправе дать сначала ответ или конкретизировать вопрос.

С позиции 44-ФЗ суть документов не должна меняться ответом на запрос на разъяснение. К примеру, если запрос был сформирован в связи с тем, что в документации указаны сантиметры, а фактически на рынке представлены миллиметры. В таком случае заказчик не вправе просто сослаться на техническую ошибку, так как это поменяет суть документа. Поэтому ему следует внести в документацию соответствующие изменения.

Таким образом, запрос на разъяснение представляет собой особый инструмент, помогающий уточнить определенные моменты, возникающие в процессе осуществления закупок.

Формирование реестра участников, к которым предъявляются дополнительные требования

Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям”.

Предполагается ведение оператором электронной площадки реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке:

  • на площадке имеется реестр аккредитованных участников закупок с документами, созданный для разработанного Правительством перечня объектов закупок;
  • подача заявок на участие в закупках некоторых видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством предусмотрены особые требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (либо их копии) которых размещены оператором электронной площадки в реестре участников закупок, имеющих аккредитацию на электронной площадке.
3 ошибка поставщиков в закупках

Сегодня существуют так называемые реестры участников, создаваемые для каждой отдельной торговой площадки и соответствующие дополнительным требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства № 99. Эти реестры реализованы для каждой отдельной торговой площадки, единого реестра при этом не предусмотрено.

Перечень работ здесь достаточно широк, начиная от строительства, реконструкции, капитального ремонта. Перечень видов работ довольно широк. Например, он включает поставку пищевой продукции, организацию горячего питания, закупку услуг по перевозке и транспортировке несовершеннолетних и прочее.

Согласно имеющемуся расширенному перечню во второй части заявок не обязательно предоставлять документацию. В данном случае необходимо лишь наличие дополнительной аккредитации на электронной торговой площадке, где стороны закупок заблаговременно предоставляют необходимую документацию: контракты, акты выполненных работ, акты ввода в эксплуатацию (в строительстве), подтверждающие, что участник закупок имеет опыт по исполнению такого рода контрактов.

Этот реестр сегодня очень актуален, т.к. позволяет понять, по какому вектору движется и как развивается система. По заявлению Министерства финансов, такая своего рода дополнительная предквалификация будет применяться во всех отраслях при осуществлении закупок от определенной суммы (размер ее сейчас рассматривается).

Это, по сути, будущее в закупках, т.к. данный инструмент поспособствует устранению фирм-однодневок, не имеющих опыта в исполнении контактов, которые попросту не будут допущены к участию в процедуре.

Все это будет происходить автоматически – при истечении времени, отведенного для подачи заявок электронной площадкой, проверяется информация в отношении конкретного участника (наличие у него аккредитации, необходимых документов и т.д.). Заявки неаккредитованных участников будут отклонены, а остальные участники даже не будут этого знать.

Страну происхождения необходимо указывать

Страна происхождения товара указывается участником при подаче заявки не только при применении заказчиком актов об импортозамещении, но и в любых случаях закупок товаров, в том числе и тогда, когда товар предоставляется заказчику (используется) при выполнении работ, оказании услуг (кроме закупок, в которых техническим заданием является проектная документация).

Важные моменты:

  • Имеется техническая возможность в ЕИС для заказчиков;
  • Имеется техническая возможность на ЭТП для участников;
  • Страна выбирается по классификатору;
  • Данные вносятся в реестр контрактов и фиксируются при исполнении контрактов.
4 ошибка поставщиков в закупках

Этот момент очень важен, т.к. случаи обжалования в ФАС по данному вопросу встречаются все чаще. Это связано с последними изменениями в законодательстве, вступившими в законную силу в этому году.

Страну происхождения товара нужно обозначать в заявке не только в нормативных актах по импортозамещению, как это было ранее, но и при осуществлении закупок любых товаров, работ и услуг. Сейчас товары, работы и услуги закупаются в крупном объеме, и по всем ним необходимо указывать страну происхождения.

Помимо сказанного, заказчики теперь вносят эти сведения в реестр контрактов. Ранее Правительство могло отслеживать количество заявок и поданные предложения (имеется в виду страна происхождения) и видеть, какими странами в итоге заключены контракты.

Скорее всего, в следующем году можно будет увидеть первую аналитику по данному вопросу. Вероятно, регулирование в этой сфере улучшится, поэтому можно ожидать положительной динамики в данной области.

Такая техническая возможность уже присутствует в Единой информационной системе – электронная торговая площадка позволяет выбирать из списка стран по классификатору, в связи с чем страна происхождения обозначается в процессе исполнения контракта, когда подписаны акты приемки.

Установление запретов и ограничений в импортозамещении

5 ошибка поставщиков в закупках

По вопросам импортозамещения сегодня разработан перечень запретов и ограничений.

