Закупочная деятельность строго регламентирована, и обязанности заказчика по 44-ФЗ не стали исключением – закон обозначает как общие положения, так и необходимую отчетность. За нарушение тех или иных пунктов предусмотрена административная ответственность, а в некоторых случаях – уголовная.
Однако, прежде чем начать рассмотрение обязанностей заказчика, будет необходимо определиться с терминологией и понять, кто именно является заказчиком с точки зрения законодательства. Обо всем этом расскажем в нашей статье.
Заказчик по 44-ФЗ, кто это?

Условия функционирования системы государственных закупок жестко регламентированы законодательством. Заказчиками выступают различные государственные и муниципальные организации, финансирование которых осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Перечень типов учреждений, которые являются заказчиками, приведен в статье 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».
Законодательством также установлено, что учреждения, имеющие различную организационно-правовую форму, выступая в роли заказчика, наделяются своим объемом полномочий.
Чтобы обеспечить регулирование в сфере госзакупок и разграничить права и обязанности заказчика по контракту 44-ФЗ, законом принято разделение государственных бюджетных учреждений на следующие виды:
— госорган (в том числе орган государственной власти)
— орган управления внебюджетным фондом
— казённое учреждение
— бюджетное учреждение
— унитарные предприятия (за исключением ФГУП, которые имеют существенное значение для защиты прав и интересов граждан, а также обороны и безопасности страны)
— корпорация «Росатом»
— корпорация «Роскосмос»
Что касается организаций муниципального уровня, которые также являются заказчиками в системе госзакупок в соответствии с 44-ФЗ, то они подразделяются на муниципальные органы и казенные учреждения, представляющие интересы муниципального образования. Их деятельность ограничена бюджетным законодательством, в соответствии с которым на данные учреждения возлагаются определенные бюджетные обязательства.
Обязанности заказчика по 44-ФЗ
Вне зависимости от типа бюджетного учреждения права и обязанности заказчика по 44-ФЗ одинаковы. Однако закон предусматривает определенные ограничения, в частности для автономных учреждений, когда для реализации закупки действуют особые правила.
Права заказчиков по 44-ФЗ:
- приобретение товаров, работ и услуг, финансируемое из бюджета соответствующего уровня
- проведение закупок в электронной форме с использованием ЭТП
- свобода выбора способов закупок с учетом норм 44-ФЗ
- делегирование уполномоченной организации функций заказчика по закупке в любом объеме
- участие в разборе жалоб на действия заказчиков в рамках закупок
- заключение государственных и муниципальных контрактов
К обязанностям заказчиков по 44-ФЗ относятся:
- назначение лиц, ответственных за реализацию закупки: закупочная комиссия, контрактный управляющий
- составление плана-графика закупок с указанием сроков и периодичности
- публикация в ЕИС извещения о закупке и конкурсной документации
- разработка понятных критериев, по которым проводится оценка заявок участников
- анализ поступивших заявок и выбор победителя конкурсной процедуры
- разъяснение содержания документации по закупке по запросам участников
- выполнение экспертизы объекта поставки, если требуется
- приемка товаров, работ и услуг в оговоренные сроки
- оплата поставки по контракту в оговоренные сроки
- оформление и направление в соответствующие инстанции отчетной документации
- направление информации о недобросовестных поставщиках в РНП
Обязанности заказчиков по отчетам в рамках 44-ФЗ

Как было указано выше, одной из обязанностей заказчика по 44-ФЗ является составление и направление отчетов. До введения поправок к закону 44-ФЗ заказчик должен был формировать 4 отчета. Теперь же информация предоставляется только по одному направлению:
- по количеству закупок у СМП и СОНКО в течение года.
Сведения по объему закупок у предприятий малого бизнеса и некоммерческих организаций социальной направленности должны быть размещены в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с законом заказчики обязаны закупать у данных организаций не менее 15% от годового объема товаров, работ и услуг. В отчет в том числе должны быть включены сведения о закупках, которые не состоялись по любым причинам, если контрагентами были представители СМП и СОНКО.
Помимо этого, заказчик обязан в ЕИС заполнить ежегодный отчет, в который заносятся данные по осуществлению крупных проектов с участием государства. В законе нет указания, в какой срок необходимо предоставить данный отчет.
Административная ответственность заказчика по 44-ФЗ

