Закупочное законодательство успело неоднократно поменяться с начала 2022. В статье вспомним основные изменения и посмотрим, стала ли система закупок проще и привлекательнее, особенно для новичков.
- Унифицирование требований к извещению
- Сокращение способов закупок
- Уменьшение сроков процедур
- Обобщение требований к составу заявки
- Введение новых оснований для отклонения заявки
- Введение универсальной предквалификации
- Упрощение получения гарантий
- Перевод в электронный вид приемку товаров и обжалование
- Сокращение сроков подписания и оплаты контрактов
- Вывод
Унифицирование требований к извещению
Требования к извещению о закупке обобщили в ст. 42 44-ФЗ. Они четко определяют:
- Список электронных документов, которые должны быть в извещении. Это описание объекта закупки, обоснование начальной максимальной цены (НМЦ), проект контракта, требования к содержанию и составу заявки, инструкция по ее заполнению, порядок рассмотрения и оценки заявок (для конкурса).
- Сроки, которых заказчики должны придерживаться, когда публикуют извещения. Для разных видов процедур они разные.
- Правила, по которым можно корректировать извещения.
- Порядок, по которому участник может направить заказчику запрос на разъяснение по закупке, количество таких запросов и сроки ответа на них.
Систематизированные требования сделали подготовку извещений и прилагаемых к ним документов проще и понятнее. Участникам стало легче разобраться с информацией по закупке, а также защитить свои права в спорных ситуациях, ведь закон теперь четко указывает, что заказчик должен указать в извещении.
Сокращение способов закупок
Из 44-ФЗ убрали малоэффективные виды закупок. Это:

Запрос предложений исключили, так как этот способ часто вызывал у поставщиков вопросы, в том числе и сомнения в объективности подведения итогов. Ушли в прошлое предквалификационный отбор, который проводили в конкурсах с ограниченным участием, и открытое обсуждение заявок и предмета закупки, характерные для двухэтапного конкурса.
Остались только понятные и прозрачные способы закупок с четко прописанными правилами, а именно:
- Конкурс (электронный открытый и закрытый, закрытый «бумажный»);
- Аукцион (электронный открытый и закрытый, закрытый «бумажный»);
- Запрос котировок в электронной форме.
С упразднением сложных способов отбора поставщика новичкам стало легче разобраться в видах закупок и их правилах. Непростым для начинающих остается лишь конкурс, где победителя определяют выбирают не только по предложенной цене, но и по опыту, квалификации и другим параметры, которые установил заказчик.
Уменьшение сроков процедур
Сроки рассмотрения заявок и подведения итогов сократили во всех способах электронных закупок — поставщики теперь быстрее узнают результаты. Если, например, участник обеспечивал заявку деньгами, то он сможет оперативнее вернуть средства и вложиться в новую закупку.
Если заказчик скорректировал условия закупки или дал разъяснения по запросу того или иного участника, электронная площадка уведомит поставщиков об этом не позднее, чем через один час (ч. 6 ст. 5 44-ФЗ). Участники быстрее узнают о том, что в заявку или документы нужно внести поправки, риск ошибок и отклонений будет меньше.

Аукционы по новым правилам начинаются через два часа после окончания приема заявок, их продолжительность ограничили пятью часами, а на подачу ставки выделили только четыре минуты (п. 5 ч. 3 ст. 49 44-ФЗ). Раньше ждали рассмотрения первых частей заявок, на ставку давалось 10 минут, а длительность аукциона не ограничивалась — он мог затянуться на несколько суток.
Обобщение требований к составу заявки
Общие требования к заявкам для всех конкурентных закупок установили в ст. 43 44-ФЗ. Каждый способ определения поставщика сохранил свою специфику, но в целом разрозненные требования ушли в прошлое.
Введение новых оснований для отклонения заявки
В электронных конкурсах появились новые причины для отклонения участников (ст. 48 44-ФЗ). Например, заявку могут отклонить, если:
- Цена товара указана в первой части заявки. Это считается некорректным оформлением: стоимость указывают в специально выделенной третьей части заявки — ценовом предложении.
- Обеспечение не соответствует требованиям. Например, в независимой гарантии неправильно прописана сумма.
- Участник из недружественного России государства.
В закрытых конкурсах могут быть и другие основания для отклонения:
- Поставщик заявился на тендер без приглашения.
- Участник одновременно направил несколько предложений по одному предмету закупки.
- Поставщик предложил цену выше начальной (максимальной), равной нулю или сам готов заплатить за заключение контракта;
- Участник не указал необходимые сведения или предоставил информацию, которая не соответствует действительности.
Теперь участники конкурса надежнее защищены от мошенников и недобросовестных конкурентов. Новым игрокам нужно внимательно отнестись к оформлению заявок и подготовке обеспечения, чтобы их не отклонили.
Введение универсальной предквалификации
До января 2022 заказчики в сложных и ответственных закупках могли установить доптребования к поставщикам. Например,в тендерах по реставрации памятников культуры. С января 2022 кроме допребований по ПП РФ № 2571 заказчики могут установить квалификационные требования (ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ). Этот механизм отсеивает неопытных участников и называется универсальной предквалификацией. Его применяют в тендерах с ценой 20 млн рублей и более, если при этом заказчик не установил доптребования по ПП № 2571.
Нововведение перекрывает новичкам доступ к крупным закупкам, так как основное требование заказчиков при установлении предквалификации — опыт успешной работы с госзаказом сроком не менее трех лет. Цена исполненного контракта или договора при этом должна составлять не менее 20% от НМЦК текущего тендера.
Упрощение получения гарантий
Участники закупок должны обеспечивать исполнение контрактов. Для этого ввели независимые гарантии (ст. 45 44-ФЗ) и расширили круг организаций, которые вправе их выдавать. Кроме банков из перечня Минфина, это фонды содействия субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» и Евразийский банк развития. Вариантов, куда обратиться, стало больше, а сами банки быстрее принимают решения о выдаче гарантий.
Финансовых выгод, однако, не так много. К примеру, комиссия Фонда содействия кредитованию МСП за выдачу гарантии — от 0,75%. Для компаний-новичков предусмотрена льготная ставка от 0,5% — это чуть меньше комиссии СберБанка. При этом, оформить гарантию напрямую в банке, вероятно, будет быстрее, чем в Фонде.
Перевод в электронный вид приемку товаров и обжалование
С 2022 в электронных закупках ввели электронное актирование — обмен закрывающими документами через ЕИС. Цифровизация закупок должна упростить процессы и отменить бумажные документы, но пока на практике у заказчиков и поставщиков много вопросов, как правило, технического характера.
Нередко заказчики просят участников оформлять документы и в электронном, и в бумажном виде. Новички, в частности, путаются в том, какую дату отгрузки указывать в ЕИС, если электронные акты формируют заранее. Они боятся, что заказчик не утвердит приемку, если подготовить акт в ЕИС в день фактической отгрузки.

Несмотря на технические нюансы, электронное актирование для новых игроков — это гарантия оплаты по контракту. Действия в ЕИС фиксируются и бесследно не пропадут. Если закрывающие документы утверждены и товар поставлен, заказчик обязан его оплатить в установленные сроки.
С помощью ЕИС можно подать и жалобу в ФАС: в открытых электронных закупках обжалование теперь только электронное, а в закрытых тендерах еще остается возможность жаловаться «на бумаге». Это существенно упрощает новичкам обжалование и ускоряет решение спорных ситуаций. К тому же нововведения сокращают число «профессиональных жалобщиков», которые пытаются необоснованно сорвать процедуру.
Сокращение сроков подписания и оплаты контрактов
Время на заключение контракта в электронных торгах сократили до девяти рабочих дней:
- Теперь у заказчика есть два рабочих дня на формирование и отправку проекта контракта вместо пяти календарных.
- У поставщика на подписание пять рабочих дней, а не пять календарных.
- Два рабочих дня вместо трех остается у заказчика на подписание контракта со своей стороны.
У поставщиков появилось больше времени на подписание контракта, а риск не успеть или не оформить вовремя банковскую гарантию снизился.
В запросе котировок в электронной форме сроки заключения контракта еще меньше:
- за один рабочий день заказчик готовит проект контракта,
- за один рабочий день поставщик его подписывает,
- за один рабочий день заказчик подписывает контракт со своей стороны.
В электронных закупках, которые размещены в ЕИС с 1 января 2022, сроки оплаты тоже значительно сократили: федеральные заказчики должны оплатить поставленные товары, работы или услуги не более чем за 7 рабочих дней, а в закупках на бумаге или с казначейским сопровождением — не более чем за 10 рабочих дней. Остальные заказчики перейдут на такие «ускоренные» сроки оплаты с 1 июля 2022.

Раньше сроки оплаты составляли 15 рабочих дней в обычных закупках и 10 рабочих дней в тендерах для малого бизнеса (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Если приемка проходила без ЕИС, на оплату давалось 30 дней.
Нововведение ускоряет оплату, поставщики быстрее получают прибыль и могут вложить средства в другие проекты. Это важно и для новичков: на этапе развития деньги не бывают лишними.
Вывод
Большинство поправок, которые ввели в 2022, существенно упрощает новичкам выход на рынок госзаказа:
- правила становятся прозрачнее,
- закупочные процедуры и оплата по контрактам проходят быстрее,
- цифровизация закупок сокращает трату времени и сил на подготовку к тендерам.
Но есть и нововведения, которые перекрыли вход в отдельные закупки неопытным поставщикам: в сложных и дорогих закупках государство заинтересовано в надежных и опытных исполнителях.
Для удобства все существенные законодательные изменения 2022 и их эффект мы отразили в одной таблице. Поделитесь в комментариях, стало ли вам проще участвовать в закупках.
Новые меры | Эффект для новичков |
Унифицированные требования к извещению | Проще разобраться с информацией о закупке и отстоять свои права в спорах |
Сокращение видов закупок | Упразднили сомнительные процедуры и оставили прозрачные способы с четкими правилами |
Уменьшение сроков проведения процедур | Закупки проходят быстрее, можно участвовать в нескольких тендерах сразу. Быстрее можно вернуть обеспечение заявки |
Общие требования к составу заявки | Проще готовить документы |
Расширенные основания для отклонения заявки | Касаются конкурсов. Новые правила не усложняют участие, но новички редко выходят на рынок госзакупок через конкурсы |
Упрощение получения гарантий | Больше вариантов для оформления гарантии, банки быстрее принимают решение по их выдаче |
Универсальная предквалификация | Ограничивает доступ новым поставщикам к дорогим закупкам: без опыта к таким тендерам их не допустят |
Электронное актирование и электронное обжалование | Электронная приемка пока вызывает много вопросов, в основном технических — новичкам сложно разобраться в нюансах. Плюс — это гарантия оплаты по контракту.С помощью электронных жалоб спорные вопросы решаются быстрее. Также сокращается количество жалобщиков, которые хотят сорвать тендер |
Корректировка сроков подписания контракта | На подписание соглашения у участников теперь больше времени, а риск пропустить сроки — меньше |
Ускорение оплаты по контрактам | Поставщики быстрее получают деньги и могут вложить их в следующие тендеры |