На данный момент изменениям подверглось большое количество нормативно-правовых актов: некоторые ранее действующие Постановления Правительства были отменены, а вместо них были разработаны новые.

Первый блок, которому нужно уделить внимание, это запреты. Постановление № 9 было заменено Постановление № 616, действующее не только в отношении промышленных товаров, но всего и изделий легкой промышленности, мебели, машиностроения.

Постоянным ужесточениям сегодня подвергается Постановление № 1236, применяемое в отношении программного обеспечения.

К числу новых законодательных актов относится Постановление № 1746, актуальное для поставщиков IT-оборудования.

К числу новых также относится Постановление № 617, объединившее положения обо всех промышленных товарах, бумажных, резиновых, пластмассовых, металлических изделиях, химической продукции, машинах и оборудовании, транспорте, музыкальных инструментах, спортивных площадках.

Все закупки, которые на сегодняшний день попадают под запреты, должны закупаться исключительно в РФ.

Что касается ограничений, здесь существует правило – если при наличии хотя бы трех заявок двое участников представляют российскую продукцию, а третий является иностранцем, то заявка последнего отклоняется.

Определение сбоев в процессе закупок

Существует специализированное программное обеспечение, необходимое для фиксации сбоев при проведении закупок.

Государственная информационная система «Независимый регистратор» разработана Минкомсвязи России и передана в эксплуатацию в ФАС России.

  • Должна быть скачана и установлена на компьютере
  • Фиксирует передачу сигнала и действия
  • Принимается ФАС и судами как доказательство
  • Скриншоты не являются доказательством
6 ошибка поставщиков в закупках

Сегодня в области закупок применяется специальное ПО, фиксирующее возникающие сбои при осуществлении закупок. В связи с тем, что торги осуществляются на электронных торговых площадках, этот момент очень важен. Теперь формально понятие «торги» существует и непосредственно в конкурсе, появилась подача окончательного предложения. Разработано данное ПО было Минкомсвязью, но на данный момент связанными с ним вопросами занимается ФАС.

Стоит отметить, что пока не все составляющие в отношении данного ПО сейчас реализованы. По мнению ФАС, это ПО еще должно подвергнуться некоторым изменениям, например, это касается того, что оно должно фиксировать в процессе проведения торгов.

Ранее если участник процедуры не мог в силу каких-то причин подать заявку на участие в торгах, достаточно было сделать скриншот. Сейчас в качестве доказательства суды и ФАС скриншоты не принимают.

Стоит отметить, что сегодня существует возможность обратиться к специальному ПО, называемому ГИС «Независимый регистратор». Распространяется оно на бесплатной основе, найти и установить данное ПО можно через ЕИС.

ГИС «Независимый регистратор» фиксирует направляемые сигналы от участника до электронной торговой площадки и устанавливает, на каком этапе произошел сбой. Таким образом, данное ПО позволяет участнику дополнительно себя обезопасить.

Усиление режима в отношении картелей

Введение новых понятий:

  • Цифровой кот
  • Цифровой след

В 2019 году ФАС России было возбуждено 944 дела об антиконкурентных соглашениях и запрещенных согласованных действиях хозяйствующих субъектов, из них 424 дела о картелях, самые частые – сговоры на торгах (320), а также принято 810 решений о нарушении антимонопольного законодательства.

7 ошибка поставщиков в закупках

ФАС вносит изменения и усиливает режим в отношении картелей, новая практика по данному вопросу регулярно нарабатывается. Например, сегодня существует такое понятие как «Цифровой след» – отслеживание определенных моментов, сохраняемых в электронной форме после проведения торгов.

Также ФАС было разработано ПО «Цифровой кот», однако работает оно пока не в полную меру. Антимонопольная служба стремится автоматизировать процесс обнаружения нарушений по итогам онлайн изучения режима деятельности ЕИС, где были эти нарушения. На самом деле, прототип такого обеспечения есть, об этом говорит судебная практика.

Естественно, суд не может доподлинно установить, велись ли между участниками торгов переговоры, какова была переписка, однако при этом существуют косвенные признаки, такие как единый IP-адрес, единый формат заявки, автор документа и т.д., на которые суды обращают внимание. Список косвенных доказательств, подтверждающих факт заключения соглашения, существования картели, и принимаемых судами, достаточно широк.

Особо актуальны сегодня те случаи из практики изучения данного вопроса, где на этапе расчета начально-максимальной цены контракта были ситуации, связанные с превышением суммы, на этапе размещения заказа существовали какие-либо ограничения конкуренции и т.д. Все это в итоге приводит к тому, что контракты заключаются с нарушениями и по завышенной цене. К этим вопросам нужно подходить с особой внимательностью.