С 1 января 2021 года были введены поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Гражданский процессуальный кодекс РФ. 30 января 2020 года Минфин разместил проект этих нормативных актов на соответствующем сайте. Вопросу нарушений при проведении государственных закупок в новом административном кодексе посвящена 28 глава. Также в ней приводятся санкции за несоблюдение закона отдельными видами юридических лиц и представителями сферы гособоронзаказа в ходе закупочных процедур.
Размер штрафов за нарушение законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и 275-ФЗ останется без изменений. При неисполнении своих обязанностей заказчик по контракту в рамках 44-ФЗ и прочих нормативных актов должен заплатить неустойку в размере до 500 000 руб., максимальный размер штрафа для должностных лиц — 50 000 руб.
Если нарушение будет квалифицировано как малозначительное, то мерой наказания за него является предупреждение.
В соответствии с поправками к Кодексу РФ об административных правонарушениях, которые вступили в действие с 2021 года, предусматриваются следующие санкции за нарушение закона:
Статья | Ответственность |
28.1 | Нарушения положений контрактного законодательства при выборе процедуры определения поставщика и разработке ее условий наказываются штрафом. |
28.2 | Нарушение требований по размещению информации в ходе государственной закупки наказывается штрафом. |
28.3 | Нарушения порядка, предусмотренного для проведения госзакупки, наказывается штрафом. |
28.4 | Нарушение процедуры и сроков при возврате обеспечения заявок, исполнения контракта наказывается штрафом. Также штраф предусмотрен, если не соблюдается порядок или сроки блокировки спецсчета, на который вносятся вышеуказанные суммы. |
28.5 | Нарушения в ходе проведения электронной процедуры наказываются штрафом. |
28.6 | Нарушения, допущенные в процедуре заключения контракта, а также в регламенте его корректировки, наказываются штрафом. |
28.7 | Нарушения, допущенные при оплате за поставленные товары, выполненные работы или услуги, в том числе несоблюдение сроков, наказываются штрафом. |
28.8 | Нарушения, допущенные в ходе закупок отдельными видами юридических лиц, наказываются штрафом. |
28.10 | Отказ или уклонение подрядчика от подписания государственного контракта, если закупка проводится в сфере гособоронзаказа (ГОЗ), наказывается штрафом. То же самое относительно договора, исполнение которого требуется для реализации ГОЗ. |
28.11 | Нарушение обязательных требований к продукции, относящейся к оборонной сфере, наказывается штрафом. |
28.12 | Ликвидация или перепрофилирование промышленного оборудования, продукция которого является объектом поставки по гособоронзаказу, наказывается штрафом. |
28.13 | Использование на другие цели бюджетных средств, выделенных для закупок в сфере гособоронзаказа, наказывается штрафом. |
28.14 | Нарушение требований в отношении ведения раздельного учета в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности наказывается штрафом. |
28.15 | Неисполнение или исполнение не должным образом государственного контракта в сфере гособоронзаказа, а также действия (бездействие) подрядчика, результатом которых стало неправомерное увеличение цены ГОЗ, наказываются штрафом. |
28.16 | Отклонение от положений государственного контракта в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом. |
28.17 | Непредоставление информации относительно заключения и исполнения контрактов в сфере гособоронзаказа по предусмотренным законом правилам наказывается штрафом. |
28.18 | Проведение уполномоченным банком непредусмотренных соответствующим законодательством транзакций по контрактам в сфере гособоронзаказа наказывается штрафом. |
28.19 | Несоблюдение регламента банковского сопровождения, нарушение уполномоченной финансово-кредитной организацией обязанностей, связанных с реализацией контрактов в сфере гособоронзаказа, наказываются штрафом. |
28.20 | Нарушение в регламенте обнародования сведений в ИАС, в том числе при сравнении цен на однотипные товары, работы, услуги при осуществлении госзакупок в сферах ГОЗ и гражданской, наказываются штрафом. |
Уголовная ответственность заказчика

Если при нарушении регламента проведения государственной закупки виновные несут административную ответственность, то при выявлении фактов должностных злоупотреблений, мошенничества, взяточничества правовое регулирование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Как ни прискорбно, в сфере госзаказов подобные преступления происходят регулярно.
К уголовной ответственности по фактам нарушения закона при осуществлении государственной закупки могут привести действия контрагентов, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:
Статья | Описание | Наказание |
Статья 159 «Мошенничество». | Например, мошенничеством является хищение денежных средств в ходе государственной закупки. | Лишение свободы сроком до 10 лет. |
Статья 290 «Получение взятки». | Привлекается к ответственности должностное лицо со стороны заказчика, уличённое в получении денег или иных ценностей, услуг от участника конкурсной процедуры, например, за победу в ней. | Штраф, равный 70-кратному размеру взятки, либо заключение под стражу на максимальный период 15 лет. |
Статья 291.1 «Посредничество во взяточничестве». | Ответственность предусмотрена для субъекта, который по поручению участника передает взятку должностному лицу со стороны заказчика. Также в качестве посредничества расценивается любое участие в переговорах и прочие действия, направленные на передачу взятки представителю заказчика (контрактному управляющему, члену закупочной комиссии и т. д.). | Штраф, в 30 раз превышающий сумму взятки, или заключение под стражу сроком до 7 лет. |
Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств». | Данное действие заказчика попадает в правовое поле Уголовного кодекса РФ, когда бюджетные средства израсходованы в сумме свыше 1,5 млн руб. | Лишение свободы сроком до 5 лет. При меньших объемах нецелевых трат наступает ответственность в соответствии со статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде дисквалификации либо штрафа до 50 000 рублей. |
Читайте также статью: «Уголовно-правовые риски при работе с госконтрактами«
В частности, не просто нарушением, а преступлением, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством, будут действия участника конкурсной процедуры, когда он заплатил некоторую сумму представителю заказчика, за что последний поспособствовал победе этой организации в тендере и последующему заключению контракта.
Следует иметь в виду, что наказание в виде штрафов предусмотрено не только для юридического лица, но и сотрудники заказчика несут персональную ответственность за собственные неправомерные действия (бездействие) – на должностных лиц также накладываются штрафы и применяются дополнительные меры, такие как дисквалификация.
