Обязанности заказчика по 44-ФЗ

Полезные статьи

Закупочная деятельность строго регламентирована, и обязанности заказчика по 44-ФЗ не стали исключением – закон обозначает как общие положения, так и необходимую отчетность. За нарушение тех или иных пунктов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях – уголовная.

Однако, прежде чем начать рассмотрение обязанностей заказчика, будет необходимо определиться с терминологией и понять, кто именно является заказчиком с точки зрения законодательства. Обо всем этом расскажем в нашей статье.

Заказчик по 44-ФЗ, кто это?

исполнитель

Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.

Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:

— госорган (в том числе орган государственной власти)

— орган управления внебюджетным фондом

— казённое учреждение

— бюджетное учреждение

— унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны)

— корпорация «Росатом»

— корпорация «Роскосмос»

Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.

Обязанности заказчика по 44-ФЗ

Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.

Права заказчиков по 44-ФЗ:

  • приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня
  • проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП
  • свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ
  • делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме
  • участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок
  • заключение государственных и муниципальных контрактов

К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:

  • назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий
  • составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности
  • публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации
  • разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников
  • анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры
  • разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников
  • выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется
  • приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки
  • оплата поставки по контракту в оговоренные сроки
  • оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации
  • направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП

Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ

команда

Как было указано выше, одной из обязанностей заказчика по 44-ФЗ является составление и направление отчетов. До введения поправок к закону 44-ФЗ заказчик должен был формировать 4 отчета. Теперь же информация предоставляется только по одному направлению:

  • по количеству закупок у СМП и СОНКО в течение года.

Сведения по объему закупок у предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности должны быть размещены в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с законом заказчики обязаны закупать у данных организаций не менее 15% от годового объема товаров, работ и услуг. В отчет в том числе должны быть включены сведения о закупках, которые не состоялись по любым причинам, если контрагентами были представители СМП и СОНКО.

Помимо этого, заказчик обязан в ЕИС заполнить ежегодный отчет, в который заносятся данные по осуществлению крупных проектов с участием государства. В законе нет указания, в какой срок необходимо предоставить данный отчет.

Административная ответственность заказчика по 44-ФЗ

суд

С 1 января 2021 года были введены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Гражданский процессуальный кодекс РФ. 30 января 2020 года Минфин разместил проект этих нормативных актов на соответствующем сайте. Вопросу нарушений при проведении государственных закупок в новом административном кодексе посвящена 28 глава. Также в ней приводятся санкции за несоблюдение закона отдельными видами юридических лиц и представителями сферы гособоронзаказа в ходе закупочных процедур.

Размер штрафов за нарушение законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ останется без изменений. При неисполнении своих обязанностей заказчик по контракту в рамках 44-ФЗ и прочих нормативных актов должен заплатить неустойку в размере до 500 000 руб., максимальный размер штрафа для должностных лиц — 50 000 руб.

Если нарушение будет квалифицировано как малозначительное, то мерой наказания за него является предупреждение.

В соответствии с поправками к Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые вступили в действие с 2021 года, предусматриваются следующие санкции за нарушение закона:

СтатьяОтветственность
28.1Нарушения положений контрактного законодательства при выборе процедуры определения поставщика и разработке ее условий наказываются штрафом.
28.2Нарушение требований по размещению информации в ходе государственной закупки наказывается штрафом.
28.3Нарушения порядка, предусмотренного для проведения госзакупки, наказывается штрафом.
28.4Нарушение процедуры и сроков при возврате обеспечения заявок, исполнения контракта наказывается штрафом. Также штраф предусмотрен, если не соблюдается порядок или сроки блокировки спецсчета, на который вносятся вышеуказанные суммы.
28.5Нарушения в ходе проведения электронной процедуры наказываются штрафом.
28.6Нарушения, допущенные в процедуре заключения контракта, а также в регламенте его корректировки, наказываются штрафом.
28.7Нарушения, допущенные при оплате за поставленные товары, выполненные работы или услуги, в том числе несоблюдение сроков, наказываются штрафом.
28.8Нарушения, допущенные в ходе закупок отдельными видами юридических лиц, наказываются штрафом.
28.10Отказ или уклонение подрядчика от подписания государственного контракта, если закупка проводится в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), наказывается штрафом. То же самое относительно договора, исполнение которого требуется для реализации ГОЗ.
28.11Нарушение обязательных требований к продукции, относящейся к оборонной сфере, наказывается штрафом.
28.12Ликвидация или перепрофилирование промышленного оборудования, продукция которого является объектом поставки по гособоронзаказу, наказывается штрафом.
28.13Использование на другие цели бюджетных средств, выделенных для закупок в сфере гособоронзаказа, наказывается штрафом.
28.14Нарушение требований в отношении ведения раздельного учета в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности наказывается штрафом.
28.15Неисполнение или исполнение не должным образом государственного контракта в сфере гособоронзаказа, а также действия (бездействие) подрядчика, результатом которых стало неправомерное увеличение цены ГОЗ, наказываются штрафом.
28.16Отклонение от положений государственного контракта в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.
28.17Непредоставление информации относительно заключения и исполнения контрактов в сфере гособоронзаказа по предусмотренным законом правилам наказывается штрафом.
28.18Проведение уполномоченным банком непредусмотренных соответствующим законодательством транзакций по контрактам в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом.
28.19Несоблюдение регламента банковского сопровождения, нарушение уполномоченной финансово-кредитной организацией обязанностей, связанных с реализацией контрактов в сфере гособоронзаказа, наказываются штрафом.
28.20Нарушение в регламенте обнародования сведений в ИАС, в том числе при сравнении цен на однотипные товары, работы, услуги при осуществлении госзакупок в сферах ГОЗ и гражданской, наказываются штрафом.

Уголовная ответственность заказчика

задержание

Если при нарушении регламента проведения государственной закупки виновные несут административную ответственность, то при выявлении фактов должностных злоупотреблений, мошенничества, взяточничества правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Как ни прискорбно, в сфере госзаказов подобные преступления происходят регулярно.

К уголовной ответственности по фактам нарушения закона при осуществлении государственной закупки могут привести действия контрагентов, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

СтатьяОписаниеНаказание
Статья 159 «Мошенничество».Например, мошенничеством является хищение денежных средств в ходе государственной закупки.Лишение свободы сроком до 10 лет.
Статья 290 «Получение взятки».Привлекается к ответственности должностное лицо со стороны заказчика, уличённое в получении денег или иных ценностей, услуг от участника конкурсной процедуры, например, за победу в ней.Штраф, равный 70-кратному размеру взятки, либо заключение под стражу на максимальный период 15 лет.
Статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве».Ответственность предусмотрена для субъекта, который по поручению участника передает взятку должностному лицу со стороны заказчика. Также в качестве посредничества расценивается любое участие в переговорах и прочие действия, направленные на передачу взятки представителю заказчика (контрактному управляющему, члену закупочной комиссии и т. д.).Штраф, в 30 раз превышающий сумму взятки, или заключение под стражу сроком до 7 лет.
Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств».Данное действие заказчика попадает в правовое поле Уголовного кодекса РФ, когда бюджетные средства израсходованы в сумме свыше 1,5 млн руб.Лишение свободы сроком до 5 лет. При меньших объемах нецелевых трат наступает ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации либо штрафа до 50 000 рублей.

Читайте также статью: «Уголовно-правовые риски при работе с госконтрактами«

В частности, не просто нарушением, а преступлением, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством, будут действия участника конкурсной процедуры, когда он заплатил некоторую сумму представителю заказчика, за что последний поспособствовал победе этой организации в тендере и последующему заключению контракта.

Следует иметь в виду, что наказание в виде штрафов предусмотрено не только для юридического лица, но и сотрудники заказчика несут персональную ответственность за собственные неправомерные действия (бездействие) – на должностных лиц также накладываются штрафы и применяются дополнительные меры, такие как дисквалификация.

Шинина Анастасия
Шинина Анастасия
Закажите бесплатную консультацию у нашего ведущего эксперта
Заказать консультацию
Оцените информацию

Похожие материалы

Оцените статью
Стартендер
Добавить комментарий