Ошибка 8. Порядок проверки банковских гарантий

С 6 мая участники государственных закупок имеют возможность видеть сведения из реестра банковских гарантий в ЕИС, в т.ч:

  • мониторить в онлайн-режиме внесение банками в реестр сведений о выданных им гарантиях для участия в открытых электронных процедурах
  • отслеживать в реестре наличие гарантий, выданных под обеспечение исполнения контракта или гарантийных обязательств

Государственный заказчик вправе не принимать банковскую гарантию, если она отсутствует в реестре.

8 ошибка поставщиков в закупках

Проверка банковских гарантийС 6 мая 2020 года для участников закупок существует возможность ознакомиться со сведениями из реестра банковских гарантий в ЕИС. Ранее такая информация была закрыта, и видеть ее могли только заказчики. В связи с этим поставщики не имели возможности уточнить, была ли банковская гарантия внесена в реестр, соответствует ли она форме, та ли сумма отражена в документе и т.д. То есть, проконтролировать указанные моменты было невозможно.

Сейчас наличие банковских гарантий можно проверять в режиме онлайн. Согласно действующему законодательству, госзаказчик вправе не принимать банковскую гарантию в случае ее отсутствия в реестре или при несоответствии ее установленным ч.2 ст.45 требованиям. Посредством сообщений, поступающих из ЕИС, можно узнать порядок отслеживания банковских гарантий.

Ошибка 9. Невозможность исполнения контрактов

Минфин предложил дать возможность изменять государственные закупки в период пандемии:

  • Заказчики могут изменять цену и сроки госконтрактов, если обязательства нельзя исполнить ввиду введенных ограничений против распространения коронавирусной инфекции
  • Также – освобождение от неустойки
  • Пеня – от цены этапа
  • При одностороннем расторжении нужна справка с ТПП о чрезвычайных обстоятельствах

Минпромторг разработал совместный с Минюстом и Минфином законопроект о признании ограничений для борьбы с коронавирусной инфекцией форс-мажором при осуществлении госзакупок.

Положения действующего законодательства предоставляют правительству возможность определения особенностей осуществления конкретных закупок (ст. 111 ФЗ-44).

ФАС предписала территориальным органам принимать во внимание при рассмотрении жалоб на процедуры госзакупок, что коронавирусная инфекция считается форс-мажором.

ошибка поставщиков в закупках

По предписанию ФАС, территориальные органы должны при рассмотрении жалоб принимать во внимание, что коронавирусная инфекция относится к числу форс-мажорных обстоятельств.

Для подтверждения данного факта потребуется справка из Торгово-промышленной палаты, подтверждающая, что исполнение контракта не представляется возможным в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств. В таком случае не будут применяться неустойки, расторжение контракта в одностороннем порядке будет приостановлено.

Стоит отметить, что сегодня уже имеются судебные решения, согласно которым различные обстоятельства не всегда принимаются во внимание. Причина тому – отсутствие у стороны доказательств, подтверждающих невозможность исполнения условий контракта.

Кроме того, сегодня существуют рекомендации Минфина, связанные с коронавирусом, на которые следует обращать внимание. Помимо этого, учитывать нужно и положения совместного информационного сообщения, сделанного МЧС, ФАС России и Минфином. Заказчики в условиях эпидемии вправе изменять цену и сроки по государственным контрактам, а пеня может исчисляться с учетом цены этапа.

Этот момент очень важен, ведь он позволяет участникам закупок обезопасить себя от наступления негативных последствий.

Ошибка 10. Электронная форма актов о приемке

  • С 1 января 2020 г. – право оформления
  • С 1 июля 2020 г. – обязанность оформления по определенным отраслям (строительство, лекарства)
  • С 1 января 2021 г. – обязанность оформления по любым видам

Интеграция с системами бухучета заказчиков.

Дальнейшая цифровизация системы:

  • появление возможности «бронирования» средств;
  • появление возможности автоматической оплаты.
10 ошибка поставщиков в закупках

В связи с введенными ограничительными мерами желательно меньше общаться и контактировать с заказчиками, выдерживая социальную дистанцию. В связи с этим сейчас разрабатывается определенный цифровой метод.

Казначейство к этому вопросу было готово немного раньше. С 1 января 2020 года в ЕИС действует новый пробный сервис, позволяющий оформлять акты о приемке товара в электронной форме.

С 1 июля 2020 года это станет обязательным для определенных отраслей по видам деятельности – строительства и закупок лекарственных препаратов.

С 1 января 2021 года оформление актов в электронной форме станет обязательным для всех участников закупок товаров, работ, услуг.

Указанные изменения довольно актуальны, ведь это освобождает от встреч и ведения прямых переговоров с заказчиком.

Если при оформлении документов на бумажном носителе заказчик мог целенаправленно затягивать процедуру подписания, но электронный формат обязывает его принять или отклонить документацию в течение определенного срока. Согласно приказу ФНС России, такая форма является универсальным передаточным документом.

Стоит отметить, что такое нововведение в скором времени приведет к появлению возможности бронировать в казначействе средств под контракт и производить автоматическую оплату.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий